Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

      Неолитическая эпоха  для Казахстана, как, впрочем,  и для всего мира, принесла  многочисленные изменения, инновации  и важнейшие достижения. Это, в  первую очередь, переход к производящему хозяйству, за которым прочно закрепилось название «неолитическая революция», отразившее в этом термине всю его значительность для древнего человека. Скорее всего, именно этот глобальный переворот и приводит к окончательному исчезновению палеолитических традиций в искусстве населения Евразии и переходу к скупой выразительности петроглифов.

      Что  касается  древнейшего искусства каменного  века, обнаруженного в Казахстане, то оно датируется неолитом  и энеолитом. Это, например, обнаруженные в Актюбинской области, в районе Мугоджар предположительно энеолитические гроты Эмба 1 и Эмба 2.

      Впрочем, с абсолютной  уверенностью говорить о энеолитическом  возрасте изобразительного творчества  данных памятников мы не можем.  Не исключена вероятность более ранней датировки Эмбы. Такое несоответствие связано с уникальностью самих гравировок, аналогов которым практически не возможно отыскать. Для более точного установления возраста указанного памятника требуется еще серия подобных находок, которые помогли бы точнее его определить.

      Сложность и выразительность   изобразительных памятников Эмбы  позволяет усомниться в том,  то они были первыми,  выполненными  древними людьми на территории  Казахстана. Вполне вероятно, что  и гораздо ранее создавались художественные произведения, которые либо не сохранились до наших дней, вследствие особенностей аридных климатических условий, либо пока не были обнаружены. Учитывая относительную географическую близость региона с горами Урала, где были найдены подлинные палеолитические рисунки, данное предположение не кажется слишком смелым.

      Грот Эмба 1 расположен  в западной части самого высокого  останца скального песчаника.  Его координаты следующие:  N – 49 14`54,3”; E – 58 34`39,2”. Высота грота очень невелика (70 см в самой высокой точке – у входа), и вполне возможно допустить, что раньше он был выше. Сегодня потолок у задней стены святилища спускается так низко, что сложно представить, как можно было выполнить гравировки в самой его глубине. Площадь памятника – около 20 квадратных метров.

     Само святилище посвящено  знакам и символам. Весь пол  грота усеян  изображениями,  относящимися к 3 различным типам  и не отличающимся особым разнообразием.

     Техника выполнения  фигур резная с последующей  пришлифовкой некоторых наиболее углубленных деталей фигур. Некоторые гравировки настолько сходы между собой по форме, размерам и исполнению, что, вполне возможно, что они были выполнены одной рукой. Если обратиться к опыту исследования палеолитического искусства Евразии, то такие случаи далеко не являются единичными. Если считать, что верх композиции находится в верхней части пола, наклоненного к входу, то можно выделить три зоны, примерно равных по площади и объединенных одними и теми же изображениями. Первая, или верхняя, часть памятника покрыта рядами резных параллельных и субпараллельных линий, а также углублениями в виде небольших ямок.  Средняя часть заполнена своеобразными овальными незамкнутыми фигурами с двумя линиями, проходящими через них. И третья группа изображения представлена чашевидными углублениями.

      Некоторые лункообразные  знаки глубиной достигают 6 см, при диаметре 17-25 см. Такие символы,  по мнению некоторых исследователей, являются самыми древними на Земле.

     Данные гравировки, скорее  всего, следует трактовать как символическое изображение мужского и женского начал. Отметим, что фаллические фигуры и «бобовидные» имеют между собой промежуточные формы, что указывает на единство этих двух образов (мужского и женского). Культ плодородия, отразившийся в изображении гинекоморфных знаков, известен нам еще из палеолита и долгое время не утрачивает свою значимость. В палеолите знаки пола представлены значительным числом произведений искусства. Это было то время, когда обеспечение плодородия (как относительно животного, так и человека) было одной из основных забот племени. Низкий уровень рождаемости и высокий – смертности среди человеческих популяций приводил к увеличению значения такого культа. Без многочисленного поголовья животных человек  был просто обречен на голодную смерть, если учесть, к тому же, достаточно примитивные способы охоты.

     Поэтому роль культа  плодородия трудно переоценить.  Многочисленные глубокие пещеры, гроты  использовались в качестве  святилищ, в которых проводились  обряды, призванные умножить число добычи и облегчить ее добывание.

     Есть все основания  предполагать, что грот Эмба 1 также  использовался в качестве святилища,  посвященного божествам плодородия. Как можно видеть, рисунки данного  памятника не реалистичны, а  скорее относятся к абстрактным образам, обладающим дополнительной информацией, сегодня скрытой от нас, но легко понятной тем людям, которыми и для которых и создавалось это святилище.

