Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке профильного курса «Паскаль в 8 классе» обеспечивающего подготовку учеников в системе программирования «Turbo Pascal».
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- анализ Государственного общеобразовательного стандарта по информатике;
- сбор и обработка учебно-методического материала по профильному курсу «Паскаль в 8 классе»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8 КЛАССА 7
1.1 Цели профильного обучения 7
1.2 История создания языка программирования Паскаль 10
1.3 Достоинства и недостатки Turbo Pascal 12
1.4 Целесообразность введения курса «Паскаль в 8 классе» 14
2 СОЗДАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ПАСКАЛЬ В 8 КЛАССЕ» 17
2.1 Цели и задачи профильного курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.2 Требования к знаниям и умениям учащихся после прохождения курса «Паскаль в 8 классе» 18
2.3 Тематическое планирование 19
2.4 Поурочное планирование 21
2.5 Алгоритмический подход в преподавании курса «Паскаль в 8 классе» 24
2.6 Методические указания для проведения профильного курса «Паскаль в 8 классе» 25
2.7 План-конспект урока по теме «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью оператора присваивания и с помощью ввода данных с клавиатуры» 41
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «КУРС ПАСКАЛЬ ДЛЯ 8 КЛАССА» 45
3.1 Электронное пособие «Курс Паскаль для 8 класса» 45
3.2 Схема электронного пособия 47
3.3 Создание электронного пособия 48
3.4 Создание администраторского блока 53
3.5 Создание базы данных и ее подключение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР.doc

— 5.03 Мб (Скачать файл)

В конце занятия предлагается домашнее задание.

 

Занятие 14

Тема: «Решение задач: Операции целочисленной арифметики. Алгоритм нахождения цифр, составляющих число»

1. Повторение.

Занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии, и проверки домашнего задания.

2.Решение задач.

Основная часть занятия отводится  на решение следующих задач: Дана масса тела в килограммах. Составить программу перевода заданной массы в тонны и килограммы. Дано четырехзначное число. Найти число, цифры которого расположены в обратном порядке. Например, если исходное число 1234, то новое число – 4321 [27].

Оставшееся после разбора задачи время отводится на реализацию программ на ПК.

 

Занятие 15

Тема: «Подготовка к  контрольной работе»

На этом занятии раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.

 

Занятие 16

Тема: «Контрольная работа: операции целочисленного деления и нахождения остатка целочисленного деления»

В контрольной работе могут быть использованы задачи на усмотрение учителя.

Вариант 1. Для натурального числа N определить количество сотен в нем.

Вариант 2. Для натурального числа N определить количество десятков в нем.

Вариант 3. Для натурального числа N определить количество единиц в нем.

Вариант 4. Найти сумму цифр двузначного целого числа.

 

Занятие 17

Тема: «Условный оператор»

На этом занятии учитель знакомит с полной неполной формой условного  оператора. Однако в данном случае полезно  сначала рассказать про составной  оператор, подчеркнув при этом, что составной оператор воспринимается компилятором Турбо Паскаля как один оператор.

При изложении теоретического материала учитель объясняет, что условие в программировании – это логическое выражение, а в математике – это неравенство и для его записи используются операции отношения (или сравнения). Рассказывая о работе условного оператора, важно подчеркнуть, что:

  1. перед «Else» не ставится точка с запятой;
  2. если по условию задачи после «Then» или после «Else» идет больше одного оператора Паскаля, то из них строится составной оператор [10].

После этого рассматривается пример задачи, для решения которой надо использовать условный оператор.

Задача может быть, например, такой: «Найти наибольшее из двух чисел» [28]. При решении задач на условный оператор полезно записывать решение с помощью блок-схемы.

В конце занятия предлагается домашнее задание: Подготовиться к проверочной работе, повторив следующие темы: составной оператор, синтаксис условного оператора (полная и неполная формы), работа условного оператора.

 

Занятие 18

Тема: «Проверочная работа: Условный оператор».

1. Проверочная работа.

Проверочная работа содержит следующие  вопросы:

  1. составной оператор;
  2. синтаксис условного оператора;
  3. работа условного оператора.

2. Практическая работа  на компьютере.

Реализовать на компьютере задачу.

 

Занятие 19

Тема: «Логические операции «and» и «or». Таблица истинности».

1. Логическая операция and. Таблица истинности.

На занятии на примере конкретной задачи вводится операция логического умножения. «На координатной прямой задан отрезок. Определить, принадлежит ли точка с координатой X отрезку, концы которого имеют координаты А и В (А<В)». Точка принадлежит отрезку, если координата X больше или равна координате А и меньше или равна координате В. На Паскале условие запишется так.

