Неолитическая эпоха
для Казахстана, как, впрочем,
и для всего мира, принесла
многочисленные изменения, инновации
и важнейшие достижения. Это, в
первую очередь, переход к производящему
хозяйству, за которым прочно закрепилось
название «неолитическая революция»,
отразившее в этом термине всю его значительность
для древнего человека. Скорее всего, именно
этот глобальный переворот и приводит
к окончательному исчезновению палеолитических
традиций в искусстве населения Евразии
и переходу к скупой выразительности петроглифов.
Что касается
древнейшего искусства каменного
века, обнаруженного в Казахстане,
то оно датируется неолитом
и энеолитом. Это, например, обнаруженные
в Актюбинской области, в районе Мугоджар
предположительно энеолитические гроты
Эмба 1 и Эмба 2.
Впрочем, с абсолютной
уверенностью говорить о энеолитическом
возрасте изобразительного творчества
данных памятников мы не можем.
Не исключена вероятность более
ранней датировки Эмбы. Такое несоответствие
связано с уникальностью самих гравировок,
аналогов которым практически не возможно
отыскать. Для более точного установления
возраста указанного памятника требуется
еще серия подобных находок, которые помогли
бы точнее его определить.
Сложность и выразительность
изобразительных памятников Эмбы
позволяет усомниться в том,
то они были первыми, выполненными
древними людьми на территории
Казахстана. Вполне вероятно, что
и гораздо ранее создавались
художественные произведения, которые
либо не сохранились до наших дней, вследствие
особенностей аридных климатических условий,
либо пока не были обнаружены. Учитывая
относительную географическую близость
региона с горами Урала, где были найдены
подлинные палеолитические рисунки, данное
предположение не кажется слишком смелым.
Грот Эмба 1 расположен
в западной части самого высокого
останца скального песчаника.
Его координаты следующие:
N – 49 14`54,3”; E – 58 34`39,2”. Высота грота очень
невелика (70 см в самой высокой точке –
у входа), и вполне возможно допустить,
что раньше он был выше. Сегодня потолок
у задней стены святилища спускается так
низко, что сложно представить, как можно
было выполнить гравировки в самой его
глубине. Площадь памятника – около 20
квадратных метров.
Само святилище посвящено
знакам и символам. Весь пол
грота усеян изображениями,
относящимися к 3 различным типам
и не отличающимся особым
разнообразием.
Техника выполнения
фигур резная с последующей
пришлифовкой некоторых наиболее
углубленных деталей фигур. Некоторые
гравировки настолько сходы между собой
по форме, размерам и исполнению, что, вполне
возможно, что они были выполнены одной
рукой. Если обратиться к опыту исследования
палеолитического искусства Евразии,
то такие случаи далеко не являются единичными.
Если считать, что верх композиции находится
в верхней части пола, наклоненного к входу,
то можно выделить три зоны, примерно равных
по площади и объединенных одними и теми
же изображениями. Первая, или верхняя,
часть памятника покрыта рядами резных
параллельных и субпараллельных линий,
а также углублениями в виде небольших
ямок. Средняя часть заполнена своеобразными
овальными незамкнутыми фигурами с двумя
линиями, проходящими через них. И третья
группа изображения представлена чашевидными
углублениями.
Некоторые лункообразные
знаки глубиной достигают 6 см,
при диаметре 17-25 см. Такие символы,
по мнению некоторых исследователей,
являются самыми древними на Земле.
Данные гравировки, скорее
всего, следует трактовать как символическое
изображение мужского и женского начал.
Отметим, что фаллические фигуры и «бобовидные»
имеют между собой промежуточные формы,
что указывает на единство этих двух образов
(мужского и женского). Культ плодородия,
отразившийся в изображении гинекоморфных
знаков, известен нам еще из палеолита
и долгое время не утрачивает свою значимость.
В палеолите знаки пола представлены значительным
числом произведений искусства. Это было
то время, когда обеспечение плодородия
(как относительно животного, так и человека)
было одной из основных забот племени.
Низкий уровень рождаемости и высокий
– смертности среди человеческих популяций
приводил к увеличению значения такого
культа. Без многочисленного поголовья
животных человек был просто обречен
на голодную смерть, если учесть, к тому
же, достаточно примитивные способы охоты.
Поэтому роль культа
плодородия трудно переоценить.
Многочисленные глубокие пещеры,
гроты использовались в качестве
святилищ, в которых проводились
обряды, призванные умножить число
добычи и облегчить ее добывание.
Есть все основания
предполагать, что грот Эмба 1 также
использовался в качестве святилища,
посвященного божествам плодородия.
Как можно видеть, рисунки данного
памятника не реалистичны, а
скорее относятся к абстрактным
образам, обладающим дополнительной информацией,
сегодня скрытой от нас, но легко понятной
тем людям, которыми и для которых и создавалось
это святилище.
