Перестройка и императивы XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:40, статья

Краткое описание

В канун нового, 1992 года, после отставки первого Президента СССР несколько сотрудников формирующегося Фонда Горбачева размышляли о будущем страны и мира. «Вот и закончилась горбачевская эпоха», - сказал один из присутствовавших. «Ничего подобного, - возразил Г.Шахназаров, помощник лидера перестройки, известный политолог, - эта эпоха только начинается». Его слова точно выражали общее для многих из нас ощущение, что феномен «перестройки» не канет в лету истории, что осуществленные за семь лет перемены сдвинули глубинные пласты жизни социума, положив начало целой эпохе великой трансформации общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Красин перестройка.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря давнему критическому отношению  к СССР и «реальному социализму»  гораздо меньший урон понесло  социал-демократическое движение. Однако вследствие общего падения популярности и привлекательности социалистической идеи потускнела его идентичность. На длительный исторический период социал-демократия оказалась в тени либерализма и в кильватере либеральной политики.

В общем итоге изменилась вся  дислокация сил в мире в пользу капитализма, а, значит, и в пользу органически сросшейся с ним индустриально-потребительской цивилизации. Но главное – на горизонте всемирной истории померкла звезда великой утопии, которая несла в себе вдохновенную надежду на устранение «эксплуататорской цивилизации». Поиск альтернативы вновь переместился в недра самой капиталистической системы, которая к этому времени получила и стала активно осваивать дополнительные ресурсы в борьбе за свое выживание.

Во-вторых, начавшийся переход наиболее продвинутых капиталистических обществ к инновационному типу развития придал новое дыхание индустриально-потребительской системе и тем самым способствовал укреплению ее инерционной жизнеспособности.

В отличие от индустриализма ИТР базируется на творческой энергетике общества, «экономике знаний», высоких технологиях. Центр тяжести общественного производства с материальных факторов перемещается в интеллектуальную сферу – информация, знания, творчество. Это требует раскрытия и мобилизации новых ресурсов потенциала человека и всего социума. Человеческий капитал начинает играть доминирующую роль во всей системе общественного производства. На передний план выходит «развитие общественного индивида», что, в свою очередь, диктует необходимость создания  творческой среды и формирования инновационной культуры.

Возникая в пространстве высокотехнологичных  и наукоемких отраслей производства, ИТР распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни. На основе описания этих тенденции в гуманитарной науке появились концепции нарождающегося «нового общества». По своему объективному смыслу концепции постиндустриализма, абсолютизирующие инновационный тренд современных высоких технологий, вроде как корреспондируют с протестным движением против индустриально-потребительской цивилизации. Это движение, громко возвестившее о себе в конце 1960-х годов, выросло из убеждения, что потребительство заводит общество в тупик духовной пустоты и конформизма.

 «Стремление к приобретательству  и жажда повышения, – говорит герой повести французского писателя Ж.Кюртиса, - вот самые надежные гарантии политической покорности и конформизма. … Всегда в погоне за всем самоновейшим, загипнотизированные проблемами-однодневками, в вечных метаниях за новыми товарами ширпотреба и за новыми развлечениями, какие только может им сервировать «культура», кондиционированная всеобщим снобизмом.21

Писателю вторит идеолог новых  левых того времени Г.Маркузе: «Нужда во владении, потреблении, обладании  и постоянном обновлении приспособлений, механизмов, инструментов, изобретений, предлагаемых людям и влияющих на них, нужда в использовании этих вещей … становятся «биологической» потребностью …». Потребительская система «бросила якорь в самой структуре инстинктов».22

Естественно, духовная опустошенность потребительского общества вызывала протесты, особенно среди молодежи. Цель протестного движения – найти способ выхода из застойного состояния и духовной опустошенности индустриально-потребительской цивилизации. Но преодолеть ее, по мнению теоретика постиндустриализма Д.Белла, можно без разрушительных протестных действий, а опираясь на сами инновационные технологии и практику их внедрения. Как результат этих технологических инноваций в лоне самой «потребительской цивилизации» зарождаются очаги свободного творчества, формируются креативные монады, «заключающие в себе образ будущего общества». Альтернативные модели социального устройства становятся вообще ненужными; не нужны и «революционные прорывы» к ним. Надо просто участвовать в длительном инновационном марше сквозь институты существующей системы.

В-третьих, происходящая в мире глобализация также породила противоречия, способствующие реверсии.

