Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Любую человеческую деятельность всегда можно представить в виде процесса решения человеком тех или иных задач (учебных, познавательных, трудовых и др.). При организации деятельности ведущую роль имеет мышление. Оно всегда является процессом, который направлен на достижение определенной цели, на познание и преобразование определенного объекта (реального или идеального). И во многом процесс мышления определяется именно характером объектов и способами их преобразования, «манипуляции» ими. Опираясь на основные положение психологии мышления, разработанные Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлином, О. Г. Леонтьевым, В. В. Давыдовым и др., будем считать, что стиль мышления – это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, которые направлены на решение задач определенного класса, и которые детерминированны этими задачами.
Специфическими объектами, рассматриваемыми в алгоритмике, являются алгоритмы как определенные артефакты, продукты человеческой деятельности. Поэтому, в общем случае, будем считать, что алгоритмический стиль мышления – это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, которые направлены на решение как теоретических так и практических задач, и результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
Для понимания программы человеку приходится представлять себе всю ту огромную работу, которую проделывает компьютер, выполняя программу. Алгоритмический стиль мышления как раз и позволяет сворачивать длинные последовательности действий в короткие программы и наоборот, разворачивать мысленно короткие программы в длинные последовательности действий. Весь смысл алгоритмизации и состоит в том, что мы способны с помощью алгоритмических конструкций компактно описывать и задавать как огромные последовательности действий, так и огромные массивы информации.
Несомненно, алгоритмическое мышление составляет важную часть интеллектуальной деятельности человека с применением современных информационных технологий. Система мышления, определяемая как алгоритмическое мышление, определяется (в своей системности, но не в элементном составе) необходимыми и достаточными компонентами, которые позволяют выделить ее в особый стиль мышления. Компоненты алгоритмического стиля мышления:
К специфическим свойствам
Выделим комплексы методических приемов, применение которых способствует развитию алгоритмического стиля мышления:
В течение жизни алгоритмическое
мышление развивается под воздействием
внешних факторов, а в процессе
дополнительного воздействия
Следовательно, целесообразно ввести предлагаемый курс «Паскаль в 8 классе» в среднюю школу, который наилучшим образом поможет сформировать у учеников алгоритмическую культуру, практические знания и умения, необходимые для последующего обучения в учебных заведениях.
Профильный курс «Паскаль в 8 классе» предназначен для учащихся 8-х классов. Особенность данного курса является тот факт, что учащиеся до этого момента не изучали программирование. По этой причине преподавание ведется «с нуля», в предположении, что учащиеся не обладают какими-либо специальными знаниями в области программирования. Кроме того, контингент учащихся разнороден по своим устремлениям – среди них не только потенциальные математики и программисты, но и биологи, и гуманитарии. По этой причине используются следующие принципы:
Профильный курс излагается с опорой на развитие самостоятельного мышления учащихся, самообразование. Для выполнения учащимися выбираются задания, допускающие решения в эстетически привлекательной форме, имеющие игровой компонент.
Формы занятий – уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, самостоятельная работа. При обучении курсу «Паскаль в 8 классе» на уроках, прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы – кванты информации. Содержание каждого последующего кванта информации базируется на информации, содержащейся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся [16].
Формы контроля – сдача практических работ (основная), проверочных контрольных работ, проверка конспектов, устный опрос, тестирование. Устный и письменный зачет в конце каждого раздела позволяет проверить знания в целом, в системе. Требуется, чтобы материал записывался в тетради регулярно, независимо от посещений занятий, грамотно и аккуратно. Контрольные и самостоятельные работы проводятся как «теоретически» так и за компьютером. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям. Эти формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Результатом прохождения курса учащимися должно стать понимание основных принципов программирования и владение основными алгоритмическими конструкциями. Кроме того, определенная часть учащихся должна быть сориентирована на углубленное изучение программирования – в качестве специализации. Остальная часть не должна воспринять программирование как непреодолимо сложную дисциплину, что позволит им продолжить обучение в этой области в 9, 10 и 11 классах .
При разработке профильного курса были поставлены следующие цели:
Задачи:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В таблице 2.1 представлено тематическое планирование профильного курса.
Таблица 2.1
Тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
2 |
3 |
1 |
Вводное занятие. Язык программирования Паскаль и система программирования Турбо Паскаль |
1 |
2 |
Типы данных. Алгоритм. Свойства и виды алгоритма. Типы данных. Переменные и константы. Этапы решения задачи на ЭВМ. Понятие и виды алгоритма |
4 |
3 |
Структура программы. Операторы присваивания и вывода. Структура программы на Паскале. Переменная. Оператор присваивания и оператор вывода. |
2 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
Приемы работы в системе ТП. Математические выражения. Приемы работы в системе программирования Турбо Паскаль. Выражения. Реализация программы на компьютере. Контрольная работа: «Линейные алгоритмы». |
4 |
5 |
Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр. Операции целочисленной Алгоритм нахождения цифр, составляющих число. Решение задач на тему: «Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число». Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа: «Операции целочисленного деления и нахождения остатка целочисленного деления». |
5 |
6 |
Оператор с условием. Логические операции. Условный оператор. Проверочная работа на тему: «Условный оператор». Логические операции «and» и «or».Таблица истинности. Подготовка к контрольной Контрольная работа: «Условный оператор» |
5 |
7 |
Оператор выбора. Оператор выбора Проверочная работа на тему: «Оператор выбора» |
2 |
8 |
Оператор цикла с параметром. Оператор цикла с параметром Проверочная работа на тему: «Цикл с параметром». Анализ циклической программы. Трассировочная таблица |
3 |
9 |
Алгоритм нахождения суммы. Алгоритм нахождения суммы Практическая работа на тему: «Алгоритм нахождения суммы». Таблица значений функции Практическая работа на тему: «Таблица значений функции». |
4 |
Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»