Таким образом, наличие
на территории Казахстана памятников
изобразительного искусства энеолитического
периода говорит о достаточно
раннем развитии в регионе
художественной традиции. Гравировка
уже применялась для создания
своеобразных «храмов» древнего
человека, посвященных божеству плодородия,
скорее всего, Богине-матери.
Что касается прочих
проявлений изобразительного творчества
каменного века на территории
Казахстана, то нельзя не упомянуть
уникальный памятник эпохи неолита
- грот Акбаур, на стенах которого
сохранились таинственные знаки, выполненные
нашими предками пять-семь тысяч лет назад.
Он находится в 30 км к югу от города
Усть-Каменогорска (Восточный Казахстан)
в Калбинских горах. Здесь были обнаружены
наскальные изображения, сделанные красной
охрой. Росписи подобного содержания
не встречаются больше нигде в Восточном
Казахстане.
Наиболее вероятно,
что грот был местом проведения
ритуалов, своеобразным неолитическим
святилищем. Чтобы оказаться в
Акбаур, нужно подняться вверх
на 5-6 ступеней, словно совершить восхождение
в верхний мир. (Троичность мира, деление
его на верхний, средний и нижний, как мы
выше рассматривали, идет еще из палеолита).
Скорее всего, обряды, которые свершались
около Акбаура и гор Кызыл-Тас, связаны
с культом гор, одним из ранних магических
культов, наряду с культом неба, солнца,
грозы. Именно на основании этих культов
были сформированы многие ранние формы
религий.
В самом
гроте сохранилось около 80 рисунков:
несколько изображений человека,
антропоморфных существ, рисунки жилищ
и повозки, горного козла; прочие - разнообразные
символы и знаки.
Существует
несколько предположений о том,
какую роль выполнял Акбаур
в жизни древних насельников
Казахстана – святилища или
астрономической обсерватории
для наблюдения за небесными светилами.
Вполне вероятно, что он совмещал две эти
функции в разное время используясь для
разных целей. Такое предположение подтверждает
тот факт, что рисунки, найденные в гроте
представлены в широком хронологическом
диапазоне – от неолита до бронзового
века.
Известны подобные
петроглифы в гроте Ак-Чункур
в Киргизии и в гроте на
юго-восточном берегу озера Жасыбай
в окрестностях Баян-Аула Павлодарской
области. Рисунки в гроте Драверта,
наиболее известны из всех
памятников первобытного искусства Павлодарской
области. Этот грот был открыт в 1929
г. русским географом и путешественником
П.Л. Дравертом и получил его имя. В
настоящее время рисунки уже очень плохо
просматриваются, свою роль здесь сыграли
неблагоприятные климатические условия.
Вообще, рисунки, выполненные в гротах,
т.е. небольших пещерках с широким входом
особенно подвержены губительным климатическим
и антропогенным влияниям, нежели живопись
в отдаленных участках пещер. Однако и
обнаружение изобразительного творчества
в хорошо освещенных гротах более вероятно.
В гроте Драверта это - несколько антропоморфных
фигурок, размещенных на потолочной части
грота и как будто перевернутых вверх
ногами. Рисунки выполнены красной охрой.
Еще один памятник
наскального искусства каменного
века на территории Казахстана - писаницы
урочища Ак Бидаик. Они были обнаружены
в 1990 г. Павлодарской археологической
экспедицией. Урочище находится к югу
от железной дороги Павлодар – Экибастуз,
в нескольких километрах от станции Майкаин.
Наскальные рисунки расположены на северо-западной
окраине урочища, у юго-восточного склона
небольшой сопки, где имеются многочисленные
останцы палеогеновых песчаников, на одном
из которых размещаются петроглифы . Они
выполнены на ровной, выветренной поверхности
камня покрытого красной коркой. На его
плоскости, слегка наклоненной к северо-западу,
размещена основная масса петроглифов
с изображениями лошадей.
Часть рисунков
сильно повреждена благодаря
влиянию различных факторов, но
ясно, что сохранившиеся изображения
можно отнести к нескольким историческим
периодам.
Самая древняя
группа изображений, представлена
антропоморфными фигурами. Они выполнены
техникой простой точечной выбивки,
скорее всего, каменным инструментом.
Это - фигурки «танцующих» людей
с широко расставленными руками и ногами.
У некоторых из «танцоров» выделен признак
мужского пола. Рядом с ними имеются изображения
каких-то трудно идентифицируемых животных.
Часть изображений утрачена в результате
отслаивания поверхности камня, поэтому
весь сюжет не вполне ясен. Вероятно, эти
петроглифы относятся еще к каменному
веку. Именно неолитом датируют
такие изображения А.Г. Медоев, З.С.
Самашев.