(Х>=А)and(X<=B)

2. Логическая операция or. Таблица истинности.

На занятии на примере конкретной задачи вводится операция логического сложения. «На координатной прямой задан отрезок АВ. Принадлежит ли точка с координатой X заштрихованной области [25]? На Паскале условие запишется так:

(Х<=А) or (Х>=В)

3. Практическая работа  на компьютере.

Реализовать на ПК рассмотренные задачи.

 

Занятие 20

Тема: «Подготовка к  контрольной работе».

1. Разбор задачи.

В начале занятия разбирается задача: «Введите с клавиатуры трехзначное число. Выведите сумму его цифр. Определите, является ли эта сумма нечетным числом».

2. Работа по карточкам.

Затем раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.

Написать в тетради программу решения следующей задачи и выполнить эту программу на компьютере:

  1. Введите с клавиатуры двузначное число и цифру. Определите, есть ли данная цифра в этом числе;
  2. Введите целое число N. Определите, делится ли оно на 11;
  3. Машина за один рейс может перевести N тонн груза. Определите, сколько рейсов ей надо сделать, чтобы перевести К тонн груза;
  4. В классе С парт. Определите, поместится ли в классе Р учеников;
  5. Есть А шаров. На праздник пришло B детей. Определите, хватит ли каждому по два шара;
  6. В пакете А конфет. Определите, хватит ли D детям по три конфеты;
  7. Определите, равен ли квадрат заданного трехзначного числа кубу суммы цифр этого числа;
  8. Введите два целых числа. Определите, делится ли одно на другое;
  9. Катя получила в библиотеке М учебников. В ее рюкзак помещается не более семи книг. Определите, сможет ли Катя унести все книги в рюкзаке;
  10. Даны три числа. Определите, является ли одно из них средним арифметическим двух других;
  11. Введите сумму денег S и цену пакета молока N. Определите, сколько пакетов молока можно купить и будет ли сдача [29].

 

Занятие 21

Тема: «Контрольная работа: условный оператор».

Контрольная работа состоит из одной  задачи (по вариантам).

Вариант 1. Увеличить в 7 раз введенное  натуральное число, если оно делится  на 3.

Вариант 2. Удвоить натуральное число N, если оно делится на 5.

Вариант 3. Определить, является ли натуральное  число N четным.

Вариант 4. Увеличить натуральное  число N в 3 раза, «ели оно делится на 4 [30].

 

Занятие 22

Тема: «Оператор выбора».

1. Разбор контрольной  работы.

В начале занятия необходимо обсудить результаты контрольной работы и разобрать те задачи, которые вызвали затруднение при решении.

2. Оператор выбора.

Учитель объясняет теоретический  материал урока. Для демонстрации использования оператора выбора можно разобрать такую задачу: «Введите с клавиатуры число N. Если это число равно 1, выведите «1», если 2 - «2», если 3 - «3», если 4 - «4», иначе – выведите сообщение «Число больше 4».

В конце занятия предлагается домашнее задание: «Подготовиться к проверочной работе по теме: «Оператор выбора» (синтаксис и работа оператора)».

 

Занятие 23

Тема: «Проверочная работа: Оператор выбора».

1. Проверочная работа.

Проверочная работа содержит следующие  вопросы:

  1. синтаксис оператора выбора;
  2. работа оператора выбора.

2. Практическая работа на компьютере.

Реализовать на компьютере задачу, разобранную  на предыдущем занятии.

С клавиатуры вводятся два числа: первое (от 1 до 7), обозначающее день недели (понедельник – 1, вторник – 2, среда – 3 и т. д.), и второе, обозначающее, сколько дней прошло от введенной даты. Определить день недели новой даты.

Решение задачи следует начать с  обсуждения. Необходимо подвести учеников к пониманию того, что день недели (связан с остатком от деления числа дней от введенной даты на 7 (число дней в неделе). Тогда день недели новой даты – это день недели, от которого начинается отсчет, плюс остаток от деления числа дней от введенной даты на 7. Полученное при этом число может быть больше 7, например, было воскресенье (7) и прошло 6 дней (6 mod 7=6, 7+6=13). Поэтому полученное число надо сравнить с 7. Если оно больше 7, то надо вычесть из него 7. Результат и будет искомым днем недели новой даты.

 

Занятие 24

Тема: «Оператор цикла  с параметром».

1. Разбор работы по  карточкам предыдущего занятия.

