Принято считать, что
Новокаменный век или Неолит, который
начинался с 10000 — 2000 до н. э., включал в
себя Ранний неолит, средний неолит и поздний
неолит. Тогда XXVI веке до н.э больше соответствовал
Среднему неолиту. Выходило, что женщина
жила в среднем неолите, а предметы современные
– где же логика. Люди должны были бы вести
напряженную борьбу за выживание в те
времена. Но здесь же все получалось с
точностью да наоборот – у них оставалось
достаточно времени, чтобы не только следить
за собой, но и жить полноценной жизнью
цивилизованного человека.
Женщины были на
высоте. Костюм, хотя и не отличался
особыми изысками, поскольку состоял
из блузки с длинным рукавом
и шелковых шаровар (галифе) расширяющихся
в бедрах и сужающихся ниже
колен к щиколоткам ног, зато
выглядел очень нарядно. Вся
верхняя часть ее туалета в
основном состояла из, серебряных,
золотых, лазуритовых, сердоликовых,
агатовых и халцедоновых бус.
Они были везде на шее, груди
и на поясе. Даже на щиколотках
и то красовались золотые браслеты
сложного плетения. Живот был
открыт, а точно посередине висел
амулет, перехваченный золотыми
цепями крест накрест. Широкие цепочки,
или золотые ремешки типа «Клеопатра»,
или «Бисмарк», а больше похожие на «Лисий
хвост», надежно охватывали тело спереди,
а сзади он застегивался замком.
Священный амулет был отделан
обсидианом в центре ляпис-лазурью
и сердоликом по краям, образуя
некое подобие креста с лучами
опять-таки в виде камней по
диагонали. Сам амулет или нагрудник
был выполнен в виде перегородчатой
эмали с ажурной филигранью. Трудно
прямо сказать, что это было
на самом деле - не то стилизованный
крест, не то цветок, ну да
это и не важно. Если она
его носила на середине груди,
да еще поддерживаемый четырьмя
золотыми ремнями, значит, он был
для нее не просто дорогим
украшением, но вдобавок ко всему
имел еще и магическое действие.
Но удивляться этому не приходится,
поскольку любой верующий человек
носит у себя какой-нибудь защитный
талисман, или символ веры и они как правило находятся в
этом месте. Широкое оплечье состояло
из целой гирлянды цилиндрических, овальных
и тороидальных бусин из лазурита, сердолика
и золота, создавая темно-синие, кирпичные
и золотистые тона. Ниспадая длинными
нитями от широкого ожерелья-воротника,
они образовали сплошной панцирь, доходящий
до самого пояса. На правом предплечье
лежали три длинные золотые булавки с
лазуритовыми головками и амулеты: один
лазуритовый, два золотых в форме рыбок,
четвертый — тоже золотой в виде двух
сидящих газелей.
Белый кожаный пояс
также был инкрустирован фигурками
быков, ослов и газелей, а
золотая пряжка в виде львицы.
Помимо того и на поясе красовались
многочисленные нитки бус, из
сердолика, лазурита, халцедона и
агата, образуя широкий фигурный
пояс. На руке был красивый
золотой браслет из крученной
вальцованной проволоки. Внутри
он был пустотелым, поэтому не
казался тяжеловесным. Известны
многие типы плетения цепочек,
как например: лав, якорное, серпантин,
фигаро, закрученное. А также вытянутое,
ленточное, панцирное, Бисмарк
и многие другие. Похоже, все это
было известно древним шумерам,
когда археологи открыли урские
гробницы, и человеком этим оказался Леонард
Вулли.
Этот город, расположенный
к югу от Евфрата и в 160 км к
западу от Басры Телль-Мукайир упоминался
даже в священном писании. Он со многими
другими городами входил в состав так
называемого «Плодородного полумесяца»
освещавшего своим светом величайшие
цивилизации древности. Вернер Келлер
в своей книге: «Библия как История» пишет:
«Если мы проведем линию от Египта через
средиземноморские земли Палестины и
Сирии, а затем проследуем вдоль Тигра
и Евфрата через Месопотамию к Персидскому
заливу, то получится четкий полумесяц».