Ранний возраст
данных петроглифов подтверждается
техникой их исполнения, большей
степенью выветренности в сравнении с
другими рисунками, и присутствием палимпсестов,
перекрывающих древний рисунок. Например,
фигуру лучника перекрывает более позднее
изображение лошади, объемные формы которых
характерны для эпохи развитой бронзы
ХVII – XII вв до н. э., и изобразительной традиции
сейминско-турбинских племен. Кроме антропоморфных
изображений и лошадей, на памятнике обнаружены
фигуры быков с опущенной вниз головой
и торчащими вперед длинными рогами. Такие
изображения, как правило, датируются
эпохой энеолита и связаны с периодом
становления производительного хозяйства
– скотоводства и земледелия на территории
Евразийских степей. Они известны на некоторых
памятниках Казахстана, Алтая и Сибири,
рисункам которых вообще свойственна
некоторая степень общего сходства. Их
возраст подтверждается тем, что они перекрываются
изображениями лошадей эпохи бронзы, и
сами накладываются на более ранний пласт
рисунков животных, в том числе и лошадей,
изображенных в иной манере и относящихся,
видимо, к более ранней эпохе, о чем говорят
их стилистические особенности.
Учитывая общую
малочисленность памятников конца
каменного века на территории
всей Евразии, в Казахстане
их количество не столь уж
мало. Особую уникальность представляют
рисунки, повторяющие еще палеолитическую
традицию красочной живописи, но по содержанию,
по скупости и краткости изображения уже
относящиеся к новой петроглифической
традиции (грот Драверта, Акбаур). Здесь
уже не преобладают как ранее животные,
скорее они становятся малочисленными,
но распространяются знаки, антропоморфы
– из всего этого мы делаем вывод о глобальных
изменениях, постигших сознание древнего
человека.
Определение возраста
рисунков каменного века –
одна из наиболее сложных задач,
стоящих перед учеными. Как уже
говорилось, стилистический анализ подвергся
в последнее время суровой критике, а датирование
по углероду не всегда возможно, если,
допустим, в составе краски не присутствуют
органические остатки. Скорее всего, именно
поэтому. Немалое число памятников первобытного
искусства нельзя совершенно определенно
исключить из числа потенциальных претендентов
на палеолитический возраст. Часто в их
число попадают рисунки, выполненные при
помощи охры и воспроизводящие достаточно
характерные очертания животных и людей.
Именно это ввело в свое время в заблуждение
Г.В. Парфенова и А.Ю. Рогинскую, которые
датировали росписи Зараут-Камар палеолитом,
несмотря на присутствие на них собак,
и людей, вооруженных луком и стрелами.
Достоверными
памятниками искусства заключительного
этапа каменного века в центральноазиатском
регионе можно назвать очень мало изображений.
Это мезолитические рисунки в гротах Шахты
и Зараут-Камар. О росписях в Ак-Чункур
трудно сказать что-либо определенное
без дополнительных научных изысканий,
но пока нет серьезных оснований оспаривать
их мезолитическую датировку. В Казахстане
к памятникам искусства каменного века
принадлежат неолитические Ак Бидаик,
Акбаур и энеолитическая Эмба.
Период перехода
от палеолита к мезолиту и
неолиту; от присваивающего к производящему
хозяйству приводит к глобальному сдвигу
в сознании и представлениях древнего
человека. Красочные рисунки в пещерах
и гротах, святилищах каменного века, теряют
свою значимость в системе общественной
жизни, уступая место схематичным петроглифам,
гораздо менее выразительным внешне. Изменяется
сознание человека, и его новые потребности
уже не удовлетворяет прежняя система
духовного мировосприятия. С потерей той
зависимости от успеха на охоте, которая
существовала на ранних стадиях каменного
века, теряется и прежняя система магических
обрядов, направленных на успех в добыче
зверя, на его размножение. Живопись постепенно
утрачивает значение в тех регионах, в
которых она была широко распространена
– где-то раньше, где-то позже, но в целом
в период мезолита-неолита исчезают последние
примеры раскрашивания стен пещер и гротов.
Практически везде,
где были обнаружены изображения
эпохи верхнего палеолита, в
художественной деятельности людей
последующих эпох как будто
наступает пауза. Ее продолжительность
разная в разных регионах. В степной и
лесостепной Евразии она длится долго,
чуть ли не 8 - 9 тыс. лет. В Средиземноморье
и на Переднем Востоке эта пауза короче
– 5 - 6 тыс. лет. Возможно,
мезолит еще плохо изучен, или же изображения,
сделанные уже не в пещерах, но на открытом
воздухе, со временем были уничтожены
под влиянием неблагоприятных климатических
условий, а может быть, среди петроглифов,
которые достаточно трудно точно датировать,
есть относящиеся к этому времени, но мы
пока не умеем их распознавать. Показательно,
что и предметы мелкой пластики при раскопках
мезолитических поселений встречаются
крайне редко. Из наименее сомнительных
изобразительных памятников этого
периода можно назвать буквально единицы:
Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане.