Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:40, статья
В канун нового, 1992 года, после отставки первого Президента СССР несколько сотрудников формирующегося Фонда Горбачева размышляли о будущем страны и мира. «Вот и закончилась горбачевская эпоха», - сказал один из присутствовавших. «Ничего подобного, - возразил Г.Шахназаров, помощник лидера перестройки, известный политолог, - эта эпоха только начинается». Его слова точно выражали общее для многих из нас ощущение, что феномен «перестройки» не канет в лету истории, что осуществленные за семь лет перемены сдвинули глубинные пласты жизни социума, положив начало целой эпохе великой трансформации общества.
Благодаря давнему критическому отношению
к СССР и «реальному социализму»
гораздо меньший урон понесло
социал-демократическое
В общем итоге изменилась вся дислокация сил в мире в пользу капитализма, а, значит, и в пользу органически сросшейся с ним индустриально-потребительской цивилизации. Но главное – на горизонте всемирной истории померкла звезда великой утопии, которая несла в себе вдохновенную надежду на устранение «эксплуататорской цивилизации». Поиск альтернативы вновь переместился в недра самой капиталистической системы, которая к этому времени получила и стала активно осваивать дополнительные ресурсы в борьбе за свое выживание.
Во-вторых, начавшийся переход наиболее продвинутых капиталистических обществ к инновационному типу развития придал новое дыхание индустриально-потребительской системе и тем самым способствовал укреплению ее инерционной жизнеспособности.
В отличие от индустриализма ИТР базируется на творческой энергетике общества, «экономике знаний», высоких технологиях. Центр тяжести общественного производства с материальных факторов перемещается в интеллектуальную сферу – информация, знания, творчество. Это требует раскрытия и мобилизации новых ресурсов потенциала человека и всего социума. Человеческий капитал начинает играть доминирующую роль во всей системе общественного производства. На передний план выходит «развитие общественного индивида», что, в свою очередь, диктует необходимость создания творческой среды и формирования инновационной культуры.
Возникая в пространстве высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства, ИТР распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни. На основе описания этих тенденции в гуманитарной науке появились концепции нарождающегося «нового общества». По своему объективному смыслу концепции постиндустриализма, абсолютизирующие инновационный тренд современных высоких технологий, вроде как корреспондируют с протестным движением против индустриально-потребительской цивилизации. Это движение, громко возвестившее о себе в конце 1960-х годов, выросло из убеждения, что потребительство заводит общество в тупик духовной пустоты и конформизма.
«Стремление к
Писателю вторит идеолог новых левых того времени Г.Маркузе: «Нужда во владении, потреблении, обладании и постоянном обновлении приспособлений, механизмов, инструментов, изобретений, предлагаемых людям и влияющих на них, нужда в использовании этих вещей … становятся «биологической» потребностью …». Потребительская система «бросила якорь в самой структуре инстинктов».22
Естественно, духовная опустошенность потребительского общества вызывала протесты, особенно среди молодежи. Цель протестного движения – найти способ выхода из застойного состояния и духовной опустошенности индустриально-потребительской цивилизации. Но преодолеть ее, по мнению теоретика постиндустриализма Д.Белла, можно без разрушительных протестных действий, а опираясь на сами инновационные технологии и практику их внедрения. Как результат этих технологических инноваций в лоне самой «потребительской цивилизации» зарождаются очаги свободного творчества, формируются креативные монады, «заключающие в себе образ будущего общества». Альтернативные модели социального устройства становятся вообще ненужными; не нужны и «революционные прорывы» к ним. Надо просто участвовать в длительном инновационном марше сквозь институты существующей системы.
В-третьих, происходящая в мире глобализация также породила противоречия, способствующие реверсии.
Очевидно, что, глобализационные процессы, формирующие целостный мир, - аргумент в пользу нового мышления. Глобализация определяет принципиально новые подходы к мировой политике, к проблемам войны и мира, к национальной и международной безопасности. Ключевой принцип этих подходов – безусловный приоритет общечеловеческих интересов и ценностей по сравнению с национально-государственными, социально классовыми и другими особыми и односторонними интересами и целями. Вместе с тем в многообразном и неравномерно развивающемся мире самые могущественные державы получают возможность поставить глобализацию на службу собственным интересам в ущерб другим.
Именно так поступили державы НАТО, в первую очередь Соединенные Штаты, приняв стратегию Вашингтонского консенсуса, ориентированную на унификацию мира по западным образцам при гегемонии США. Глобализация в такой форме не могла споспешествовать формированию демократического мирового порядка. Вызвала серьезное сопротивление и на государственно-национальном уровне (особенно, в мусульманском и вообще «третьем мире»), и массовое общественное антиглобалистское движение. Последовали рецидивы холодной войны, а затем и тенденции к усилению международной напряженности и гонки вооружений. Произошла явная реверсия мирового развития.
Одновременно у лидеров
Очевидно, такая недальновидная политика западных держав также стимулировала реверсию – от показавшей свою эффективность новой мировой политики к прежней национально-государственной и блоковой ее модели, к воспроизводству силовой политики.
В-четвертых, сильное влияние на постперестроечное развитие российского общества оказала своеобразная социально-психологическая реакция населения на потребительские аспекты рыночной экономики. Если индустриально развитые страны запада уже прошли пик «потребительского синдрома» и общество там накопило социальный опыт для критического отношения к негативным последствиям потребительства, то в России этого опыта не было. Большинством населения, уставшего от вечного дефицита необходимых для жизни товаров, приход «потребительской цивилизации» воспринимался с ожиданием улучшения положения на потребительском рынке. В самом деле, почему российский народ с таким энтузиазмом встретивший перестройку и, казалось, бесповоротно избравший для себя свободу и демократию, так легко примирился с авторитарным курсом радикально либеральных реформ, насаждавших в России «дикий» капитализм?