Четыре тысячи лет
назад этот полукруг, окружающий
Аравийскую пустыню и получивший
название «Плодородного полумесяца»,
заключал в себе множество
цивилизаций, тесно прижавшихся
друг к другу, как дорогие
блестящие жемчужины, на нитке
бус. «Лучи света, исходившие
от них, устремлялись в окружающий
мир невежества. Здесь находился
центр цивилизации от каменного
до «золотого» века Греко-римской
культуры».
Стоит отметить, что
«золотой» век больше подходил
не для Греко-Римской культуры,
а скорее к Ближнему Востоку,
поскольку возник на две тысячи
лет раньше самых развитых
цивилизаций Европы, за исключением,
быть может, России (которая называлась
тогда Гипербореей), чья настоящая история
только начинает открываться миру. А народы,
входившие в состав «Плодородного полумесяца»
свои знания и культуру получили как раз
от загадочного народа с Севера, чему есть
немало подтверждений. И совсем не факт,
что они спустились с Кавказских гор, и
принесли свою культуру в долину Тигра
и Евфрата, как полагают многие исследователи.
Кавказ большой, но почему это были именно
обитатели предгорий Арарата, не совсем
понятно. Майкопская культура, гораздо
древнее Ванского Царства, и намного выше
по уровню, так, что уж если, кто и мог принести
цивилизацию в Месопотамию, так это они.
Вопрос в данном
случае не откуда Шумеры и
Египтяне получили свои знания,
а насколько они были высоки
и глубоки для периода позднего
Каменного века? Не секрет, что
до V тыс. до н.э. сложно говорить
о высоком уровне развития
этих народов, и только с
IV тысячелетия просматривается резкий
скачок вперед, вмиг обогнавший
всех ближайших соседей, живущих
рядом. Бытует мнение, что это
они сами стали такими умными,
и дошли до таких глубоких
познаний своим трудом, и наблюдательностью.
Скорее всего, это заблуждение,
поскольку во всей Европе действительно
был Каменный век, а на Ближнем
Востоке уже знали Железо.
На Балканах и Апеннинах
Неолит был в самом разгаре.
В Сардинии и Западной Франции
покойников тогда хоронили в
обширных каменных могилах. Эти
мегалитические гробницы – последние
великие памятники каменного
века.
В Британии, возле Солсбери,
было построено самое известное
святилище эпохи мегалитических
сооружений – Храм Солнца в
Стоунхендже. Гигантский круг
из камней, до сих пор остающийся
одной из главных достопримечательностей
Англии как раз относится IV
тыс. до н.э. Сооружение грандиозное,
но примитивное, как и полагается
всем постройкам Палеолита, если
таковые возможны для данного
периода развития человечества.
В Германии землю
в те времена обрабатывали
деревянными плугами и Европа по большей
части была безлюдна. У подножия Гималаев
только начинал разгораться мерцающий
светильник обособленной цивилизации
в долине Инда которую принесли индоарийские
племена, пришедшие опять-таки с Севера.
Над Китаем, Дальним Востоком, и над Африкой
царила беспросветная тьма. А за водами
Атлантики в мрачных сумерках лежал дикий
Американский континент.
Но с другой стороны
в «Плодородном полумесяце» и
в Египте культурные высокоразвитые
цивилизации теснили друг друга
в пестрой сутолоке конкуренции
и свободного рынка. Более тысячи
лет на троне сменялись фараоны,
цари Аккада и Шумера. Величественные
египетские пирамиды и грандиозные
месопотамские храмы уже столетиями
взирали на кипящую у их
подножия жизнь. На протяжении
двух тысяч лет земледельческие
хозяйства и плантации, не уступавшие
по величине некоторым современным
концернам, экспортировали зерно,
овощи и отборные фрукты из
искусственно орошаемых долин
Нила Евфрата и Тигра. В «Плодородном
полумесяце» и в стране фараонов
были общеизвестны искусства
клинописи и иероглифические
письма. Письменностью пользовались
поэты, придворные чиновники и
государственные служащие; особенно
необходима она была для торговли,
вместе с которой крепли и
развивались государства входящие
в состав «Плодородного полумесяца».