В начале занятия обсуждаются результаты работы по карточкам на предыдущем занятии, разбираются задачи, которые вызвали затруднение.

2. Оператор цикла с  параметром.

Учитель объясняет теоретический  материал, сопровождая объяснение записями на доске. Оператор цикла служит для описания повторяющихся действий. Для того чтобы записать оператор цикла, надо:

  1. определить повторяющиеся действия и записать их с помощью операторов Паскаля;
  2. определить параметр цикла (изменяющуюся величину, связанную с повторяющимися действиями) и дать ей имя;
  3. определить начальное и конечное значения параметра цикла.

Синтаксис оператора цикла.

«For <параметр цикла> := <начальное значение параметра цикла> То <конечное значение параметра цикла> Do Begin <операторы> End;»

Сначала параметру цикла присваивается начальное значение, затем проверяется выполнение условия: значение параметра цикла меньше или равно конечному значению. Если условие истинно, выполняются операторы, идущие после «Do», и значение параметра цикла увеличивается на единицу. Этот процесс продолжается до тех пор, пока условие не станет ложным. В случае, когда условие является ложным на первом шаге, оператор вообще не выполняется ни разу. После объяснения теоретического материала разбирается решение следующей задачи: «Напечатать на экране 5 раз слово «Привет»».

В конце занятия предлагается домашнее задание:

  1. написать программу для разобранной на занятии задачи;
  2. подготовиться к проверочной работе по теме «Оператор цикла» (синтаксис оператора и работа оператора).

 

Занятие 25

Тема: «Проверочная работа на тему: Оператор цикла с параметром».

1. Проверочная работа.

Проверочная работа содержит следующие  вопросы:

  1. синтаксис оператора цикла;
  2. работа оператора цикла.

2. Практическая работа  на компьютере.

  1. Реализация на компьютере программы;
  2. Экспериментальная работа с этой программой.

 

Занятие 26

Тема: «Анализ циклической  программы. Трассировочная таблица».

1. Решение задачи.

Первая часть занятия отводится  на решение задачи и составление для нее трассировочной таблицы. Ввести с клавиатуры и напечатать на экране 7 чисел. Определим повторяющиеся действия. В данной задаче повторяющихся действий два: 1) ввести число с клавиатуры и 2) напечатать число.

В данной задаче параметр цикла –  счетчик, он считает, сколько раз выполнились повторяющиеся действия. Обозначим параметр цикла I. После этого учитель предлагает ребятам записать программу каждому самостоятельно, на своем рабочем месте. Затем учитель объясняет возможность анализа работы программы – использование таблицы изменения значений переменных (трассировочной таблицы) [24]. Важно отметить, что составление таблицы позволяет оценить, насколько правильно составлена программа, а также получить тест.

2. Практическая работа  на компьютере.

Реализовать на компьютере составленную программу и проверить ее с  помощью полученного теста.

 

Занятие 27

Тема: «Алгоритм нахождения суммы».

На этом занятии на примере решения  конкретной задачи объясняется алгоритм нахождения суммы. Этот алгоритм будет  использоваться во многих задачах. Его необходимо понять и запомнить. Обозначим сумму S, а число X. Тогда алгоритм нахождения суммы будет иметь вид: S:=0; В цикле S:=S+X;

Полностью программу решения этой задачи ученикам предлагается написать самостоятельно. Для проверки правильности решения задачи строим трассировочную таблицу.

 

Занятие 28

Тема: «Практическая работа: Алгоритм нахождения суммы».

1. Практическая работа  на компьютере.

Решается задача (на выбор учителя).

2. Работа по карточкам.

Затем раздаются карточки с заданиями. Учащиеся решают задачу в тетради, составляют программу и выполняют ее на компьютере.

 

Занятие 29

Тема: «Таблица значений функции»

Так как в 8 классе хорошо знают линейную функцию, то ограничиваемся рассмотрением только линейных функций и не обращаемся к теме «Математические функции». Новая тема рассматривается по ходу решения задачи: «Получить на экране таблицу значений функции «Y:=2*x+5» на отрезке от а до b с шагом с.

 

Занятие 30

Тема: «Практическая работа: Таблица значений функции».

Учащимся раздаются карточки и  предлагается выполнить следующую  работу: составить программу, трассировочную таблицу и тест; реализовать программу на компьютере; используя тест, убедиться в правильности решения задачи.

 

Занятие 31

Тема: «Одномерный массив. Заполнение массива с помощью  оператора присваивания и с помощью  клавиатуры».

1. Повторение.

Урок начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии.

Информация о работе Разработка профильного курса «Паскаль в 8 классе»