Общество столкнулось с «великим
искушением» благосостояния и достатка.
Пройдя сквозь тяжелейшие испытания XX
века, российский народ в своем большинстве
так и не обрел сколько-нибудь достойного
уровня жизни. И это в богатейшей стране,
не обделенной талантливыми и трудолюбивыми
людьми. Можно сколько угодно говорить
об ограниченности и бесперспективности
«индустриально-
Великое искушение «сытой жизни» и «потребительского рая» создало в постперестроечной России благоприятную психологическую атмосферу для реверсных политических процессов. Радикально либеральная политика искусно использовала массовые ожидания, предложив народу имитационный, красочно расписанный, но беспочвенный, вариант общества благоденствия. И если при этом проводимый властью курс сопровождается хотя бы малой толикой даров от нефтегазовых сверхприбылей (хотя львиная доля их обеспечивает благоденствие государственно-олигархической элиты), то вряд ли можно сомневаться, куда метнется неискушенное большинство.
Итак - после пришедшейся на 1989 год кульминации прорыва к новой цивилизации - мощные факторы подталкивали не только Россию, но и все человеческое сообщество к более или менее длительному этапу консервативной реверсии. Предстояло пережить исторические изломы и зигзаги. И мы их переживаем. Однако потребность в продолжении и углублении перестроечного «прорыва» постоянно дает о себе знать. От нее исходят новые и новые импульсы. Они отчетливо проявились в зеркале недавнего мирового экономического кризиса, вновь высветившего российские и глобальные императивы XXI века.
Каков наш выбор сегодня?
Каким все же будет выбор общества и политической элиты в переживаемый период российской реформации?
В России, как уже отмечалось, сложился за постперестроечное время политический режим «мягкого авторитаризма». Этот феномен был замечен политической наукой еще в середине 90-х годов прошлого века, когда обнаружилось, что западная модель либеральной демократии не укореняется в странах с неразвитым гражданским обществом и слабыми традициями общественной самодеятельности. Там возникает иная модель, отвечающая существующим национальным реалиям. Для нее, по описанию западных политологов, характерна концентрация властных полномочий в руках узкого круга правящей элиты в сочетании с относительной свободой деятельности для граждан, которые не посягают на монополию власти в принятии политических решений.24
О том, что такая модель формируется в России, специалисты из “Горбачев-Фонда” писали еще в 2000 году. Проанализировав сценарии политического развития страны, они пришли к заключению, что наиболее вероятным является вариант “мягкого авторитаризма”. Он в наибольшей степени отвечает не только отечественным традициям и историческому опыту, но и нынешней политической обстановке. Общество, уставшее от анархии и беспорядка, готово принять эту форму правления, которая способствует консолидации политической элиты и создает условия для возрождения государственности, так необходимой для выживания и развития России.25
Режим «мягкого авторитаризма»
– это не «конец демократии», как
оценивают ситуацию в России американские
политологи Майкл Макфол и Кэтрин
Стоунер-Вайсс, в интерпретации которых нынешн
Модель «мягкого авторитаризма» очерчивает тот коридор возможностей, по которому движется и, скорее всего, еще долго будет двигаться российское общество. Попытки выйти за пределы этого коридора и волевым усилием утвердить в России имитационную модель демократии по западному образцу – к чему призывает внесистемная оппозиция - могут обернуться еще большими потерями для демократического развития общества, чем «откат» ельцинского периода. Как справедливо отмечает сотрудник Фонда Карнеги А.Ливен, за дверьми кабинета Путина своей очереди ожидает отнюдь не Т.Джефферсон, а человек, представляющий движение «столь же авторитарное, но только более националистическое, более антизападное, более популистское и менее приверженное рыночным реформам»27.
«Мягкий авторитаризм» способен эволюционировать
как в направлении постепенной
демократизации общества, так и в
направлении «жесткого авторита
- в современном глобализирующемся мире государство не в состоянии осуществлять тотальный контроль над информационными и культурными потоками, что лишает автократию ее главного козыря — “монополии на истину”;
- провозглашенная Россией перспектива перехода к инновационному типу развития порождает потребность в работнике с широким кругозором, а такой работник, как правило, тяготеет к демократическим порядкам и либеральным ценностям;
- несмотря на общую слабость российского гражданского общества, некоторые его очаги сохранились, и они могут стать базой для мобилизации демократических сил, их активного участия в политической жизни;
- со времен перестройки в России, вопреки всем авторитарным препонам, существует публичная сфера, а значит — и условия для того, чтобы общество размышляло о своем политическом развитии;
- авторитарному дрейфу России мешает противодействие демократического сообщества на международном уровне.
С учетом всех этих факторов более вероятной кажется постепенная эволюция “мягкого авторитаризма” к более демократичным формам политического управления. Для этого власть нуждается в расширении социальной базы и повышении доверия со стороны общества. Но это, в свою очередь, требует замены либерально корпоративистского курса политики, ориентированного, прежде всего, на интересы богатых и сильных (государственной бюрократии и крупного олигархического капитала), на либерально-демократический курс с сильной коммунитарной составляющей, акцентирующей внимание на общем благе, солидарности, социальной справедливости и равенстве.
Либерализация России — необходимая компонента демократической реформации общества. Приобщение страны к постиндустриальному миру предполагает раскрепощение личности, формирование работника нового, инновационного типа, обладающего свободой выбора и способного к такому выбору. Но можно ли решить эту задачу в России по модели либерального индивидуализма? Пока что “свобода личности” по этой модели вылилась в разрушение солидарных связей и разгул частного и корпоративного эгоизма, в рост социального неравенства, расколовшего общество на богатых и бедных. Ситуация — крайне неблагоприятная для становления демократии.