Очевидно, что, глобализационные процессы, формирующие целостный мир, - аргумент в пользу нового мышления. Глобализация определяет принципиально новые подходы к мировой политике, к проблемам войны и мира, к национальной и международной безопасности. Ключевой принцип этих подходов – безусловный приоритет общечеловеческих интересов и ценностей по сравнению с национально-государственными, социально классовыми и другими особыми и односторонними интересами и целями. Вместе с тем в многообразном и неравномерно развивающемся мире самые могущественные державы получают возможность поставить глобализацию на службу собственным интересам в ущерб другим.

Именно так поступили державы  НАТО, в первую очередь Соединенные Штаты, приняв стратегию Вашингтонского консенсуса, ориентированную на унификацию мира по западным образцам при гегемонии США. Глобализация в такой форме не могла споспешествовать формированию демократического мирового порядка. Вызвала серьезное сопротивление и на государственно-национальном уровне (особенно, в мусульманском и вообще «третьем мире»), и массовое общественное антиглобалистское движение. Последовали рецидивы холодной войны, а затем и тенденции к усилению международной напряженности и гонки вооружений. Произошла явная реверсия мирового развития.

Одновременно у лидеров западных держав с конца 1980-х годов возник соблазн воспользоваться ослаблением  СССР, а потом и его распадом в сиюминутных эгоистических целях. «Внешняя политика США, - пишут американские политологи Джон Айкенберри и Даниэл Дьюдни, - столь успешная в эпоху окончания холодной войны, начала преследовать цели, противоречащие принципам достигнутых тогда договоренностей. Это стало особенно очевидно при администрациях Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего, когда Соединенные Штаты стремились достичь краткосрочных и вторичных целей, принеся в жертву более фундаментальные интересы».23

Очевидно, такая недальновидная политика западных держав также стимулировала реверсию – от показавшей свою эффективность новой мировой политики к прежней национально-государственной и блоковой ее модели, к воспроизводству силовой политики.

В-четвертых, сильное влияние на постперестроечное развитие российского общества оказала своеобразная социально-психологическая реакция населения на потребительские аспекты рыночной экономики. Если индустриально развитые страны запада уже прошли пик «потребительского синдрома» и общество там накопило социальный опыт для критического отношения к негативным последствиям потребительства, то в России этого опыта не было. Большинством населения, уставшего от вечного дефицита необходимых для жизни товаров, приход «потребительской цивилизации» воспринимался с ожиданием улучшения положения на потребительском рынке. В самом деле, почему российский народ с таким энтузиазмом встретивший перестройку и, казалось, бесповоротно избравший для себя свободу и демократию, так легко примирился с авторитарным курсом радикально либеральных реформ, насаждавших в России «дикий» капитализм?

Общество столкнулось с «великим искушением» благосостояния и достатка. Пройдя сквозь тяжелейшие испытания XX века, российский народ в своем большинстве так и не обрел сколько-нибудь достойного уровня жизни. И это в богатейшей стране, не обделенной талантливыми и трудолюбивыми людьми. Можно сколько угодно говорить об ограниченности и бесперспективности «индустриально-потребительского общества» но эти аргументы не убедительны для населения страны, всегда страдавшей от недопотребления.

Великое искушение «сытой жизни» и «потребительского рая» создало в постперестроечной России благоприятную психологическую атмосферу для реверсных политических процессов. Радикально либеральная политика искусно использовала массовые ожидания, предложив народу имитационный, красочно расписанный, но беспочвенный, вариант общества благоденствия. И если при этом проводимый властью курс сопровождается хотя бы малой толикой даров от нефтегазовых сверхприбылей (хотя львиная доля их обеспечивает благоденствие государственно-олигархической элиты), то вряд ли можно сомневаться, куда метнется неискушенное большинство.

Итак - после пришедшейся на 1989 год  кульминации прорыва к новой  цивилизации - мощные факторы подталкивали не только Россию, но и все человеческое сообщество к более или менее длительному этапу консервативной реверсии. Предстояло пережить исторические изломы и зигзаги. И мы их переживаем. Однако потребность в продолжении и углублении перестроечного «прорыва» постоянно дает о себе знать. От нее исходят новые и новые импульсы. Они отчетливо проявились в зеркале недавнего мирового экономического кризиса, вновь высветившего российские и глобальные императивы XXI века.

 

Каков наш  выбор сегодня?

 

Каким все же будет выбор общества и политической элиты в переживаемый период российской реформации?

В России, как уже отмечалось, сложился за постперестроечное время политический режим «мягкого авторитаризма». Этот феномен был замечен политической наукой еще в середине 90-х годов прошлого века, когда обнаружилось, что западная модель либеральной демократии не укореняется в странах с неразвитым гражданским обществом и слабыми традициями общественной самодеятельности. Там возникает иная модель, отвечающая существующим национальным реалиям. Для нее, по описанию западных политологов, характерна концентрация властных полномочий в руках узкого круга правящей элиты в сочетании с относительной свободой деятельности для граждан, которые не посягают на монополию власти в принятии политических решений.24

О том, что такая модель формируется  в России, специалисты из “Горбачев-Фонда” писали еще в 2000 году. Проанализировав сценарии политического развития страны, они пришли к заключению, что наиболее вероятным является вариант “мягкого авторитаризма”. Он в наибольшей степени отвечает не только отечественным традициям и историческому опыту, но и нынешней политической обстановке. Общество, уставшее от анархии и беспорядка, готово принять эту форму правления, которая способствует консолидации политической элиты и создает условия для возрождения государственности, так необходимой для выживания и развития России.25

Режим «мягкого авторитаризма» – это не «конец демократии», как  оценивают ситуацию в России американские политологи Майкл Макфол и Кэтрин Стоунер-Вайсс, в интерпретации которых нынешний российский режим – это «политический термидор» после реформ 1990-х годов, изображаемых вопреки очевидным фактам чуть ли не образцом демократизма26.

Модель «мягкого авторитаризма» очерчивает тот коридор возможностей, по которому движется и, скорее всего, еще долго  будет двигаться российское общество. Попытки выйти за пределы этого коридора и волевым усилием утвердить в России имитационную модель демократии по западному образцу – к чему призывает внесистемная оппозиция - могут обернуться еще большими потерями для демократического развития общества, чем «откат» ельцинского периода. Как справедливо отмечает сотрудник Фонда Карнеги А.Ливен, за дверьми кабинета Путина своей очереди ожидает отнюдь не Т.Джефферсон, а человек, представляющий движение «столь же авторитарное, но только более националистическое, более антизападное, более популистское и менее приверженное рыночным реформам»27.

«Мягкий авторитаризм» способен эволюционировать как в направлении постепенной  демократизации общества, так и в  направлении «жесткого авторитаризма». Вероятность реализации последнего сценария представляется не очень высокой: уж слишком он расходится с потребностями российского общества и стремлениями людей, ощутивших вкус свободы и самостоятельности. Конечно, путь развития “мягкого авторитаризма” не предопределен. Нельзя исключать дальнейшего ужесточения авторитаризма. Однако «откатные» тенденции в политическом развитии российского общества наталкиваются сегодня на целый ряд серьезных препятствий.

- в современном глобализирующемся мире государство не в состоянии осуществлять тотальный контроль над информационными и культурными потоками, что лишает автократию ее главного козыря — “монополии на истину”;

- провозглашенная Россией перспектива перехода к инновационному типу развития порождает потребность в работнике с широким кругозором, а такой работник, как правило, тяготеет к демократическим порядкам и либеральным ценностям;

- несмотря на общую слабость российского гражданского общества, некоторые его очаги сохранились, и они могут стать базой для мобилизации демократических сил, их активного участия в политической жизни;

- со времен перестройки в России, вопреки всем авторитарным препонам, существует публичная сфера, а значит — и условия для того, чтобы общество размышляло о своем политическом развитии;

- авторитарному дрейфу России мешает противодействие демократического сообщества на международном уровне.

С учетом всех этих факторов более вероятной кажется постепенная эволюция “мягкого авторитаризма” к более демократичным формам политического управления. Для этого власть нуждается в расширении социальной базы и повышении доверия со стороны общества. Но это, в свою очередь, требует замены либерально корпоративистского курса политики, ориентированного, прежде всего, на интересы богатых и сильных (государственной бюрократии и крупного олигархического капитала), на либерально-демократический курс с сильной коммунитарной составляющей, акцентирующей внимание на общем благе, солидарности, социальной справедливости и равенстве.

Либерализация России — необходимая компонента демократической реформации общества. Приобщение страны к постиндустриальному миру предполагает раскрепощение личности, формирование работника нового, инновационного типа, обладающего свободой выбора и способного к такому выбору. Но можно ли решить эту задачу в России по модели либерального индивидуализма? Пока что “свобода личности” по этой модели вылилась в разрушение солидарных связей и разгул частного и корпоративного эгоизма, в рост социального неравенства, расколовшего общество на богатых и бедных. Ситуация — крайне неблагоприятная для становления демократии.

Информация о работе Перестройка и императивы XXI века