Разнообразные товары, которые производили
крупные месопотамские и египетские
торговые компании отправлялись
караванными путями или по
морю из Персидского залива
в Сирию и Малую Азию, из
дельты Нила на Кипр и Крит
и к Черному морю к его
северным берегам. Там также
были не прочь полакомиться
тропическими фруктами в обмен
на пушнину и отборный лес.
Наибольшим спросом пользовались:
медь из египетских рудников
горах Синая, серебро из рудников Тавра
в Малой Азии, золото и слоновая кость
из Сомали в Восточной Африке и из Нубии
на Ниле. Золото, однако, поставлялось
на рынки Месопотамии также из рудников
Анатолии, Ирана и далекой Скифии, или
Гипербореи. Пурпурная краска прибывала
из финикийских городов на побережье Ханаана,
ладан и специи из Южной Аравии, великолепные
ткани с ткацких станков Египта и изумительные
вазы с острова Крит. Оптика, металлообрабатывающие
станки и инструменты доставлялись из
Илиона. Полудрагоценные камни также были
нужны великой империи. Агат и сердолик
привозился из Индии, лазурит из Афганистана
и Египта, обсидиан опять-таки с предгорий
Тавра.
Процветали литература
и науки. В Египте появились
первые прозаические художественные
произведения и светская поэзия.
Месопотамия переживала Ренессанс.
Филологи Аккада, великого царства
на нижнем Евфрате, составили
первую грамматику и первый
словарь-разговорник. Аккадские
поэмы излагают повесть о Гильгамеше
и древние шумерские легенды
о сотворении мира и потопе;
аккадский язык в то время
был мировым. Египетские лекари,
пользуясь учебными руководствами,
создавали ценные лекарства из
растительных смесей и освоили
великое искусство бальзамирования.
Математики с берегов Нила
эмпирическим путем определили
соотношение сторон треугольника,
которое через полторы тысячи
лет станет теоремой Пифагора
из Греции, носящей его имя.
Месопотамские инженеры методом
проб и ошибок разрешили проблему
измерения площадей. Астрономы, предположительно
ради астрологических предсказаний,
делали свои расчеты, основываясь
на точных наблюдениях планетных
орбит, тем самым сделав огромный
шаг в развитие математики, владев
к тому времени квадратными и кубическими
корнями. Шумеры первыми стали осушать
болота, регулировать разливы рек, поднимать
земледелие, развивать металлургию. Причем
так быстро, как будто им и раньше были
хорошо знакомы гончарный круг, колесо,
обожженный кирпич, литье металлов, десятичная
система счета, лунный календарь, деление
круга на 360 градусов, алфавитная письменность,
четкая система администрирования и права,
архивное дело, школьная система обучения.
Все это подарили миру шумеры. А еще –
двухпалатный парламент, деньги в виде
серебряных слитков, первую систему налогов,
сельскохозяйственный календарь, библиотечные
каталоги, бронзовые сплавы. А также первый
сборник пословиц и афоризмов, первые
литературные дебаты и сказание о Всемирном
потопе.
И все это уже
в IV тыс. до н.э, в то время как остальные
еще охотились каменными топорами и стрелами
с кремниевыми наконечниками, а на Ближнем
Востоке писали лирические поэмы и пытались
определить площадь усеченного тетраэдра.
Такая жизнь была
под «Плодородным полумесяцем» VI
тысяч лет назад, но Леонард
Вулли еще не достаточно был
осведомлен о том уровне, на
котором действительно находились
Шумеры, когда приступил к раскопкам
Ура. И хотя он открыл более
раннюю культуру Эль–Обейде (Эль-Убейде),
зародившуюся еще до 4000 до н. э., следы которой
отмечены практически во всех городах
Шумера, но полной картины еще не представлял.
