Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

   Художники  часто  пользовались  естественными неровностями и особенностями рельефа,  но они почти никогда не проводили подготовку скальной  поверхности.  Обычно выбиралась голая скала или,  при рисунке пальцем на глине,  поверхность со слабым,  но естественным глинистым  наносом.  И только в пещере Фон де Гом, палеолитический художник, прежде чем приступить к созданию рисунка,  выкрасил всю  поверхность  скалы  в  красный цвет.

     Чаще всего палеолитическое  искусство представляется линейным  и контурным. Вероятно, именно  линия явилась первым шагом к постижению условной живописной плоскости, ибо линия - это чистая абстракция, своего рода средство для опознания границ плоскостей и предметов.

    В   целом палеолитической живописи  присущи следующие характерные  признаки:

      1) реализм в изображении животных;

      2) рисование преимущественно крупных  травоядных;

      3) схематизм и гиперболизированность  отдельных частей тела при  изображении человека;

      4) воспроизведение фигур животных  в движении (часто, но не всегда);

      5) крупномасштабность рисунков – зачастую бизоны, лошади и быки воспроизводились в натуральную величину или даже превышали таковую;

      6) широкое применение различных  символов;

      7) в «сценах» отсутствуют искусственные  границы, рамки, фон или пейзаж;

      8) «композиции» не всегда можно рассмотреть полностью из одного места.

 

Тема  7 Первобытное  искусство Европы

 

Тема  8 Первобытное  искусство России и Монголии

 

В России есть два несомненных  памятника палеолитической живописи. Оба они находятся на Урале. Первый – Каповая пещера. Ее название принадлежит П.И. Рычкову и Лепехину. Первое объяснение - в пещере много наплывов, или капов, из натечного известняка. Второе - она очень сырая, с сильной капелью, и в огромных залах звучно падают капли. Местное ее наименование – Шульган-Таш. Пещера находится на правом берегу реки Белой, примерно в 250 км южнее г. Уфы. Она является одной из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале.

Александр Владимирович Рюмин, первооткрыватель рисунков Каповой пещеры, в какой-то степени повторил судьбу своего знаменитого предшественника – Марселино Саутуолы. Ему также вначале не поверили. В январе 1959 г. он обнаружил рисунки в залах первого этажа Шульган-Таш, а в июне того же года - во втором ярусе. Но когда А.В. Рюмин сделал доклад в Институте археологии АН СССР, его выступление было принято очень скептически сторонниками господствовавшей тогда концепции, по которой палеолитические изображения были характерны лишь для пещер Западной Европы. Рисунки сочли подделкой или более поздними изображениями. Немалую роль сыграл и тот факт, что по своей специальности Рюмин был зоологом. 

 Тем не менее, исследователь  не опустил руки и опубликовал  в различных газетах и журналах  заметки о своей находке. В  1960 г. было, наконец, решено проверить  информацию Рюмина. На место отправилась экспедиция под руководством О.Н. Бадера. Он подтвердил древность красных рисунков, выполненных охрой. Экспедицией Бадера были найдены и новые изображения. Он систематизировал их и дал первые интерпретации. В своей книге «Каповая пещера» исследователь анализирует находки, сравнивая их с западноевропейскими. Бадер нашел между ними аналогии в размере, стилистике, пропорциях. Экспедиция О.Н. Бадера работала в Шульган-Таш с 1960 по 1978 гг.

 Прибывшая на место в 1981 г. комиссия специалистов, созданная по инициативе Б.А. Рыбакова, застала рисунки в очень плохом состоянии. С 1982 г. была организована постоянно действующая комплексная Южно-Уральская палеолитическая экспедиция во главе с В.Е. Щелинским. Так как в книге Бадера не было описания расположения рисунков, их пришлось искать заново. Но еще до обнаружения изображений, была найдена стоянка - культурный слой пребывания людей в пещере в то время, когда создавались рисунки. 

 Стоянка была особая - с огромным  количеством древесного угля.  По всему видно, что производительная деятельность в пещере была очень ограниченной, но в то же время, орудия производства сильно изношены.  Возраст стоянки был определен при помощи анализа древесного угля: приблизительно 14-15 тыс. лет назад. Экспедицией В.Е. Щелинского было найдено около 50 рисунков. Все рисунки выполнены только красной краской с различными оттенками. Лишь в оформлении изображения лошади среднего яруса использовалась черная краска. Для создания рисунков использовался бурый железняк, найденный вблизи пещеры (гетит, гидрогетит). Он подвергался обжигу, добавлялись различные красители, например глинистые и карбонатные охры, возможно «животный клей» из жира и крови.

