Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой – некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское). Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.

Вложенные файлы: 1 файл

Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга.docx

— 228.02 Кб (Скачать файл)

Династия Саргона правила двести лет, а затем пала. Около 2200 года до н.э. Двуречье было покорено племенами кутиев, в эпоху которых гегемония перешла к Лагашу. Кутии — союз древних племен, населявших западную часть Иранского нагорья. Они тоже были не вечны, и уже в конце III тысячелетия до н.э. кутии были побеждены царем Урука Утухенгалем и Ур снова приобрел статус главного города Двуречья. Владычество кутиев над регионом длилось около 70 лет (за это время сменилось 20 царей). Около 2109 года до н.э. последний царь кутиев, Тириган (источники сообщают, что тот правил всего сорок дней), потерпел сокрушительное поражение от царя Урука - Утухенгаля. Войско кутиев разбежалось, а сам Тириган попал в плен и был казнен. С господством кутиев в Междуречья после этого было покончено. Цари III династии Ура правили Месопотамией более ста лет. Все эти смены династий и первенство одного города над другим сильно напоминает Ирано-Иракскую войну в 70-х годах прошлого столетия, когда два близких народа не поделили часть территории. Как видим, этот регион никогда не отличался особым спокойствием, лишь только тогда, когда здесь действительно были великие империи – Шумерское, Вавилонское, Ассирийское и персидское царство. Шумеро – Аккадское было первым. 

 При них, вероятно, впервые  в мировой истории началось  возведение протяженных укреплений  на границах государства (наподобие  Великой Китайской стены, Адрианова  и Траянова валов и т. д.). Царь Ура Шу-Саэн соорудил оборонительную стену от вторгавшихся в Двуречье аморейских племен. 

 Прославленный многочисленными  храмами и дворцами, Ур в эпоху  III династии процветал. Многочисленные  торговые пути вели к нему  многочисленные товары с гор,  и с моря, поскольку он являлся  крупным портом в Персидском  заливе. Эта эпоха стала временем  расцвета шумерской культуры. 

 Ур считался городом  бога луны Сина. Основатель III династии  царь Урнамму построил здесь на рубеже XXII–XXI вв. до н. э. знаменитый зиккурат Ура, рядом с которым находились царский дворец и гробница сына Урнамму — Шульги.  

 Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. При исследовании храма бога луны - Сина, Вулли предположил, что постройка состояла из трех массивов, сооруженных один над другим и образующих широкие, возможно озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. По ним боги должны были спускаться к верующим. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65х43 м, стены доходили до 15 м в высоту. Общая высота сооружения достигала 21 м, что равняется примерно высоте современного пятиэтажного здания. Ярусы зиккурата в Уре были разных цветов: нижняя часть — черная, обмазанная битумом, средняя — красная, естественного цвета обожженного кирпича, верхняя — белая. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые ("лазуритовые") цвета. На верхней террасе помещался храм бога Наннара. На его вершину вели три широкие и длинные лестницы, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Зиккурат появился при правителе III династии Ур-Намму около 2100 до н. э. в период наивысшего расцвета Шумера, столицей которого и стал Ур. После разрушения страны Эламом и аморритами город был восстановлен — от этого периода Вулли и Маллеваном были изучены два городских квартала, в том числе около полусотни жилых домов, литейная мастерская, три малых храма, школа. Почти в каждом доме была найдена утварь, деловые документы. Около 10 частных архивов содержали глиняные таблички с клинописью. Несмотря на то, что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его огромный холм и сегодня производит большое впечатление. 

 Итак, Ур несколько  раз был столицей южной Месопотамии.  У него была особая роль, поскольку  он единственный выходил на  море. Он был крупным портовым  городом с дворцами вполне  современными постройками никак  не соответствующими эпохе переходного  периода. Город процветал всегда  на протяжении тысячи лет, пока  центр шумерской цивилизации  не переместился в Вавилон. 