В этом же городе, открытого им в 1923-24 гг.,
были исследованы остатки храма времен
I династии Ура (2600 до н. э.) с медными статуями
и рельефами, мозаичными фризами, изображениями
быков, коров, оленей и огромного орла
с львиной головой. В надписи на золотом
украшении было названо имя строителя
А-анни-падда, сына Мес-анни-падды, царя
I династии Ура или, по «царским спискам»,
основателя III династии после потопа. Несмотря
на то, что Эль-Убейде, был старше Ура, но
таких богатых захоронений там не было.
Сенсация была впереди.
На полпути от Багдада
к Персидскому заливу, посреди
голой и бесплодной пустыни
возвышались нагромождения холмов,
которое Арабы называют «Тал
ал-Муккайир» («Смоляной холм»). Трудно
даже поверить, что некогда эта пустыня
была обитаема. И, тем не менее, здесь, под
слоем выветренной породы, покоились руины
древнего города, известного как «Ур халдеев»,
или «Ур Халдейский». История которого
берет свое начало задолго до появлении
в Двуречье халдейских племен и отмечена
выдающимся расцветом за 1000 лет до их прихода.
В 1927 Вулли начал публикацию предполагаемых
десяти томов «раскопок в Уре» с описанием
находок. Среди других книг Вулли — «Шумеры»,
«Ур халдеев», «Раскапывая прошлое».
Ур — один из древнейших
городов мира. По преданию, его
уроженцем был библейский праотец
Авраам, который вместе со своим
отцом – преуспевающим торговцем
Фаррой променял цивилизацию на кочевую
жизнь и сомнительное учение, перевернувшее
затем весь мир. Этот город стал играть
важную роль уже в III тысячелетии до н.
э. Около 2350 года до н. э. правитель города
Аккад (его местонахождение до сих пор
не установлено) по имени Саргон (Саргон
Великий, Саргон Древний, Саргон Старший,
Саргон Аккадский) захватил цветущие города
Южного Двуречья. Его войска дошли до Малой
Азии, до предгорьев Тавра. Дальше не пошел,
поскольку территория северного и южного
Причерноморья была обжита давно, и народ
тот пребывал на столь же высоком уровне
развития, что и Шумеры. Саргон Великий,
догадывался об этом и не стремился ссориться
с великим Северным Соседом. Этот первый
известный во всемирной истории великий
завоеватель правил, по его собственным
словам, 55 лет, рис. 4.4.
В память о себе он оставил потомкам
клинописный текст, в котором
рассказал о перипетиях своей
фантастической биографии: «Я — Саргон, могучий жрец Аккада.
Мать моя — жрица, отца я не знал. Мой город
— Асупирану, что лежит на берегу Евфрата.
Мать моя родила меня втайне. Положила
в тростниковый ящик, вход смолою закрыла,
бросила в реку. Понесла река, принесла
меня к Акки-водолею. Акки-водолей багром
меня поднял. Акки-водолей садовником
меня сделал. Я был садовником, меня полюбила
богиня Иштар. Пятьдесят пять лет я был
на царстве».
По-аккадски имя Саргона
звучало как Шаррукин — «истинный царь».
Вероятно, это было тронное имя Саргона.
Шаррукин-Саргон подчинил шумеров и продвинулся,
как говорится в хрониках того времени,
«до кедрового леса и серебряных гор»
— определение, под которым нетрудно угадать
Ливанские горы и горы Тавра. Вскоре его
царство простиралось от Верхнего Моря
(Средиземного) до Нижнего (Персидского
залива). Во всех больших городах царства
возводились грандиозные постройки. Вся
центральная часть страны между Евфратом
и Тигром была усеяна многоэтажными ступенчатыми
башнями — зиккуратами. Туда же проникала
и культура на завоеванные земли, а народы
постепенно ассимилировались с шумерами
и перенимали их обычаи и знания.