Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

Любую человеческую деятельность всегда можно представить в виде процесса решения человеком тех или  иных задач (учебных, познавательных, трудовых и др.). При организации деятельности ведущую роль имеет мышление. Оно  всегда является процессом, который направлен на достижение определенной цели, на познание и преобразование определенного объекта (реального или идеального). И во многом процесс мышления определяется именно характером объектов и способами их преобразования, «манипуляции» ими. Опираясь на основные положение психологии мышления, разработанные Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлином, О. Г. Леонтьевым, В. В. Давыдовым и др., будем считать, что стиль мышления – это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, которые направлены на решение задач определенного класса, и которые детерминированны этими задачами.

Специфическими объектами, рассматриваемыми в алгоритмике, являются алгоритмы  как определенные артефакты, продукты человеческой деятельности. Поэтому, в общем случае, будем считать, что алгоритмический стиль мышления – это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, которые направлены на решение как теоретических так и практических задач, и результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.

Для понимания программы человеку приходится представлять себе всю ту огромную работу, которую проделывает  компьютер, выполняя программу. Алгоритмический стиль мышления как раз и позволяет сворачивать длинные последовательности действий в короткие программы и наоборот, разворачивать мысленно короткие программы в длинные последовательности действий. Весь смысл алгоритмизации и состоит в том, что мы способны с помощью алгоритмических конструкций компактно описывать и задавать как огромные последовательности действий, так и огромные массивы информации.

Несомненно, алгоритмическое мышление составляет важную часть интеллектуальной деятельности человека с применением современных информационных технологий. Система мышления, определяемая как алгоритмическое мышление, определяется (в своей системности, но не в элементном составе) необходимыми и достаточными компонентами, которые позволяют выделить ее в особый стиль мышления. Компоненты алгоритмического стиля мышления:

  1. Анализ требуемого результата и выбор на этой основе исходных данных для решения проблемы;
  2. Выделение операций, необходимых для решения;
  3. Выбор исполнителя, способного осуществлять эти операции;
  4. Упорядочение операций и построение модели процесса решения;
  5. Реализация процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить;
  6. Коррекция исходных данных или системы операций в случае несовпадения полученного результата с предполагаемым.

К специфическим свойствам алгоритмического стиля мышления относится:

  • дискретность (пошаговость исполнителя алгоритма, конкретизация действий, структурирование процесса выполнения операций);
  • абстрактность (возможность абстрагирования от конкретных исходных данных и переход к решению задачи в общем виде);
  • осознанная закрепленность в языковых формах (умение представить алгоритм при помощи некоторого формализованного языка).

Выделим комплексы методических приемов, применение которых способствует развитию алгоритмического стиля мышления:

  1. Создание нового алгоритма, его запись, проверка и исполнение самим обучаемым или выбранным исполнителем;
  2. Усвоение алгоритмов решения основных типовых задач;
  3. Поиск и исправление синтаксических и семантических ошибок в алгоритме;
  4. Оптимизация готового алгоритма.

В течение жизни алгоритмическое  мышление развивается под воздействием внешних факторов, а в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровня его развития. Наибольшим потенциалом для этого обладает информатика, а именно обучение программированию. Изучая программирование, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Лучшее время для формирования алгоритмического мышления – это 7-8 класс. Поскольку основные логические структуры мышления формируются именно в этом возрасте. Учет этих возрастных особенностей позволяет успешно развивать у учеников алгоритмическое мышление и творческие способности, поддерживать постоянный интерес к предмету, дает возможность на высоком уровне изучать информатику [15].

Следовательно, целесообразно ввести предлагаемый курс «Паскаль в 8 классе» в среднюю школу, который наилучшим образом поможет сформировать у учеников алгоритмическую культуру, практические знания и умения, необходимые для последующего обучения в учебных заведениях.

 

  1. создание профильного курса «Паскаль в 8 классе»

 

Профильный курс «Паскаль в 8 классе» предназначен для учащихся 8-х классов. Особенность данного курса является тот факт, что учащиеся до этого момента не изучали программирование. По этой причине преподавание ведется «с нуля», в предположении, что учащиеся не обладают какими-либо специальными знаниями в области программирования. Кроме того, контингент учащихся разнороден по своим устремлениям – среди них не только потенциальные математики и программисты, но и биологи, и гуманитарии. По этой причине используются следующие принципы:

  • главное это задача, ее решение и путь от задачи к решению, а не программирование как таковое;
  • для записи алгоритма на языке программирования выбирается минимальное подмножество средств языка, чтобы не акцентировать внимание на кодировании и для более легкого перехода на другие языки программирования;
  • самостоятельность решения является ключевым условием, усвоения материала;
  • понимание учащимся тех средств, с помощью которых он решил задачу, ставится выше уровня самих средств решения [8].