 Последний царь III династии  Ура Ибби-Суэн был побежден армией соседнего государства Элам и взят в плен. После этого Ур пришел в упадок, хотя жизнь здесь теплилась еще, по крайней мере, тысячу лет. Однако со временем пришли новые народы и память о великом городе была погребена под аравийскими песками и плодородным илом великой реки берущей свое начало из садов Эдема. Только благодаря создателям Ветхого Завета родина Авраама была знакома верующим. Вот только где находился этот странный город, до середины XIX века толком никто не знал. А ведь он был на самом деле, и библия была права! Город ждал своего часа, пока его откроют миру вновь. О нем мало, что было известно, пока в этом месте не начались настоящие раскопки. 

 Зиккурат обнаруженный Вулли в Уре был храмом бога луны Сина или Наннара и сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Археологи тогда обнаружили святилище с остатками пяти храмов, окружавших полукругом зиккурат царя Ур-Намму, рис. 4.5.  

 

 

 Этот новый вид архитектуры  как считают, появился к концу III тыс. до н.э. в Двуречье, и представлял собой храм, покоящийся на нескольких платформах. Причина его возникновения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновление недолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением прежнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление повторялось множество раз, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи. Однако есть и другая причина для строительства высоких многоплатформных храмов - это стремление к небу, любовь к верхнему миру как носителю свойств высшего и неизменного порядка. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес - от первого неба Инанны или Иштар до седьмого неба Ану. Ану верховное божество в шумерском «Олимпе», который практически не появлялся на земле, а своим представителем поставил Энлиля. Таким примером многоярусного зиккурата и является храм царя Ур-Намму. Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, известно о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и их слуг. О существовании "бассейна Абзу" или Анзуда, в котором хранится освященная вода, о дворике для принесения жертв, о строго продуманном декоре ворот храма, которые сторожат изображения львиноголового орла, змей и страшных драконообразных чудовищ. Одним из них был Мушхуш – спутник Мардука, который сыграл свою роль в победе света над тьмой и добра со злом в великой битве с Тиамат. Увы, за редким исключением, ничего из этого нельзя посмотреть, разве, что только на воротах Иштар. 

 Тем не менее рядом с храмом ее отца бога Сина или Наннара, располагался другой, который был возведен в честь его жены - богини Нингаль. У каждого храма был внутренний двор, окруженный рядом помещений. До сих пор сохранился древний фонтан с заасфальтированным длинным желобом для стока воды. На большом кирпичном столе остались следы от ножей, которыми убивали жертвенных животных. Их зажаривали как жертвенную пищу на очагах храмовых кухонь. «Через 3800 лет, - писал Вулли в своем дневнике, - мы смогли опять разжечь огонь и вновь привести в действие древнейшую в мире кухню». 

 Однако это было  только начало, впереди ждали  еще более сенсационные открытия  – открытие царских гробниц.  Вулли был не новичок в археологии  и со знанием дела приступил  к раскопкам великого города. За двенадцать лет, несмотря  на высокий темп раскопок и  огромное количество рабочих  — временами оно достигало  четырехсот, археологи так и не  успели исследовать развалины  всего Ура, поскольку территория  города оказалась огромной, а  раскопки велись с исключительной  тщательностью и точностью. Но, несмотря на то, что ученые  смогли обстоятельно изучить  лишь незначительную часть города, им удалось составить довольно  подробное представление об Уре  за четыре тысячи лет его  существования. 