     Таким образом, наличие  на территории Казахстана памятников  изобразительного искусства энеолитического  периода говорит о достаточно  раннем развитии в регионе  художественной традиции. Гравировка  уже применялась для создания  своеобразных «храмов» древнего человека, посвященных божеству плодородия, скорее всего, Богине-матери.

      Что касается прочих  проявлений изобразительного творчества  каменного века на территории  Казахстана, то нельзя не упомянуть   уникальный памятник эпохи неолита  - грот Акбаур, на стенах которого сохранились таинственные знаки, выполненные нашими предками пять-семь тысяч лет назад.  Он  находится в 30 км к югу от города Усть-Каменогорска (Восточный Казахстан) в Калбинских горах. Здесь были обнаружены наскальные изображения, сделанные красной охрой.  Росписи подобного содержания не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

       Наиболее вероятно, что грот был местом проведения  ритуалов, своеобразным неолитическим  святилищем. Чтобы оказаться в  Акбаур, нужно подняться вверх  на 5-6 ступеней,  словно совершить восхождение в верхний мир. (Троичность мира, деление его на верхний, средний и нижний, как мы  выше рассматривали, идет еще из палеолита). Скорее всего, обряды, которые свершались около Акбаура и гор Кызыл-Тас, связаны с культом гор, одним из ранних магических культов, наряду с культом неба, солнца, грозы. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий.

        В самом  гроте сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, антропоморфных существ, рисунки жилищ и повозки, горного козла; прочие - разнообразные символы и знаки. 

        Существует  несколько предположений о том,  какую роль выполнял Акбаур  в жизни древних насельников  Казахстана – святилища или  астрономической обсерватории для наблюдения за небесными светилами.  Вполне вероятно, что он совмещал две эти функции в разное время используясь для разных целей. Такое предположение подтверждает тот факт, что рисунки, найденные в гроте представлены в широком хронологическом диапазоне – от неолита до бронзового века. 

        Известны подобные  петроглифы в гроте Ак-Чункур  в Киргизии и в гроте на  юго-восточном берегу озера Жасыбай  в окрестностях Баян-Аула Павлодарской  области. Рисунки в гроте Драверта, наиболее известны из всех  памятников первобытного искусства Павлодарской области.  Этот грот был открыт в 1929 г. русским географом и путешественником П.Л. Дравертом и получил его имя.  В настоящее время рисунки уже очень плохо просматриваются, свою роль здесь сыграли неблагоприятные климатические условия.  Вообще, рисунки, выполненные в гротах, т.е. небольших пещерках с широким входом особенно подвержены губительным климатическим и антропогенным влияниям, нежели живопись в отдаленных участках пещер. Однако и обнаружение  изобразительного творчества в хорошо освещенных гротах более вероятно. В гроте Драверта это - несколько антропоморфных фигурок, размещенных на потолочной части грота и как будто перевернутых вверх ногами. Рисунки выполнены красной охрой.

      Еще один памятник  наскального искусства каменного века на территории Казахстана - писаницы урочища Ак Бидаик.  Они были обнаружены в 1990 г. Павлодарской археологической экспедицией. Урочище находится к югу от железной дороги Павлодар – Экибастуз, в нескольких километрах от станции Майкаин. Наскальные рисунки расположены на северо-западной окраине урочища, у юго-восточного склона небольшой сопки, где имеются многочисленные останцы палеогеновых песчаников, на одном из которых размещаются петроглифы . Они выполнены на ровной, выветренной поверхности камня покрытого красной коркой. На его плоскости, слегка наклоненной к северо-западу, размещена основная масса петроглифов с изображениями лошадей.

      Часть рисунков  сильно повреждена благодаря  влиянию различных факторов, но  ясно, что сохранившиеся изображения можно отнести к нескольким историческим периодам. 

       Самая древняя  группа изображений, представлена  антропоморфными фигурами. Они выполнены  техникой простой точечной выбивки,  скорее всего, каменным инструментом. Это - фигурки «танцующих»  людей с широко расставленными руками и ногами. У некоторых из «танцоров» выделен признак мужского пола. Рядом с ними имеются изображения каких-то трудно идентифицируемых животных. Часть изображений утрачена в результате отслаивания поверхности камня, поэтому весь сюжет не вполне ясен. Вероятно, эти петроглифы относятся еще к каменному веку.   Именно неолитом датируют такие изображения  А.Г. Медоев, З.С. Самашев.

       Ранний возраст  данных петроглифов подтверждается  техникой их исполнения, большей степенью выветренности в сравнении с другими рисунками, и присутствием палимпсестов, перекрывающих древний рисунок. Например, фигуру лучника перекрывает более позднее изображение лошади, объемные формы которых  характерны для эпохи развитой бронзы ХVII – XII вв до н. э., и изобразительной традиции сейминско-турбинских племен. Кроме антропоморфных изображений и лошадей, на памятнике обнаружены фигуры быков с опущенной вниз головой и торчащими вперед длинными рогами. Такие изображения, как правило, датируются эпохой энеолита и связаны с периодом становления производительного хозяйства – скотоводства и земледелия на территории Евразийских степей. Они известны на некоторых памятниках Казахстана, Алтая и Сибири, рисункам которых вообще свойственна некоторая степень общего сходства. Их возраст подтверждается тем, что они перекрываются изображениями лошадей эпохи бронзы, и сами накладываются на более ранний пласт рисунков животных, в том числе и лошадей, изображенных в иной манере и относящихся, видимо, к более ранней эпохе, о чем говорят их стилистические особенности.

       Учитывая общую  малочисленность памятников конца  каменного века на территории  всей Евразии, в Казахстане  их количество не столь уж  мало. Особую уникальность представляют  рисунки, повторяющие еще палеолитическую традицию красочной живописи, но по содержанию, по скупости и краткости изображения уже относящиеся к новой петроглифической традиции (грот Драверта, Акбаур). Здесь уже не преобладают как ранее животные, скорее они становятся малочисленными, но распространяются знаки, антропоморфы – из всего этого мы делаем вывод о глобальных изменениях, постигших сознание древнего человека.

       Определение возраста  рисунков каменного века –  одна из наиболее сложных задач,  стоящих перед учеными. Как уже говорилось, стилистический анализ подвергся в последнее время суровой критике, а датирование по углероду не всегда возможно, если, допустим, в составе краски не присутствуют органические остатки. Скорее всего, именно поэтому. Немалое число памятников первобытного искусства нельзя совершенно определенно исключить из числа потенциальных претендентов на палеолитический возраст. Часто в их число попадают рисунки, выполненные при помощи охры и воспроизводящие достаточно характерные очертания животных и людей. Именно это ввело в свое время в заблуждение Г.В. Парфенова и А.Ю. Рогинскую, которые датировали росписи Зараут-Камар палеолитом, несмотря на присутствие на них собак, и людей, вооруженных луком и стрелами.

       Достоверными  памятниками искусства заключительного этапа каменного века в центральноазиатском регионе можно назвать очень мало изображений. Это мезолитические рисунки в гротах Шахты и Зараут-Камар. О росписях в Ак-Чункур трудно сказать что-либо определенное без дополнительных научных изысканий, но пока нет серьезных оснований оспаривать их мезолитическую датировку. В Казахстане к памятникам искусства каменного века принадлежат неолитические Ак Бидаик, Акбаур и энеолитическая Эмба.

      Период перехода  от палеолита к мезолиту и  неолиту; от присваивающего к производящему хозяйству приводит к глобальному сдвигу в сознании и представлениях древнего человека. Красочные рисунки в пещерах и гротах, святилищах каменного века, теряют свою значимость в системе общественной жизни, уступая место схематичным петроглифам, гораздо менее выразительным внешне. Изменяется сознание человека, и его новые потребности уже не удовлетворяет прежняя система духовного мировосприятия. С потерей той зависимости от успеха на охоте, которая существовала на ранних стадиях каменного века, теряется и прежняя система магических обрядов, направленных на успех в добыче зверя, на его размножение. Живопись постепенно утрачивает значение в тех регионах, в которых она была широко распространена – где-то раньше, где-то позже, но в целом в период мезолита-неолита исчезают последние примеры раскрашивания стен пещер и гротов.

      Практически везде,  где были обнаружены изображения  эпохи верхнего палеолита, в  художественной деятельности людей  последующих эпох как будто  наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8 - 9 тыс. лет. В Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче – 5 - 6 тыс. лет.    Возможно,  мезолит еще плохо изучен,  или же изображения, сделанные  уже не в пещерах, но на открытом воздухе, со временем были уничтожены  под влиянием неблагоприятных климатических условий, а может быть, среди петроглифов, которые  достаточно трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. Из наименее сомнительных изобразительных памятников  этого периода можно назвать буквально единицы: Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане.

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"