Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Своеобразный психологический феномен нейтрализации, «очищения» отрицательных эмоций под влиянием искусства, получивший название катарсиса, широко изучался различными исследователями природы искусства. Природа художественного катарсиса противоречива. Возникает он тогда, когда произведение искусства вызывает эмоции, относящиеся к разряду отрицательных: страдание и сострадание, печаль, страх, тревога и т.д. Однако под влиянием впечатления, производимого произведением искусства мучительные, неприятные аффекты подвергаются разрядке, уничтожению, превращению в противоположные. Как сказал бы поэт: душа очищается, омываясь слезами.

Л.С. Выготский близко подошел к постижению сущности катарсиса. Под катарсисом он понимал «эмоциональную реакцию, развивающуюся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании находят свое уничтожение». (12; 269.) Понятие «катарсис» Л.С. Выготский считал основным в психологии искусства.

Большой интерес представляет мысль Л.С. Выготского о близости психологии восприятия искусства к психологии творчества. Рассматривая творчество  в качестве одной из важнейших потребностей человека Выготский считает, что оно проявляется не только в создании произведения искусства, но и в его восприятии. «Быть Шекспиром и читать Шекспира – явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенно одинаковые по природе.»  (12; 282.) Он приводит высказывание Ю. Айхенвальда о том, что «читатель должен быть конгениален поэту». Действительно, воспринимая произведение искусства, мы воссоздаем художественный образ в нашем сознании и выступаем «соавторами» творца. Чем выше творческий потенциал реципиента, тем ярче он воспринимает произведение искусства и тем разнообразнее это восприятие. Именно поэтому « копия» действительности, ее фотографическое отображение не может рассматриваться как произведение искусства, так как не оставляет место для творчества зрителя, слушателя, читателя. Недоговоренность, нечеткость, тайна художественного образа помогает реципиенту стать участником творческого процесса. Возможно, именно поэтому столь популярен «Черный квадрат» К. Малевича. Эта картина – квинтэссенция тайны, своей непонятностью дающая простор воображению любого человека.

 

Индивидуальные особенности

художественного восприятия.

 

На восприятие искусства влияют, в основном, две группы факторов: во-первых, содержание и форма самого произведения искусства; во-вторых – характер его восприятия, во многом зависящий от индивидуальных особенностей человека.

По вопросу о том, какие из индивидуально-личностных особенностей играют определяющую роль в процессе восприятия произведения художественного творчества, до сих пор спорят психологи, социологи и теоретики искусства. В течение длительного времени основной личностной особенностью, влияющей на характер художественного восприятия, считался уровень компетентности. Действительно, люди с различным уровнем компетентности («дилетанты» и «эксперты») по-разному перерабатывают информацию, у них различные механизмы восприятия искусства. (См: 28; 102-121) Различия эти оказывают влияние, прежде всего на глубину проникновения в суть художественного произведения. Для «дилетанта» характерны поверхностные оценки реактивного характера (по принципу: «нравится», «не нравится»), а для «эксперта» - рефлексивное постижение, познание смысла, сути произведения, мыслей и чувств его автора.

На первый взгляд восприятие профессионалов, «экспертов» более верное. Однако не все так просто. Реакция без осмысления, непосредственная, спонтанная, безусловно, поверхностна и не может быть полноценной. Но и рефлексивная реакция «экспертов», связанная с достаточно хорошим пониманием содержания и проникновением в глубинные слои может быть лишенной личностной оценки, отвлеченной, холодной, и, следовательно, неполноценной. Таким образом, ни рефлексивное постижение без эмоциональной вовлеченности, ни эмоциональное отношение без глубокого проникновения в содержание художественного произведения не дают его истинного понимания. Для личностно отстраненных, беспристрастных «экспертов» искусство имеет определенное содержание, но не смысл. Для «дилетантов», воспринимающих искусство как одно из явлений их обыденной жизни, оно несет живые эмоции, но опять же не смысл.

Есть и третий путь восприятия искусства, который выражается в сущностном взаимодействии личности с искусством, в диалоге, в общении между индивидом и произведением искусства. Поэтому очень важно, постигая значение искусства, символику, художественные приемы и выразительные средства, сохранять к нему личностно-эмоциональное отношение, без которого невозможно целостное восприятие художественного произведения.

В 60 – 80-е годы прошлого века в социологии искусства были популярны исследования  художественного восприятия реципиентов, различающихся по социально-демографическому признаку. Национально-культурные и групповые традиции, несомненно, влияют на процесс восприятии искусства, но влияние это не является ни всеобщим, ни абсолютным. Как отмечает Д.Л. Леонтьев: «В рамках любой социально-демографической группы наблюдаются различия в художественных предпочтениях, оценках и характеристиках художественного восприятия не менее весомые, чем фиксируемые по этим параметрам различия между различными социально-демографическими группами». (29; 61.)

Уровень компетенции личности, так же как и социо-культурная принадлежность – это относительно постоянные характеристики, влияющие на процесс художественного восприятия. Но есть и переменные факторы. К ним, в первую очередь, следует отнести состояние эмоциональной сферы субъекта восприятия. Тесная связь искусства с эмоциями обуславливает зависимость восприятия художественного произведения от нашего настроения. Если чувства отражаемые автором в своем произведении «резонируют» с эмоциональным состоянием реципиента, то восприятие произведения искусства, соответствующего настроению намного ярче и полнее. Вот посетитель выставки замирает перед картиной художника, ощущая эмоциональное родство с автором. Он поражен тем, с какой глубиной и выразительностью художник передает малейшие нюансы настроения. А в ином эмоциональном состоянии он, возможно, прошел бы мимо, едва обратив внимание на эту картину, или даже испытал бы чувство раздражения, вызванное диссонансом между настроением порождаемым картиной и его собственным. Интересное замечание по этому поводу делает Ж. Кокто: «Читать самого себя – вот чего хочет читатель… Мы все больные, и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях». (23; 17.)

Правда, следует отметить, что выразительность произведений действительно великих мастеров такова, что они, воздействуя на эмоциональную сферу человека, способны  изменять, «программировать» наше настроение. Именно это имеют в виду, когда говорят о силе искусства, способного через эмоциональную сферу влиять на деятельность человека, его поступки.

К переменным факторам, влияющим на характер художественного восприятия, относится и установка, которая в психологии определяется как заранее заданный ракурс восприятия. Установки формируются, преимущественно, под влиянием социальной среды: общественного мнения и мнения авторитетного окружения, ценностей, идеалов. Влияние установок на поведение человека и, в частности, на художественное восприятие очень различно и зависит во многом от личностных характеристик. К ним, в первую очередь, следует отнести уровень конформности личности, то есть ее склонности следовать общепринятым стереотипам, подчиняться мнению большинства. Чем менее самостоятельным и независимым является мышление индивида, тем более он подвержен влиянию установок. Люди творческие, отличающиеся самостоятельностью мышления, таким образом,  в меньшей степени зависят от влияния социальных установок, в том числе, в области восприятии искусства.

Социальные установки, преимущественно влияют не на процесс художественного восприятия, а на характер эстетических предпочтений. Общеизвестно, например, как реклама может значительно повысить интерес к писателю, художнику, музыканту и конкретным произведениям.

Большую роль в восприятии художественного произведения играют потребности индивида, побуждающие его к контакту с искусством. Один приобретает картину, потому что она соответствует его настроению, поражает необычностью, великолепной техникой, просто «красивая». Другой – специально выбирает произведение любимого автора.  Третий – следует моде. Четвертый покупает картину для того, чтобы закрыть дырку в обоях. И, несомненно, все эти люди воспринимают произведение искусства по-разному, так как искусство для них выполняет различные функции, о многообразии которых уже говорилось.

Исследования, проведенные психологами и социологами в области «дифференциации аудитории по эстетико-психологическим критериям», показали, «что разные зрители ждут разного от общения с искусством, и что с этим-то и связаны известные, внешне парадоксальные и, на первый взгляд, необъяснимые данные о сравнительном успехе у разных групп публики тех или иных произведений. Более того, стало ясно, что потребности и ожидания, руководящие ими в ситуации выбора, потребления и оценки произведения, коренятся за пределами сферы общения с искусством, в многообразнейших особенностях жизни человека в обществе». (29; 62.)