 Наконец в начале 1927 года экспедиция Вулли приступила  к раскопкам городского кладбища. Он начал с того, что прорыл  в холме траншею. Слой золы, битого кирпича, глиняных обломков, щебня и мусора достигал 12 м.  Археологи обнаружили здесь около  двух тысяч могил. К тому  моменту стало известно, что древние  горожане хоронили покойников, завернув  тело в циновки, или положив  в гроб — плетеный, деревянный  или глиняный. Никаких особых  правил не существовало, и труп  мог лежать головой к любой  части света. Зато поза была  всегда одинакова: на боку, ноги  слегка подогнуты, руки сложены  ладонями вместе перед грудью, почти на уровне рта. Как  и полагалось раньше, вместе с  покойным клали его личные  вещи, сопровождавшие его при  жизни: ожерелья, серьги, нож или  кинжал, булавку, которой закалывали  одеяние или саван, а также  цилиндрическую печать, оттиск которой  на глиняной табличке был равнозначен  подписи владельца. Хотя и здесь  было обнаружено немало интересного,  самые сенсационные находки ждали  впереди, когда они добрались  до царской гробницы. По своей  значимости их можно было сравнить  только с недавно открытым  Говардом Картером захоронением Тутанхамона в Египте в 1922 году, или Кносского дворца Артуром Эвансом в 1900. Именно тогда стало понятно, что история древнего мира, оказалась не такой однозначной какой привыкли ее себе представлять ученые. Ранний или Поздний каменный век – Неолит, понятия весьма условные. Эти определения ни сколько, ни свидетельствуют об истинном состоянии общества существовавшего в те времена. В Англии, Франции и Германии, действительно был Каменный век, причем, конец раннего – Палеолита, который на британских островах явно затянулся. И Стоунхендж – это предел возможного для древних бриттов – неотесанные камни, сложенные в некое подобие круга сомнительного предназначения, в то время как у шумеров семиэтажные сооружения идеальной формы и многотысячные города с канализацией биржами и университетами, и прочими благами цивилизации - все в одно и то же время! 

 Такие поразительные  выводы стали возможны после  величайших открытий в Египте  и на Крите. Возможно, открытие  Картера и послужило поводом  для более глубокого изучения  культуры народов обитавших в  Междуречье во времена первых  фараонов и даже раньше. Заслуга  Леонарда Вулли как раз и  состоит в том, что он нашел  гробницу царей первых династий  государства, живших в конце  четвертого, начале третьего тысячелетия  до нашей эры. Она оказалась  почти не тронутой грабителями  и в полной мере продемонстрировала  быт и обычаи древних шумеров,  так же как и гробница Тутанхамона,  открытой недавно. 

 Он уже начал отчаиваться,  раскапывая это заурядное кладбище, хотя и очень древнее: «Должен  признаться, что научная обработка  двух тысяч могил из-за ее  однообразия наскучила нам до  крайности, — вспоминал Вулли.  — Почти все могилы были  одинаковыми, и, как правило,  в них не оказывалось ничего  особенно интересного». 

 Однако вскоре выяснилось, что в действительности интерес  здесь есть, поскольку здесь одно  под другим лежат два кладбища  разных периодов. Верхнее, судя  по надписям на Цилиндрических  печатях, относилось ко временам правления Саргона, то есть возраст верхнего некрополя составлял приблизительно 4200 лет. Но под ним оказались могилы второго кладбища, которое было еще древнее! И именно здесь археологов ждали совершенно неожиданные находки. Первым сигналом о близости чего-то необычного стали круглые колодцы, спускавшиеся вертикально на глубину погребения, а затем переходившие в горизонтальный лаз. Судя по найденным в одном из колодцев черепкам, он был прорыт во времена Саргона. Но кем и зачем? Вулли предположил, что это — следы работы древних грабителей могил. В Уре, как и в Египте, разграбление могил было одной из древнейших профессий, и те, кто ею занимался, никогда не действовали наугад: они знали, где что лежит, и стремились прибрать к рукам что подороже. К тому времени археологи уже нашли сотни разграбленных могил и были уверены, что обнаружить богатое и не разграбленное погребение можно только случайно, при стечении целого ряда обстоятельств. Должно было произойти чудо. И в один из дней это чудо произошло. 