Профильный курс излагается с опорой на развитие самостоятельного мышления учащихся, самообразование. Для выполнения учащимися выбираются задания, допускающие решения в эстетически привлекательной форме, имеющие игровой компонент.

Формы занятий – уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, самостоятельная работа. При обучении курсу «Паскаль в 8 классе» на уроках, прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы – кванты информации. Содержание каждого последующего кванта информации базируется на информации, содержащейся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся [16].

Формы контроля – сдача практических работ (основная), проверочных контрольных работ, проверка конспектов, устный опрос, тестирование. Устный и письменный зачет в конце каждого раздела позволяет проверить знания в целом, в системе. Требуется, чтобы материал записывался в тетради регулярно, независимо от посещений занятий, грамотно и аккуратно. Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям. Эти формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Результатом прохождения курса учащимися должно стать понимание основных принципов программирования и владение основными алгоритмическими конструкциями. Кроме того, определенная часть учащихся должна быть сориентирована на углубленное изучение программирования – в качестве специализации. Остальная часть не должна воспринять программирование как непреодолимо сложную дисциплину, что позволит им продолжить обучение в этой области в 9, 10 и 11 классах .

 

    1. Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе»

 

При разработке профильного  курса были поставлены следующие  цели:

  • формирование алгоритмической культуры учащегося;
  • формирования представления об основных правилах и методах реализации решения задач на Паскале;
  • формирование понятий о программе «Turbo Pascal» как форме представления алгоритма для ЭВМ;
  • формирование основ программирования на языке Паскаль.

Задачи:

  • познакомить учащихся с языком программирования Паскаль и системой программирования Turbo Pascal;
  • сформировать у учащихся навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;
  • сформировать у учащихся основные навыки решения, записи и отладки создаваемых программ;
  • научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

 

    1. Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе»

 

Учащиеся должны знать:

  • Turbo Pascal как систему программирования;
  • место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня;
  • понятия «программа», «компилятор», «среда программирования»;
  • алгоритм, виды и свойства алгоритма, блок схема;
  • типы данных, переменные и константы;
  • идентификатор;
  • операторы присваивания и вывода;
  • интерфейс программы;
  • составной оператор, оператор выбора, условный оператор, оператор цикла;
  • логические операции;
  • массив, одномерный массив.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с системой программирования Turbo Pascal (запуск, сохранение, компилирование программы);
  • записывать алгоритмы различными способами;
  • записывать примеры арифметических и логических выражений с использованием всех атрибутов, которые могут в них входить;
  • записывать, исходя из правил, математические операции и выражения в Turbo Pascal;
  • решать задачи и реализовывать их при помощи разного рода операторов в программе Turbo Pascal [17].

 

    1. Тематическое планирование

 

В таблице 2.1 представлено тематическое планирование профильного курса.

 

Таблица 2.1

Тематическое планирование

Наименование  темы

Количество  часов

1

2

3

1

Вводное занятие.

Язык программирования Паскаль  и система программирования

Турбо Паскаль

1

2

Типы данных. Алгоритм. Свойства и виды алгоритма.

Типы данных.

Переменные и константы.

Этапы решения задачи на ЭВМ.

Понятие и виды алгоритма

4

3

Структура программы. Операторы присваивания и вывода.

Структура программы на Паскале.

Переменная. Оператор присваивания и оператор вывода.

2


 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

Приемы работы в системе  ТП. Математические выражения.

Приемы работы в системе программирования Турбо Паскаль.

Выражения.

Реализация программы на компьютере.

Контрольная работа: «Линейные алгоритмы».

4

5

Операции целочисленной  арифметики. Алгоритм нахождения цифр.

Операции целочисленной арифметики.

Алгоритм нахождения цифр, составляющих число.

Решение задач на тему: «Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число».

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа: «Операции целочисленного деления и нахождения остатка  целочисленного деления».

5

6

Оператор с условием. Логические операции.

Условный оператор.

Проверочная работа на тему: «Условный оператор».

Логические операции «and» и «or».Таблица истинности.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа: «Условный оператор»

5

7

Оператор выбора.

Оператор выбора

Проверочная работа на тему: «Оператор выбора»

2

8

Оператор цикла с  параметром.

Оператор цикла с параметром

Проверочная работа на тему: «Цикл  с параметром».

Анализ циклической программы. Трассировочная таблица

3

9

Алгоритм нахождения суммы.

Алгоритм нахождения суммы

Практическая работа на тему: «Алгоритм  нахождения суммы».

Таблица значений функции

Практическая работа на тему: «Таблица значений функции».

4

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»