Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".
Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75
В.Н. Дружинин считает, что сензитивный период развития креативности приходится на 3 - 5 лет. К 3 годам у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, развиваются механизмы подражания деятельности взрослого. (Дружинин, с. 615.) В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребенку.
Однако даже дети, воспитанные в благоприятных для развития творчества условиях, далеко не всегда становятся творческими личностями. «В ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой.- Отмечает В.Н. Дружинин, - Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотипии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследования сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одаренные дети нередко впадают в депрессию, маскируя свои способности, но, с другой стороны, эти дети быстрее проходят начальные уровни развития и быстрее достигают высоких уровней нравственного сознания (по Л. Колбергу)». (47; 615.) Довольно мрачная картина, нарисованная В.Н. Дружининым, несомненно, не является единственно возможной в современных условиях. Общество, в конечном счете, нуждается в людях с высоким творческим потенциалом. Если в других сферах люди, ориентирующиеся исключительно на репродуктивную деятельность. Могут добиться успеха и приносить пользу социуму, то искусство нуждается исключительно в людях творческих, иначе оно перестанет быть искусством.
Факторы развития творческого воображения.
Воображение, присущее исключительно человеку, как мы уже отмечали, является основой творческого процесса. Оно появляется еще довольно рано, но в процессе взросления индивида развивается. В сферу воображения вовлекаются новые знания, человек овладевает приемами воображения. Несмотря на то, что дети считаются неисправимыми фантазерами, своей вершины творческое воображение достигает только у взрослого человека. Развивать его, однако, необходимо начинать именно в детстве. Можно выделить ряд факторов, влияющих на его развитие.
Первым фактором, определяющим развитие творческого воображения, согласно Л.С. Выготскому, является потребность, которая выступает в роли стимула, побуждающего человека к деятельности. Несмотря на то, что творчество – важнейшая движущая сила развития человеческой цивилизации, потребность в творческой деятельности испытывают далеко не все. Впервые эта потребность возникает в дошкольном возрасте и связана со стремлением ребенка, с одной стороны, к продуктивной деятельности, с другой стороны, - к самовыражению. Положительная оценка взрослых, их активная поддержка «закрепляет» творчество в качестве способа самовыражения. Если же положительная оценка со стороны социума отсутствует, то ребенок, скорее всего, выберет иные, более простые способы самовыражения и самоутверждения.
Вторым фактором, влияющим на развитие творческого воображения, является опыт человека, та разнообразная информация, которая хранится в его памяти. Любой продукт творчества строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Самый важный закон воображения, согласно Л.С. Выготскому сводится к следующему: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта… Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» (13; 10) Долгое время считалось, что у детей более развитая фантазия, в первую очередь, потому, что воображение ребенка свободно, тогда как мышление взрослого сковано условностями и стереотипами. Но это не совсем так. Опыт ребенка значительно беднее, поэтому ему недостает исходного материала для воображения.
Накопление сенсорного опыта, разнообразных впечатлений о действительности требует хорошего развития восприятия. Поэтому развитие творческой активности требует, в первую очередь, развития процесса восприятия. Как отмечает Т.С. Комарова: «Неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. В этом случае дети затрудняются в выборе тем для изображения, когда им предлагают самим определить, что они хотят нарисовать или вырезать и наклеить и т.д.» (24; 21.)
Конечно, далеко не любые явления или события действительности способствуют возникновению замысла, а только те, которые заинтересовали детей, вызвали удивление, поразили их воображение, а, следовательно, сохранились в их памяти. Поэтому развитие восприятия неразрывно связано с формированием у детей широкого кругозора, особого заинтересованного отношения к миру, умения и желания удивляться всему, что происходит вокруг них: падающим снежинкам, птице на ветке, звону весенней капели, капельке росы на лепестке цветка, необычным облакам и цвету неба на закате. Развитие наблюдательности, внимательного отношения к миру – важное условие обогащения сенсорного опыта ребенка.
Большую роль в развитии творчества играют социальные факторы, в первую очередь, влияние социальной среды. Во-первых, среда может, как поощрять, так и сдерживать творческую активность индивида. Доброжелательная оценка творчества со стороны взрослых вызывает у ребенка положительные эмоции, являющиеся сильным стимулом его саморазвития. Во-вторых, как отмечал Л.С. Выготский, «никакое изобретение и научное открытие не появятся раньше, чем создаются материальные и психологические условия для его возникновения». (13; 80) Л.С. Выготский ссылается на закон социального коэффициента Рибо, согласно которому содержание среды определяет содержание творчества. (13; 80)
В-третьих, социальная среда предоставляет человеку возможности для реализации творческого потенциала. Так для воплощения замысла в изобразительном искусстве необходимо владение техникой, для успеха в музыкальном творчестве нужно, по крайней мере, знание нотной грамоты. В любом виде творчества требуется активная работа воображения, которую значительно облегчает владение приемами творческого воображения.
Тренинг творческого воображения
Любой тренинг предназначен для развития определенного психического качества или свойства личности. О том, что понимается под творческим воображением, мы с вами уже рассматривали выше. В отличие от репродуктивного, творческое воображение – это представление новых, отсутствующих на данный момент в реальности объектов, их свойств, отношений, событий и т.д. Высокоразвитое творческое воображение – это важнейшее условия любого творчества, в том числе и художественного. Приемы развития воображение М.И. Меерович и Л.И. Шрагина условно разделяют на четыре большие группы:
Нас интересует, прежде всего, первая группа, так как художественное творчество основано на образном мышлении и требует от личности умения создавать образы и оперировать ими. Наряду с упражнениями, направленными на развитие образного мышления и фантазирования, такой тренинг должен включать в себя и упражнения призванные научить учащихся задавать вопросы. Формулировку вопросов можно определить как прием, стимулирующий и мышление и воображение, а неумение и нежелание их задавать свидетельствует о слаборазвитости творческого мышления и отсутствии интереса к деятельности.