 Сначала кто-то из  рабочих заметил торчащий из  земли медный наконечник копья.  Оказалось, что он насажен на  золотую оправу древка. Под оправой  было отверстие, оставшееся от  истлевшего древка. Это отверстие  привело археологов к углу  еще одной могилы. Она была  чуть больше обычной, но такого  же типа и представляла собой  простую комнату в земле, вырытую  по размерам гроба с таким  расчетом, чтобы с трех сторон  от него осталось немного места  для жертвенных приношений. В  изголовье гроба стоял ряд  копий, воткнутых остриями в  землю, а между ними — алебастровые  и глиняные вазы. Рядом с гробом, на остатках щита, лежали два  украшенных золотом кинжала, медные  резцы и другие инструменты.  Тут же находилось около пятидесяти  медных сосудов, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная  посуда из камня и глины.  В ногах гроба стояли копья и лежал набор стрел с кремневыми наконечниками. Но по-настоящему археологи были поражены, когда очистили от земли гроб. Скелет в нем лежал в обычной позе спящего на правом боку. Кости настолько разрушились, что от них осталась лишь коричневая пыль, по которой можно было определить положение тела. И на этом фоне ярко сверкало золото — такое чистое, словно его сюда только что положили… 

 Именно здесь находились  захоронения первых царей Ура,  которые Вулли сначала отнес  к 4 тыс. до н. э. Вскрыв  гробницы, он нашел там богатейшие  сокровища, свидетельствующие о  чрезвычайно высоком уровне развития  металлообработки и других видов  художественного ремесла древними  мастерами. Роскошная утварь была  мастерски выполнена из золота  и серебра, различных камней  — алебастра, ляпис-лазури, сердолика  и обсидиана. 

Всего было шестнадцать царских  захоронений и ни одно из них не походило на другое. Жители Ура хоронили царей в гробницах из камня  или из обожженного кирпича. Каждая такая гробница состояла из одного помещения или из анфилады тщательно  отделанных комнат – настоящий подземный  дворец. Но, к сожалению, практически  все гробницы были разграблены еще  в древности. В неприкосновенности уцелели только две. Первая царская  гробница, вскрытая Вулли, дала археологам очень мало материала – во-первых, потому, что она была безнадежно разрушена грабителями, а во-вторых, потому, как потом честно признавался  сам Вулли: «мы только приступили к раскопкам такого рода, и сами еще толком не знали, что нужно  искать». Впрочем, здесь среди массы  бронзового оружия археологи нашли  знаменитый золотой кинжал Ура. 

 Его труд был вознагражден  величайшим открытием XX века. Гробница  оказалась нетронутой и предстала  во всем своем величии царского  великолепия: здесь покоились  царь и царица со всеми своими  украшениями которые они носили при жизни. Леонард Вулли с восторгом писал: «Позади тела в одной куче находились золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьги в виде полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки». Золотых изделий было много и они совсем не говорили, что покойный владыка жил в конце Неолита. Разве что только кремневые наконечники стрел намекали, о глубочайшей древности этого захоронения, но остальные украшения больше говорили о том, что они не из той эпохи. 

 Один только браслет  сразу наводит на далеко идущие  выводы: Здесь не только просматриваются  все виды ювелирной техники,  но вдобавок ко всему есть  все основания полагать о возможности  использования гальванопластики  в каменном веке! Этот способ  изготовления изделий и снятия  копий с помощью электролитического  осаждения металла из водного  раствора его соли стал известен  только в середине 19-го века  вместе с открытием электричества.  Примерно в то же самое время,  когда мир впервые узнал о  шумерах, которым действительно  было знакомо электричество. Это  выяснилось позже, после того, как на раскопках шумерских  городов нашли детали примитивных  батареек. Конструкции в виде  небольших глиняных горшочков  оказались вполне работоспособны. Если залить в них электролит  и при наличии двух электродов  – меди и цинка например, они выдавали электрический ток. Фарадей, Кулон и Ампер, могут спать спокойно – их изобретения были известны шумерам на четыре тысячи лет раньше них. Они не оформили своих патентов, поэтому первооткрывателями неизвестной природы материи стали европейцы. Ближневосточные коллеги не думали о таких мелочах – они просто делали свое дело и создавали удивительные произведения искусства с использованием всех возможных средств и способов, которые им оставили предки. Даже если для придания особой выразительности в своем произведении пришлось использовать электролитическое осаждение металла – главное что бы было красиво и высокопрофессионально. Это у них получилось, а современным мастерам брошен вызов – чтобы не задавались, и не думали о своем превосходстве. Попробовал бы Фаберже в каменном веке сделать филигрань!  

Информация о работе Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга