Перестройка и императивы XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:40, статья

Краткое описание

В канун нового, 1992 года, после отставки первого Президента СССР несколько сотрудников формирующегося Фонда Горбачева размышляли о будущем страны и мира. «Вот и закончилась горбачевская эпоха», - сказал один из присутствовавших. «Ничего подобного, - возразил Г.Шахназаров, помощник лидера перестройки, известный политолог, - эта эпоха только начинается». Его слова точно выражали общее для многих из нас ощущение, что феномен «перестройки» не канет в лету истории, что осуществленные за семь лет перемены сдвинули глубинные пласты жизни социума, положив начало целой эпохе великой трансформации общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Красин перестройка.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Другое социально-политическое следствие глобализации, влияние которого сквозь призму кризиса видится намного более значимым, – это миграция, точнее, ее новое качество, обретенное сегодня. Миграционные потоки и прежде играли большую роль в мировой истории. Достаточно напомнить о колонизации американского континента. В век глобализации эти потоки не только возросли по объему, но и превратились в своеобразные каналы перераспределения напряжения, генерируемого противоречиями мирового социума.

На склоне XX столетия С.Хантингтон предрек «столкновение цивилизаций», которое представлялось как внешняя конфронтация «третьего мира» и «золотого миллиарда». Но опасность предстала в ином обличье. Слишком высокий перепад уровней жизни и развития в двух зонах мирового социума, плотно сближенных «коммуникационной революцией», подстегнул неудержимые миграционные переливы населения, захлестнувшие вожделенные «постиндустриальные очаги» относительного благополучия и безмятежности. В итоге узлы мировых противоречий в зоне «третьего мира» перестали быть для богатых стран чисто внешними. Эти противоречия воспроизводятся в странах, которые, казалось бы, уже покончили с социально-классовой борьбой и овладели политической культурой согласия и консенсуса.

Глубокие корни недальновидного эгоизма «реальной политики» наглядно показывают значимость идей нового мышления. Бедствия и тревоги мирового кризиса – это недвусмысленный сигнал мировому сообществу, подтверждающий, что в меняющемся социуме необходимо менять и парадигму международной политики. Можно сказать, что перестройка высветила путь к новому мировому порядку на целую историческую эпоху.

Обстановка созданная недавним экономическим кризисом и его последствиями рельефно высветила общественно-политический ландшафт российской реформации на фоне проблем и рисков глобального мира. Четко обнаружили себя приобретения и потери пройденных этапов реформации, основные проблемные узлы для выработки стратегии дальнейшего развития. Важно, чтобы общество, правящая элита, государственные лидеры сумели должным образом оценить эту картину и на основе ее «прочтения» сделать необходимые политические выводы.

Поэтому, как бы кто ни относился  к внешней политике перестройки, во имя самосохранения человечество обязано идти по намеченному ею пути – к формированию гибкой системы  межнациональных и наднациональных связей и организаций, способных оказывать регулирующее воздействие на экономические, социальные, политические, военные, духовные процессы мирового развития.

В логике силового политического мышления это кажется завораживающей сказкой. В логике нового мышления, в иной системе отсчета вполне возможно и даже необходимо такое мироустройство, которое представляет собой не строго очерченное статус-кво, поддерживаемое принуждением, а устойчивое и одновременно подвижное равновесие, опирающееся на межгосударственное согласие, чутко реагирующее на динамику национально-государственных интересов и способное к саморегулированию.

Нынешнее состояние и дальнейшая судьба нового мышления, конечно, зависят  и от тех изменений, которые происходят в общественном сознании, в системе воззрений и ценностей. В муках формирующийся «мир миров» остро нуждается в новой социальной концепции, которая позволила бы увидеть действительность во всем многообразии и в то же время не расчленить его на несовместимые и противоборствующие сегменты. Пока новое социальное видение мира еще не сложилось в целостную концепцию. Идет накопление материала. В переосмыслении нуждается весь спектр социальной проблематики, начиная с прикладной этики и практической политики и кончая абстрактными теоретическими категориями. Все острее ощущается приближение времени крупных социально-философских обобщений. Но эта интеллектуальная работа идет с большим трудом, наталкиваясь на консерватизм старых представлений.

Сквозь призму накопленного за четверть века опыта перестроечная идея нового мышления предстает несколько в ином свете. Угасла наивная вера в то, что вдохновленные благородной идеей государственные лидеры быстро откажутся от национально-корпоративного эгоизма и заложат фундамент нового мирового порядка, основанного на общечеловеческой кооперации. Расставание с прошлым оказалось не таким простым, строительство будущего - еще более сложным. Но прорывная идея оставила неизгладимый след, как в общественном сознании, так и в самой действительности. Главный ее смысл полностью сохраняет свою злободневную значимость. Потому что новое политическое мышление – не случайный зигзаг и не дань моде, а выражение глубинной потребности рода человеческого осознать себя единым целым и соответственно этому творить свою историю

Опыт и уроки внешней политики перестройки, ее уникальный и в то же время общезначимый характер тем  более актуальны, что на международной  арене вновь усиливаются опасные  противостояния. Это ведет в тупик; хуже того – к пропасти. Вот почему так важно сохранить намеченный перестройкой внешнеполитический курс продвижения к международным отношениям новой эры в развитии цивилизации.

Политика – искусство возможного, - хорошо известный афоризм. Комментируя его, классик политической мысли Макс Вебер говорил, что «возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному»31.

Перестройка была как раз тем историческим временем, когда прорыв в будущее раздвинул горизонты того, что возможно. Она не могла в полной мере достичь своих целей. Они слишком масштабны, чтобы прийти к ним сразу. Но перестройка положила начало великому делу: вызвала к жизни процессы, несущие в себе ответы на императивы XXI века. Поэтому ее уроки и спустя четверть века, и на долгую перспективу остаются и останутся все так же злободневными.

Х Х Х

В ХХ веке Россия дважды была ареной драматических  событий, которые не только круто  меняли вектор ее внутреннего развития, но и потрясали мир, давая импульс  масштабным трансформациям мирового сообщества. В начале века Октябрьская революция 1917 г. расколола мир на две системы и положила начало великому социальному эксперименту создания альтернативного капитализму общества. Хотя эксперимент закончился неудачей, и за него России пришлось заплатить непомерно высокую цену, под воздействием этих процессов мир изменился коренным образом. В конце века советская перестройка, открыв путь демократической реформации российского общества и завершения “холодной войны”, вновь стимулировала долговременные исторические процессы, последствия которых, несомненно, будут сказываться на протяжении всего столетия.

Перестройка вписалась в историю  демократии как одна из ее самых  ярких страниц. Страсти еще не улеглись, вопросы, поднятые перестройкой, остаются в фокусе современной политики. Чем дальше уходит от нас вторая половина 80-х годов прошлого века, тем беспристрастней суждения о перестройке и ее последствиях. Тем полнее и рельефнее проявится вся историческая значимость того, что сделано реформаторами восьмидесятых.

Время окончательных оценок еще не наступило. Споры о перестройке будут продолжаться и впредь. Но то, что уже свершилось, подтверждает: перестройка стала знаменательной вехой российской и мировой истории.

20 сентября 2010 года

1 Правда. 08.08.1991.

2 Там же.

3 Brown A. The Gorbachev Factor. Oxford, 1996. P. 132.

4 Независимая газета, 20 апреля 2010 г. Приложение «НГ Политика», с.11.

5 Независимая газета,  18 мая 2010 г., Приложение «НГ Политика», с.10.

6 Цит. по: Грачев А. Доспорить с историей // Прорыв к свободе. О перестройке двадцать лет спустя. Критический анализ. М., 2005. С. 284.

7 Коэн С., «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? Москва – С.-Петербург, АИРО-XXI, 2007, C., 54.

8 Там же, с.54-55.

9 Горбачев М.С., Славин Б.Ф. Неоконченная история. Три цвета времени: Беседы М.С. Горбачева с политологом Б.Ф. Славиным. М., 2005. С. 208–209.

10 Cohen S. Failed Crusade. America and the Tragedy of Post–Communist Russia, N.Y.-L., 2000, P. 31–32.

11 Горшков М, Петухов В. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя // Прорыв к свободе. О перестройке двадцать лет спустя. Критический анализ. С. 386–387.

12 Reddaway P., Glinski D. The Tragedy of Russia’s Reforms: Market Bolshevism Against Democracy. Washington, 2000.

13 Brzezinski Z.. The Privacy of History and Culture // Journal of Democracy. 2001. Vol. 12.  № 4. P. 21.

14 Левада Ю. Свобода выбора? Вестник общественного мнения. Постэлекторальные размышления // Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2. С. 11–12

15 Cohen S. Failed Crusade. P. 39.

16 Przeworski A.. Democracy and the Market. Political and Economic Reforms in Eastern Europe and Latin America. N.Y., 1991.

17 Независимая газета, 6 апреля 2010 г., Приложение НГ Политика, с.10.

18 См. А.А.Галкин, Ю.А.Красин, Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития, М., Весь мир, 1998; А.Галкин, Ю.Красин, Критика российского авторитаризма, М., Институт социологии РАН, 1995.

19 А.Галкин, Ю.Красин, Сильная демократия – альтернатива авторитаризму, М., Институт социологии Ран, 1996.

20 В 2002-2003 годах мы с А.А.Галкиным связывали эту надежду на сильного лидера с личностью вновь избранного Президента В.В.Путина, который имел огромный кредит доверия со стороны общества. Мы писали, что «многое в России на ближайшие годы будет зависеть от взглядов и решений первого лица в государстве. А войдет ли он в историю в качестве видного деятеля, или просто выполнит некую переходную функцию политического менеджера, – это покажет будущее» (А.А.Галкин, Ю.А.Красин, Россия: Quo Vadis?, М., Институт социологии РАН, 2003, С. 245). Тогдашнее будущее становится сегодня настоящим, давая материал для ответа на поставленный вопрос.

21 Ж.Кюртис, Ж.Перек, Ф.Нурисье. Французские повести. М., 1972, с. 150-151.

22 Marcuse H. An Essay on Liberation, Boston? 1969, p. 4/

23 Айкенберри Д. и Дьюдни Д. Как перевернуть страницу в американо-российских отношениях, Россия в глобальной политике, 2010, №1..

24 Darendorf R. Can We Combine Economic Opportunity with Civil Society and Political Liberty? // The Responsive Community. 1995. Vol. 5. № 3; Bell D. A Communitarian Critique of Authoritarianism: The Case of Singapore // Political Theory. 1997. Vol. 25. № 1.

25 Самоопределение России: Доклад по итогам исследования “Россия в формирующейся глобальной системе”, проведенного Центром глобальных программ “Горбачев-Фонда” в 1998–2000 гг. // Труды Фонда Горбачева. Т. 5. М., 2000. С. 435.

26 McFaul M., Stoner-Weiss K. The Myth of the Authoritarian Model. How Putin’s Crackdown Holds Russia Back // Foreign Affairs. 2008. January – February.

27 Lieven A. The Essential Vladimir Putin: a Semianthoritarian Present is Russia′s Best Hope for a Liberal Future // Foreign Policy. 2005. January – February. P. 72.

28 См.: Горшков М., Петухов В. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя. С. 380.

29 Cohen S. Failed Crusade. P. 209.

30 Медведев Д.А. Россия, вперед! , http//kremlin.ru/news/5413.

31 Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма, М., РОССПЭН, 2006, с. 528.


Информация о работе Перестройка и императивы XXI века