Данный тренинг, который можно назвать «Игрушки для воображения», основан на упражнениях, предложенных авторами книги «Технология творческого мышления» М.И. Меерович и Л.И. Шрагиной. Тренинг этот практически универсален, так как его можно использовать для развития воображения в различных возрастных периодах, начиная с младшего школьного возраста вплоть до вполне взрослых людей, например, студентов вуза
Одним из важнейших условий успешности данного тренинга, является создание особой творческой обстановки, при которой происходит совместная работа преподавателя и учащихся (или психолога и группы), возникает совместное переживание-действо, своеобразная игра. Для создания такой обстановки необходимо преодолеть страх, скованность, нерешительность участников тренинга. У детей младшего возраста главная проблема может быть связана с опасением «неправильного» ответа, плохой отметки, негативной оценки педагога, поэтому для них важно создать непринужденную игровую обстановку. А вот более старшие ребята игру уже считают «детским» занятием. Главными факторами, сдерживающими их творческую активность, могут быть кажущаяся несерьезность заданий и отсутствие видимого стимула для их выполнения. Главной задачей педагога в этом случае будет создание особой атмосферы заинтересованности и увлеченности.
«Игрушки для воображения».
Упражнение 1. Образ символа.
Цель: активизировать воображение, создать наглядный образ абстрактного символа и сформировать эмоциональное отношение к нему.
Задание: создать «живой» образ буквы (или другого символа), предложенного ведущим, наделить этот символ чертами характера, особенностями деятельности, индивидуализировать, «создать портрет».
Упражнение выполняется в три этапа.
1 этап. Формулировка вопросов. Учащиеся должны придумать вопросы, отражающие свойства и признаки буквы. Главное условие: вопросы должны помочь создать «живой» образ буквы. (Пример: Какой у буквы характер? Где она живет? С кем дружит? Что любит кушать? и т.д.) Этот этап может проходить в игровой форме, виде соревнования между командами: кто больше вопросов придумает.
2 этап. Создание образа. На этом этапе учащиеся составляют рассказ (письменный или устный) о букве. Рассказы заслушиваются, отмечаются наиболее интересные, оригинальные, смешные места в каждом рассказе. Следует помнить о необходимости поддерживать доброжелательную, доверительную обстановку творчества и постоянно поощрять даже незначительные успехи учащихся.
3 этап. «Узнай букву». Учащимся предлагается самостоятельно выбрать букву или знак и создать их образ. После выполнения задания работы (выборочно или все) зачитываются. Задача остальных учащихся: угадать, о какой букве идет речь.
Примеры: «Буква «Ч» чрезвычайно честолюбива, она горделива и самолюбива, требовательна к окружающим и к самой себе. Очень пунктуальна, не позволяет себе опаздывать ни на минутку. Ее часы всегда идут точно, и сама она работает часовщиком».
«Буква «С» оказалась домохозяйкой, у которой сколиоз- искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Питается она супом-рассольником. Очень любит детей, обиженных ребятишек она прижимает к своему теплому, круглому животику».
Упражнение 2. Образ звука.
Цель: активизация воображения и ассоциативного мышления; создание чувственно-эмоционального образа звука.
Ведущий выбирает любой звук (шелест листьев, хруст снега под ногами, звук весенней капели, скрип двери и т.д.) и предлагает учащимся описать этот звук, опираясь на ассоциации, которые он вызывает. Необходимо постараться использовать разнообразную сенсорную и эмоциональную информацию, попытаться сформировать свое отношение к звуку. Следует помнить, что при выполнении эти упражнений не может быть ошибок, потому что дети описывают то, чего нет в реальности, и каждый имеет право на собственное видение.
Это упражнение так же начинается с формулировки вопросов. Оно более сложное, чем предыдущее, так как отсутствует опора на зрительное восприятие, ведь звук не имеет формы. Вопросы могут касаться оценки звука: плохой звук или хороший? добрый или злой? и т.д. О более высоком уровне развития воображения свидетельствуют вопросы, связанные с характеристикой звука через другие сенсорные системы. (Какого цвета звук? Как он пахнет? Какой он на ощупь?) Могут быть вопросы, связанные с эмоциональными характеристиками звука: радостный, веселый или грустный, печальный.
Примеры. «Апчхи!» «Это резкий, неожиданный звук, он пренебрежителен ко всем другим. Любит цепляться к людям в сырую и холодную погоду. Несмотря, на то, что он неприятен, порождает доброжелательные высказывания окружающих на предмет здоровья».
«Скрип двери». «Неприятный звук, звук неполноценности, ущербности, звук крадущегося существа, непрошенного гостя. Когда он раздается, возникает неприятное ощущение, а через некоторое время он повторяется, оставляя пустоту и разочарование».
«Этот звук нарушает пустоту в заброшенном доме. Он резкий, противный, похож на голос старухи с седыми волосами и крючковатым носом. Он возмущается, так как вторгаются на его территорию. Этот звук не терпит света, старается убежать от него, скрыться, поэтому, когда светло, он звучит тише».
«Этот звук противный всем окружающим, приятен человеку, который создает его. Этим звуком можно доставать других людей и получать при этом колоссальное удовольствие. Но, если его смазать, то все сразу закончится и станет скучно».
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"