Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
В конце занятия предлагается домашнее задание.
Занятие 14
Тема: «Решение задач: Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число»
1. Повторение.
Занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии, и проверки домашнего задания.
2.Решение задач.
Основная часть занятия
Оставшееся после разбора
Занятие 15
Тема: «Подготовка к контрольной работе»
На этом занятии раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.
Занятие 16
Тема: «Контрольная работа: операции целочисленного деления и нахождения остатка целочисленного деления»
В контрольной работе могут быть использованы задачи на усмотрение учителя.
Вариант 1. Для натурального числа N определить количество сотен в нем.
Вариант 2. Для натурального числа N определить количество десятков в нем.
Вариант 3. Для натурального числа N определить количество единиц в нем.
Вариант 4. Найти сумму цифр двузначного целого числа.
Занятие 17
Тема: «Условный оператор»
На этом занятии учитель знакомит с полной неполной формой условного оператора. Однако в данном случае полезно сначала рассказать про составной оператор, подчеркнув при этом, что составной оператор воспринимается компилятором Турбо Паскаля как один оператор.
При изложении теоретического материала учитель объясняет, что условие в программировании – это логическое выражение, а в математике – это неравенство и для его записи используются операции отношения (или сравнения). Рассказывая о работе условного оператора, важно подчеркнуть, что:
После этого рассматривается пример задачи, для решения которой надо использовать условный оператор.
Задача может быть, например, такой: «Найти наибольшее из двух чисел» [28]. При решении задач на условный оператор полезно записывать решение с помощью блок-схемы.
В конце занятия предлагается домашнее задание: Подготовиться к проверочной работе, повторив следующие темы: составной оператор, синтаксис условного оператора (полная и неполная формы), работа условного оператора.
Занятие 18
Тема: «Проверочная работа: Условный оператор».
1. Проверочная работа.
Проверочная работа содержит следующие вопросы:
2. Практическая работа на компьютере.
Реализовать на компьютере задачу.
Занятие 19
Тема: «Логические операции «and» и «or». Таблица истинности».
1. Логическая операция and. Таблица истинности.
На занятии на примере конкретной задачи вводится операция логического умножения. «На координатной прямой задан отрезок. Определить, принадлежит ли точка с координатой X отрезку, концы которого имеют координаты А и В (А<В)». Точка принадлежит отрезку, если координата X больше или равна координате А и меньше или равна координате В. На Паскале условие запишется так.
(Х>=А)and(X<=B)
2. Логическая операция or. Таблица истинности.
На занятии на примере конкретной задачи вводится операция логического сложения. «На координатной прямой задан отрезок АВ. Принадлежит ли точка с координатой X заштрихованной области [25]? На Паскале условие запишется так:
(Х<=А) or (Х>=В)
3. Практическая работа на компьютере.
Реализовать на ПК рассмотренные задачи.
Занятие 20
Тема: «Подготовка к контрольной работе».
1. Разбор задачи.
В начале занятия разбирается задача: «Введите с клавиатуры трехзначное число. Выведите сумму его цифр. Определите, является ли эта сумма нечетным числом».
2. Работа по карточкам.
Затем раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.
Написать в тетради программу решения следующей задачи и выполнить эту программу на компьютере:
Занятие 21
Тема: «Контрольная работа: условный оператор».
Контрольная работа состоит из одной задачи (по вариантам).
Вариант 1. Увеличить в 7 раз введенное натуральное число, если оно делится на 3.
Вариант 2. Удвоить натуральное число N, если оно делится на 5.
Вариант 3. Определить, является ли натуральное число N четным.
Вариант 4. Увеличить натуральное число N в 3 раза, «ели оно делится на 4 [30].
Занятие 22
Тема: «Оператор выбора».
1. Разбор контрольной работы.
В начале занятия необходимо обсудить результаты контрольной работы и разобрать те задачи, которые вызвали затруднение при решении.
2. Оператор выбора.
Учитель объясняет теоретический материал урока. Для демонстрации использования оператора выбора можно разобрать такую задачу: «Введите с клавиатуры число N. Если это число равно 1, выведите «1», если 2 - «2», если 3 - «3», если 4 - «4», иначе – выведите сообщение «Число больше 4».
В конце занятия предлагается домашнее задание: «Подготовиться к проверочной работе по теме: «Оператор выбора» (синтаксис и работа оператора)».
Занятие 23
Тема: «Проверочная работа: Оператор выбора».
1. Проверочная работа.
Проверочная работа содержит следующие вопросы:
2. Практическая работа на компьютере.