 Росписи  представлены фигурами  животных, знаками различной формы,  зооантропоморфом и неопределенными изобразительными мотивами. Рисунки животных (бизон, носорог, мамонты, лошади) выполнены натуралистично, почти все  - в движении, с четырьмя ногами. Только две лошади находятся на среднем ярусе, остальные животные - на верхнем. Техно-стилистические черты рисунков различны: есть контурные, контурно-силуэтные, а фигура носорога контурная с расчерченным внутренним пространством.

      Знаков намного  больше, чем зверей. Они выполнены  охрой разного цвета. Среди  них есть пунктир, неидентифицируемые черты и пятна, но их мало. Самые многочисленные из символов – трапециевидные, с расчерченным внутренним пространством, характерные только для Каповой пещеры. Преимущественно знаки концентрируются на среднем ярусе; на верхнем ярусе есть только один, но он самый крупный - трапеция с «ушками» и с расчерченным внутренним пространством.

Манера  исполнения рисунков реалистична, и при первом взгляде на рисунки  достаточно легко можно определить вид животных и их половое различие. Впрочем, это одна из характерных особенностей всех палеолитических рисунков.

     Размеры отдельных  изображений сравнительно невелики: от 40 до 120 см. Значительная часть  рисунков сохранилась хорошо  и легко читается. Лишь некоторые  росписи нижнего этажа из-за  большой влажности расплылись в бесформенные пятна.

 В 2001 г. комплексные исследования  Каповой пещеры были возобновлены. В их ходе выяснено, что живопись  Шульган-Таш представлена не 50 рисунками,  как это считалось ранее, а  несколькими сотнями разнообразных  реалистичных, стилизованных и сложных абстрактных изображений. Сложность, системность и разнообразие этих знаков позволяют предположить, что они несут информационную нагрузку. Кроме реалистических рисунков мамонтов, бизонов, носорогов, на первом этаже были выявлены рисунки, выполненные в своеобразной условной символической стилистике близкой к петроглифам Карелии и Казахстана. Это может свидетельствовать о тесных связях между населением данных регионов в те отдаленные времена.

 Как писал в свое время А.Г. Медоев: «Живопись Каповой пещеры с точки зрения качества и «абсолютной» ценности не находит места даже в ряду ординарных произведений франко-кантабрийского района».

 Не лишено смысла предположение  о том, что уровень мастерства  художников Каповой пещеры отражает  стадию развития палеолитического искусства Евразии. Вспомним, что путь человека ориньяка лежат из Азии в Европу, а, значит, и искусство могло пройти этот же путь. 

 Игнатиевская пещера (Серпиевская,  Ямазы-Таш) расположена на правом  берегу реки Сим, притоке реки  Белой, примерно в 200 км к северу от Каповой. Это горизонтальная карстовая полость, которая принадлежит к числу крупнейших в своем районе: общая длина ее ходов более 600 м.

 В 1770 г. во время академической  экспедиции П.С. Паллас обследовал  пещеру в горе Ямазы-Таш и обнаружил в ней кости зверей и человека. Через сто с лишним лет ее, уже под именем Игнатиевой пещеры, описывает в трудах Геологического Комитета академик Ф.Н. Чернышев. 

В 1913 г. С.И. Руденко детально исследовал пещеру. Он сделал подробное  описание полости и снял ее топографический план, а также провел раскопки.  В ходе них были найдены железный наконечник стрелы и ромбовидная костяная пирамидка, а также обломки разнообразной керамики.

 В 1961 г. О.Н. Бадер провел  исследование и раскопки в  Игнатиевской пещере. Часть обнаруженных человеческих костей он соотнес с эпохами, следующими за палеолитом. А один из фрагментов черепа, по заключению специалистов,  принадлежал, скорее всего,  человеку верхнего палеолита.

 Несмотря на эти исследования, как памятник палеолитической живописи Ямазы-Таш была открыта лишь в 1980 г. В.Т. Петриным, С.Е. Чаиркиным и В.Н. Широковым.       

Всего в ней обнаружено около 50 рисунков, сосредоточенных  в Большом  и Дальнем залах, более чем  в 100 м от входа. В Большом зале  изображениями покрыты вертикальные и наклонные стены, полусводы,  многочисленные ниши, различного рода депрессии и выступы стен. В Дальнем зале основное количество рисунков  сосредоточено на потолке и лишь немногие  -  на стене.        

Все изображения  нанесены краской двух цветов: красной (различных оттенков) и черной. В Большом зале преобладают красные рисунки (черная краска отмечена только в двух местах), тогда как в Дальнем зале – черные.        

Изображения представлены животными, знаками, людьми и неопределенными изобразительными мотивами. Среди животных доминируют мамонты - 6 или 7, и лошади - 4. Кроме них есть также рисунки быка, существа, похожего на носорога, составленного животного с туловищем верблюда, и фантастического создания, напоминающего мамонта. Все животные в Большом зале с тонированными силуэтами, в Дальнем зале красный «носорог» контурный, с частичной тонировкой корпуса, черные животные контурные и только одно силуэтное. Технико-стилистические черты характеризуются условностью трактовки образов с прямыми, напряженными ногами; движение не ощущается; есть звери как с двумя, так и с четырьмя конечностями. Только один черный мамонт на потолке Дальнего зала показан в движении.