Большинство исследователей процесса восприятия искусства убеждены, что характер этого восприятия зависит не только от социально-культурных и индивидуально-психологических, но и от возрастных особенностей. (Леонтьев Д.Л., Беленькая Л.И., Каган Л.Н. и др.) Изучение возрастных особенностей восприятия искусства производилось, преимущественно, на примере художественной литературы. Но, в определенной степени, эти особенности характерны и для детского восприятия искусства в целом. Хотя возрастные особенности восприятия, например, музыки или живописи изучены значительно слабее, Д.Л. Леонтьев, обобщив различные подходы к этой проблеме, выделил ряд закономерностей генезиса художественного восприятия. (29; 69 – 76)

«В дошкольном возрасте искусство выполняет функцию приобщения к общекультурным ценностям и схематизмам, познания окружающей действительности, одновременно формируя у ребенка отношение к искусству как к реальности особого рода». (29; 75.) Приобщение ребенка к искусству начинается со знакомства с особым видом литературы – со сказкой. Сочетание в сказке вымысла, фантастических героев и воображаемых ситуаций, с одной стороны, и истины, достоверной логики поведения животных людей и вещей в этом вымышленном мире – с другой, способствует формированию у ребенка представления о художественном образе.

Познавательные моменты доминируют и в младшем школьном возрасте. «Художественная литература стоит, фактически, в одном ряду с другими источниками познания действительности; специфическое же отношение к произведению как к таковому отсутствует, условность искусства не осознается. Границы между реальным и выдуманным еще достаточно расплывчаты, а вопрос об истинности, реальности тех или иных событий не актуален для маленького читателя». (29; 71)

Следующая стадия развития художественного восприятия начинается с 10 – 11 лет, когда возникает существенная дифференциация типов и уровней отношения к искусству. В этом возрасте появляется интерес к эстетическим, выразительным средствам и внутреннему миру автора. Уровень этого интереса у различных детей связан со степенью их компетенции в сфере искусства. По данным социологов, образование оказывается весьма существенным, если не решающим, фактором, определяющим эстетические предпочтения. «По-видимому, это связано с тем, что уровень, как общего, так и художественного образования коррелирует со способностью понимать специфический язык тех или иных видов и жанров искусства, без чего вхождение в мир произведения оказывается невозможным». (29: 74) В основе осознанного восприятия художественных произведений и эстетического воспитания личности в целом лежит опыт общения с искусством. Потребности, побуждающие подростка к контакту с произведением искусства первоначально далеки от эстетических. Однако сам этот процесс «способен перестроить отношение к искусству, строить новые уже, преимущественно, эстетические потребности». (29; 74)

 

 

 

 

                                                                           

                                                    

                                                  

                                                             

 

 

 

Раздел IV Развитие творческой активности личности.

 

Развитие детского творчества.

                                                                           

«Каждый ребенок – художник. Трудность

в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста».

                         (Пабло Пикассо)

 

 

Проблема развития творческого потенциала личности.

 

Проблема развития творческого потенциала личности была и остается одной из важнейших проблем педагогики. Решение этой проблемы в значительной степени осложняется тем обстоятельством, что учебной процесс в современной школе, ориентирован, преимущественно на репродуктивную деятельность (усвоение готовых знаний, решение задач и выполнение заданий по данным учителем образцам). Несомненно, попытки внести элементы творчества в процесс овладения знаниями в современной педагогической практике имеются, но они не изменяют общего репродуктивного характера учебного процесса. Особенно, если учесть, что школьников не обучают приемам творческой деятельности, как например, чтению, письму или счету. Творческие задания в структуре урока являются скорее исключением, чем правилом. Учащиеся, не имеющие навыков творческой деятельности, нередко сопротивляются этим нововведениям. Творчество требует не только владения навыками, но и самостоятельности мышления, активной позиции, а школьники, да и студенты тоже, к этому не привыкли.

Вероятно, одной из причин такого положения дел в современном образовании явилось отсутствие среди психологов, социологов и педагогов единого мнения о характере и условиях развития творческого потенциала личности. В течение длительного времени многие ученые считали способности к творчеству наследственными, следовательно, существующими (или не существующими) вне зависимости от внешних педагогических воздействий. Сторонники этой точки зрения приводили в качестве примера способности династии математиков Бернулли, композиторов Бахов и др.

Однако в последнее время все больше психологов склоняются к убеждению, что главную роль в развитии творческой активности играют не биологические, а социальные факторы. (Исследования близнецов российскими психологами Е.Л. Григоренко и Б.И. Кочубей показали, что различия в уровне креативности определяются, прежде всего, средовыми факторами.)

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"