Реализовать на компьютере задачу, разобранную на предыдущем занятии.
С клавиатуры вводятся два числа: первое (от 1 до 7), обозначающее день недели (понедельник – 1, вторник – 2, среда – 3 и т. д.), и второе, обозначающее, сколько дней прошло от введенной даты. Определить день недели новой даты.
Решение задачи следует начать с обсуждения. Необходимо подвести учеников к пониманию того, что день недели (связан с остатком от деления числа дней от введенной даты на 7 (число дней в неделе). Тогда день недели новой даты – это день недели, от которого начинается отсчет, плюс остаток от деления числа дней от введенной даты на 7. Полученное при этом число может быть больше 7, например, было воскресенье (7) и прошло 6 дней (6 mod 7=6, 7+6=13). Поэтому полученное число надо сравнить с 7. Если оно больше 7, то надо вычесть из него 7. Результат и будет искомым днем недели новой даты.
Занятие 24
Тема: «Оператор цикла с параметром».
1. Разбор работы по карточкам предыдущего занятия.
В начале занятия обсуждаются результаты работы по карточкам на предыдущем занятии, разбираются задачи, которые вызвали затруднение.
2. Оператор цикла с параметром.
Учитель объясняет теоретический материал, сопровождая объяснение записями на доске. Оператор цикла служит для описания повторяющихся действий. Для того чтобы записать оператор цикла, надо:
Синтаксис оператора цикла.
«For <параметр цикла> := <начальное значение параметра цикла> То <конечное значение параметра цикла> Do Begin <операторы> End;»
Сначала параметру цикла присваивается начальное значение, затем проверяется выполнение условия: значение параметра цикла меньше или равно конечному значению. Если условие истинно, выполняются операторы, идущие после «Do», и значение параметра цикла увеличивается на единицу. Этот процесс продолжается до тех пор, пока условие не станет ложным. В случае, когда условие является ложным на первом шаге, оператор вообще не выполняется ни разу. После объяснения теоретического материала разбирается решение следующей задачи: «Напечатать на экране 5 раз слово «Привет»».
В конце занятия предлагается домашнее задание:
Занятие 25
Тема: «Проверочная работа на тему: Оператор цикла с параметром».
1. Проверочная работа.
Проверочная работа содержит следующие вопросы:
2. Практическая работа на компьютере.
Занятие 26
Тема: «Анализ циклической программы. Трассировочная таблица».
1. Решение задачи.
Первая часть занятия
В данной задаче параметр цикла – счетчик, он считает, сколько раз выполнились повторяющиеся действия. Обозначим параметр цикла I. После этого учитель предлагает ребятам записать программу каждому самостоятельно, на своем рабочем месте. Затем учитель объясняет возможность анализа работы программы – использование таблицы изменения значений переменных (трассировочной таблицы) [24]. Важно отметить, что составление таблицы позволяет оценить, насколько правильно составлена программа, а также получить тест.
2. Практическая работа на компьютере.
Реализовать на компьютере составленную программу и проверить ее с помощью полученного теста.
Занятие 27
Тема: «Алгоритм нахождения суммы».
На этом занятии на примере решения конкретной задачи объясняется алгоритм нахождения суммы. Этот алгоритм будет использоваться во многих задачах. Его необходимо понять и запомнить. Обозначим сумму S, а число X. Тогда алгоритм нахождения суммы будет иметь вид: S:=0; В цикле S:=S+X;
Полностью программу решения этой задачи ученикам предлагается написать самостоятельно. Для проверки правильности решения задачи строим трассировочную таблицу.
Занятие 28
Тема: «Практическая работа: Алгоритм нахождения суммы».
1. Практическая работа на компьютере.
Решается задача (на выбор учителя).
2. Работа по карточкам.
Затем раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.
Занятие 29
Тема: «Таблица значений функции»
Так как в 8 классе хорошо знают линейную функцию, то ограничиваемся рассмотрением только линейных функций и не обращаемся к теме «Математические функции». Новая тема рассматривается по ходу решения задачи: «Получить на экране таблицу значений функции «Y:=2*x+5» на отрезке от а до b с шагом с.
Занятие 30
Тема: «Практическая работа: Таблица значений функции».
Учащимся раздаются карточки и предлагается выполнить следующую работу: составить программу, трассировочную таблицу и тест; реализовать программу на компьютере; используя тест, убедиться в правильности решения задачи.
Занятие 31
Тема: «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью клавиатуры».
1. Повторение.
Урок начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии.
Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»