     В Большом зале  имеется фигура красного цвета,  совмещающая, по-видимому, черты человека и птицы.  Хотя данное изображение вполне можно счесть и авиаформой. В Дальнем - черный рисунок мужского существа и красный рисунок женщины большого размера. Туловища этих людей  линейные. К группе человеческих изображений относится и рисунок фантома на Черном панно Дальнего зала.     

Знаки очень многочисленны. Именно они преобладают среди рисунков пещеры. Среди них имеются группы линий и отдельные черты, пунктуации, меандры, крестообразные и стреловидные формы, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде скобы и якоря, а также отдельные пятна.       

Для определения возраста рисунков применили радиоуглеродный анализ углей и костей из культурного  слоя. Судя по 5 датам, они были выполнены  около 12-14 тыс. лет назад.

     Материалы Каповой и Игнатиевской пещер свидетельствуют о существующем между ними значительном различии. Но, все-таки, есть и сходства  - в первую очередь, в крупных размерах самих пещер, что напоминает некоторые декорированные святилища во Франко-Кантабрии.  Скорее всего, Каповая и Игнатиевская пещеры  выполняли ту же роль на Южном Урале. Определенные аналогии можно усмотреть и в содержании рисунков, где преобладают мамонты и лошади. Другие виды животных в Каповой пещере представлены носорогом и бизоном,  а в Игнатиевской - носорогообразным существом, быком, составленным животным с туловищем верблюда и фантастическим изображением, отдаленно напоминающим мамонта. По материалам раскопок верхнепалеолитических стоянок на Среднем и Южном Урале, среди фаунистических останков преобладают кости северного оленя и лошади. Данный факт означает, что, как и на территории Западной Европы, уральские художники руководствовались при декорировании пещер культурным выбором.        

Тем не менее, между этими двумя  пещерами больше различия, нежели сходства. В Игнатиевской пещере преобладают черные рисунки, отсутствующие в Каповой.  Знаки вообще не сопоставимы: в целом очень однородные четырехугольные формы Каповой и разнообразные геометрические символы Игнатиевской.  Стилистика изображений также разная: в первой почти нет профильных изображений, тогда как во второй   они преобладают.        

В основе данных различий, вероятнее  всего, лежат как хронология, так  и культурная специфика групп  населения, использовавших эти пещеры. Скорее всего, они служили святилищами, о чем свидетельствуют многочисленные и разнообразные знаки, выполненные на стенах пещер.

      Если рассматривать  самую восточную оконечность  региона распространения палеолитической  живописи, то древнейшим памятником  пещерной живописи Центральной Азии является пещера Хоит-Цэнкер-Агуй в северных отрогах Монгольского Алтая, примерно в 100 км южнее города Ховд (Монголия).

  В одном из уголков пещеры, на потолке и стенах, нарисованы  многочисленные символы и животные, перекрывающие друг друга. Видовой состав фауны очень разнообразен - львы, слоны, бараны аргали, страусы, антилопы, верблюды.  Изображения выполнены минеральными красками красноватого и коричневого оттенков.

По способу исполнения разных видов  животных, их цвету и внешнему виду, рисунки Хоит-Цэнкер значительно отличаются от прочей наскальной живописи Монголии и искусства соседних с нею стран. Некоторые отдельные части тела зверей, такие как рога, шеи, конечности обнаруживают несомненное сходство с гиперреализмом, характерным для верхнего палеолита Западной Европы. Именно от этого сходства отталкиваются исследователи при датировании данного памятника.

      Для общей характеристики  пещерных рисунков из Западной  Монголии существенно, прежде  всего, отсутствие в них человеческих фигур. Это искусство чисто анималистическое. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что монгольские рисунки отличаются от своих западноевропейских аналогов – если изображения Франко-Кантабрии полностью заполнены краской, то в Хоит-Цэнкер-Агуй силуэты животных  лишь обведены неширокой полосой – возможно при помощи кисти или пальцев. Еще одна отличительная черта – статичность изображений – животные нарисованы не в процессе движения или какого-либо действия, а просто «стоят».

 

Тема  9 Первобытное искусство Средней Азии и Казахстана

 

      Казахстан также  очень богат памятниками  древнего  искусства. Но, в основном, они  представлены богатейшими памятниками  петроглифов уже  бронзового  века – это, например, урочища  Тамгалы, Ешкиольмес, Тарбагатай. Неолитических памятников совсем немного – это грот Драверта, грот Акбаур, урочище Ак Бидаик.  

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"