Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

   Определенная  часть памятников мобильного  искусства служила украшениями  или имела культовые функции.  Палеолитические охотники носили  их на голом теле или украшали  ими одежду. Чаще всего украшения представлены различными брелоками, шпильками, ожерельями, браслетами, диадемами. В большинстве своем это были мелкие предметы, снабженные отверстием или надрезом так, чтобы их можно было подвесить или нашить на одежду.

 

Тема  12 Датировка памятников первобытного искусства

 

В своем становлении  искусство, несомненно, должно было пройти несколько этапов.  От мустьерской  эпохи  до нас дошло несколько  фактов,  которые хотя и не могут  рассматриваться как полноценные  памятники искусства,  но, тем  не  менее, могут  быть к нему отнесенными.  Это случаи намеренного нанесения охры на камни,  параллельные насечки на орудиях из кости и камня.  Ведь эти знаки не имели никакой утилитарной ценности,  а это значит,  что в них впервые выступает абстракция,  эстетическое отношение.

    Но  еще в 1971 г., на стоянке Молодова I, в мустьерском слое была обнаружена  лопатка мамонта, на которой  была прочерчена фигура неопознанного  животного, предположительно оленя. Кроме того, в 1986 г. на стоянке Берехат-Рам (Израиль) была найдена антропоморфная статуэтка мустьерского или даже раннеашельского времени. Отсюда мы можем сделать вывод, что отсутствие  изобразительного искусства у неандертальцев, возможно обусловлено в большей степени отсутствием у нас археологических материалов, подтверждающих его существование. 

   В разных  частях Евразии – от Европы  до Индии найдены артефакты,  датирующиеся нижним палеолитом  и удивительно сходные между  собой.  Это чашевидные углубления  на камне. Безусловно, иногда в своем стремлении «состарить» время возникновение искусства ученые заходят слишком далеко. Памятник из штата Мадхья Прадеш (Индия) датируется едва ли не ашельским временем (300 - 200 тыс. лет назад). Некоторые считают, что на памятнике Тан-Тан (Марокко) была обнаружена скульптура 400 тысячелетнего возраста, а в Италии – камень, обработанный в виде человеческого лица   около 200 тыс. лет назад, то есть рукой еще Homo erectus. Такие находки единичны, малодостоверны и вызывают в памяти рассмотренную выше теорию Буше де Перта, принявшего обычные камни, но своеобразной, антропоморфной формы за произведения доисторического искусства.

    И  все же трудно  определить, когда  на самом деле различные изображения,  выполненные  в  твердом   материале,  стали регулярно служить  средством сохранения и передачи значений и смыслов во времени, когда появилась изобразительная запись. 

    Как  правило, в числе первых называют  изображения  созданные  27-30 тыс.  лет до н.э.  Они легко распознаются, но выделить их в качестве  первых шагов искусства затруднительно  из-за  низкого уровня исполнения.  Однако на близких к этому времени палеолитических стоянках - Маркина гора,  Костенки  (Россия)  мы встречаемся с уже развитым декоративно-орнаментальным искусством, где разработаны различные геометрические мотивы. Приблизительно в это  же время появляются первые статуэтки - палеолитические «венеры».

   Как известно,  для палеолитического искусства  Западной  Европы  существуют,   претендующие   на  универсальность   базовые  классификации А. Брейля и А. Леруа-Гурана. Исходным для систем французских исследователей было положение об однолинейном поступательном и эволюционном развитии палеолитического искусства. Согласно схеме  А. Брейля,  выделялись  2 последовательных цикла в развитии наскального искусства Европы:  ориньяко-перигордийский и  солютре-мадленский.

   1) ориньяко-перигордийский цикл изначально характеризовался присутствием в настенной живописи руки, обведенной красной, коричневой, фиолетовой, иногда желтой и белой краской. Вместе с ней встречались чрезвычайно немногочисленные следы точек и контурные рисунки. За ними последовали уже более совершенные позитивные отпечатки рук, выполненные красной краской, нарисованные сразу несколькими пальцами меандры («макароны») и среди них первые отчетливые контурные фигуры в Ла Бом-Латрон и Ла Пилете. Далее идут клавиформы Сантианы, Ла Пасьеги, Альтамиры, Портеля, крупные изображения животных из той же Альтамиры.

   Затем  следует расцвет контурного рисунка  Пеш-Мерль, Кастильо, Ла Пилеты. Более  поздние рисунки нанесены широкими расплывчатыми линиями, иногда сливающимися с рядами точек.

   Следующий  этап характеризуется плоскими  росписями. К нему можно отнести  и двухцветные рисунки, которые  достигают гигантских размеров  в Ляско.

    2) солютре-мадленский цикл характеризуется простыми черными рисунками. Изображения выполняются широкими расплывчатыми линиями. 

    В   сформулированной позднее, (к середине 60-х годов  XX  в.) и основанной на структурном анализе изображений, классификации А. Леруа-Гурана, произведения палеолитического искусства делятся по 4 стилям,  последовательно сменяющим друг друга.

   Предшествует  этим  стилям так называемый «дофигурный период» - развитый мустье,  когда явные изображения,  сохранившиеся с тех пор неизвестны. Автор предполагает,  что самые первые  художественные  «опыты» были выполнены на нестойком материале (кожа, кора, дерево) и не сохранились до сегодняшнего времени.

   Первобытный период (стиль 1 и 2) - это время ориньяка,  с абстрактными  и нескладными изображениями головы или передней части туловища зверя,  соединенными со знаками пола. Фигуры животных предельно схематичны и с трудом поддаются отождествлению. Этот стиль по преимуществу геометричен, в том числе и при передаче немногочисленных деталей в виде глаз, рта, ушей. Это искусство в большей степени понятийное, нежели символическое.

   Второй  стиль медленно развивается из  первого в течение граветта  и древнего солютре (ок.  25-20 тыс.  лет назад).  Примитивность  изображений еще сохраняется,  но говорить о геометрическом  символизме первого стиля уже нельзя, так как теперь животные ясно отличаются друг от друга. Фигуры зверей строятся однообразно - к голове добавляются детали,  часто  самые общие,  которые характеризуют бизона,  мамонта, лошадь.  Чаще всего образ животного строится на основе шейно-спинной извилистой линии.  Сходно стилизованы и человеческие фигуры,  с огромным,  относительно головы и конечностей,  туловищем.  К этому периоду относятся такие памятники как Ля Ферраси, Абри Селье, Истюриц. Очень часто, при тщательной разработке общего контура, ноги изображались схематично, а концевые суставы не показаны вовсе. Это вполне понятно: ведь охотники видели профиль туловища и основание ног, а их концевые суставы скрывались травой.

    Начало  архаического  периода (стиль 3) относится к позднему солютре (20 - 15 тыс. лет назад). Построение рисунка на основе шейно-спинной линии перестает быть господствующим принципом. Техническое мастерство становится безупречным.  Все части тела животного начинают передаваться равноценно и по отдельности в целом отражают анатомические реалии, но общий их вид достаточно непропорционален. Фигуры  зверей (а также и человека) имеют огромный корпус,  маленькие головы и конечности (Ляско, Ла Пасьега). 

   Классический период (стиль 4 древний) - мадлен (15 - 11 тыс.  лет назад) отличается реализмом совершенных форм. Ему свойственны простые черные контурные рисунки. Пропорции зверей приближаются к настоящим,  прорисовываются мелкие детали, мех, создается впечатление объемности изображений. В мадлене развивается почти «фотографический» реализм. Тенденция к реализму распространяется и на человеческие изображения, в особенности женские. Мужские изображения в то же время остаются, как правило, схематичными.  Фигуры,  однако, остаются как бы в «подвешенном» состоянии и лишь к концу периода «встают» на почву (Англь сюр Англен, Фон де Гом, Нио, Труа Фрер).

     Поздний период (стиль 4 поздний) берет начало в позднем мадлене (10 тыс. лет назад), когда прекращаются украшения пещер и остаются лишь образцы мобильного искусства.  У фигур теряются последние черты  древних стилей,  а  изображения  животных  отличаются  реализмом с поразительной точностью форм и движений. Затем, в связи с упадком палеолитического искусства, наступает период схематизации образов. (Рок де Сер, Аддора) На финальном этапе эпохи мадлена нарастающее упрощение форм приводит к появлению большого числа символических изображений, для которых характерна абсолютная абстрактность.

    Как  можно  увидеть,  характеристики  стилей  описывались  с опорой, главным образом, на наскальное искусство, которое для Западной Европы, где оно было богаче, чем скульптура, гораздо более показательно. 

    Есть  серьезные основания сомневаться  в правильности вышеприведенных  хронологий, так как они основаны  на стилистических особенностях рисунков. Крис Виткомб говорит по этому поводу: «Вообразите, что вы живете в далеком будущем, и только два объекта искусства сохранились от потерянного и забытого прошлого: живопись Пикассо и живопись Микеланджело. Какой из художников вам тогда покажется более ранним, а какой более поздним?»

      Одной из первых  серьезных нападок классификационная  система А. Леруа-Гурана подверглась  в 1989 г. В соответствии с  его хронологией,  принятой почти  повсюду, рисунки Черного салона  пещеры Нио (Франция) были  созданы в  среднем мадлене,  т.е. приблизительно 13 – 14 тыс. лет назад. 

      В 1989 г. М. Меню  и Ф. Уолтер получили разрешение собрать 59 кусочков красочного пигмента, величиной с булавочную головку, с рисунков Нио. Когда эти образцы проанализировали, оказалось что   их возраст 12 – 13 тыс. лет (поздний мадлен). В дальнейшем сомнения лишь усилились. Произведения живописи во французской пещере Гаргас были датированы при помощи нового метода 26 820 ± 420 лет назад. На основании же системы Леруа-Гурана их возраст был определен 8 тыс. лет древнее, т.е. около 34 тыс. лет назад. 

    С  открытием вполне «классической»  наскальной живописи во французских  пещерах Шове (в 1994 г. здесь была найдена самая ранняя на Земле живопись,  датированная 32 тыс. лет назад) и Коске (1991),  и получением серий дат для рисунков в них, возникает вопрос об обоснованности заключений, согласно которым первобытное искусство развивалось по однолинейной схеме с последовательной  сменой одного художественного стиля другим.

    В этой связи  достаточно справедливо, на наш взгляд, полагать, что полностью доверять и считать непреложной классификацию палеолитических рисунков только по их художественным стилистическим характеристикам совершенно неправильно. Впрочем, и сегодня, только по сюжету картины, как правило, не определяют время ее написания.  

 Конечно,  в связи с критикой системы  Леруа-Гурана мы вовсе не стремимся  отказаться от всякой хронологической  классификации палеолитической  живописи. Искусство, как и любое  другое историческое, социальное явление, непременно должно было идти от простого к сложному в своем развитии. Скорее можно сказать, что с помощью открытий последних лет классификация будет откорректирована, возможно, она изменится достаточно сильно, но полностью просто не сможет утратить своей актуальности. 

  Вполне возможно, что  разность в исполнении рисунков, объясняется тем, что их выполняли  разные индивидуумы (каждый из  которых имел свое представление  о мире)  или разные племена,  с разными «художественными традициями», тем более что  точная датировка палеолитических изображений если и возможна, то чрезвычайно затруднена.  

   Тем не  менее, даже в столь трудной  области как датирование рисунков  древнекаменного века в последние  годы наметился значительный  сдвиг. Как правило, абсолютные даты памятников верхнего палеолита определяются по органическим остаткам, находящимся в составе красок древней живописи с помощью радиоуглеродного анализа. Но этот процесс был чрезвычайно затруднен тем, что для проведения анализа  нужно очень большое количество краски, которое практически невозможно было набрать. Поэтому для исследований брались органические останки, найденные в слоях, перекрывающих живопись, хотя, конечно, это приводило к большим погрешностям при датировке. Но даже такие случаи были редки. Кроме этого датировка радиоуглеродным методом  - вещь не слишком надежная еще и потому, что в крошечных образцах трудно надежно оценить число атомов углерода 14 по сравнению с другими изотопами углерода, а именно это позволяет определить возраст артефакта.

    Радиокарбонное  датирование, наиболее точный  из пока имеющихся у нас  методов, может быть проведено  только в том случае, если в  составе краски присутствует  древесный уголь. Первые такие  даты были получены в 1989 г., когда развитие науки и техники сделало возможным использовать намного меньшие, чем раньше,  частички краски.

    Сравнительно  недавно у ученых появилась  возможность датировать сам пигмент,  которым выполнены изображения.  Сегодня при определении хронологии  памятника стали применять так называемый метод модификации радиоуглеродного датирования (AMS), который позволяет обходиться минимальным количеством красочного материала. Этот метод позволяет вести прямой подсчет сохранившихся в возбужденном на ускорителе образце атомов С 14 с помощью масс-спектрометра, причем, для проведения анализа достаточно образца массой 0,5 мг.  Именно с помощью AMS было определено время создания рисунков  самой большой сенсации последнего времени – пещеры Шове-Понт-д`Арк – 30 – 32 тыс. лет назад. В целом, абсолютные   даты известны сегодня только для нескольких пещер: Коске, Куньяк, Пеш-Мерль, Нио, Портель, Альтамира, Кастильо и, как уже говорилось, Шове.

    В  вопросе датирования памятников  существует еще одна значительная  проблема. Если в пещере есть  только гравировки или красные рисунки, или даже рисунки, выполненные в черном цвете, но с  использованием диоксида магнезии, то остается невозможным получить точную дату из-за отсутствия органических материалов. Тогда приходится использовать сравнительные методы, со всеми преимуществами и недостатками археологического контекста, когда возможно стилистическое сравнение с лучше датированными памятниками.

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"