Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:51, дипломная работа
К концу III в. разные слои господствующего класса Римской империи, имеющие, весьма существенные противоречия между собой, временно сплачиваются вокруг императорской власти, напуганные экономическим кризисом, народными движениями, вторжениями варваров. В такой обстановке к власти пришел Диоклетиан, иллириец по происхождению, выдвинутый армией. Диоклетиан (284-305) создал новую форму империи - доминат. Ее название происходит от латинского слова dominus - «господин», как приказал именовать себя Диоклетиан. Фактически, уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохраняется. Диоклетиан покончил с ним.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стабилизация Римской империи в годы правления Диоклетиана…...8
Денежная и налоговая реформа……………………………………8
Военная и административная реформа…………………………..14
Глава 2. Борьба Диоклетиана с христианской церковью……………………..32
2.1. Распространение христианства в Римской империи в I-II вв…..32
2.2. Эдикты Диоклетиана против христиан…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиография…………………………………………………………………….69
Итальянские и африканские
провинции вынесли
Восстание Максенция немедленно возвратило спокойствие церквям Италии и Африки, и тот же самый тиран, который угнетал все другие классы своих подданных, оказался справедливым, человеколюбивым и даже пристрастным к несчастным христианам. Он рассчитывал на их признательность и любовь и ожидал, что обиды, которые они претерпели от самого закоренелого из его врагов, и опасности, которые угрожали им от него в будущем, доставят ему преданность партии, которая уже была в ту пору сильна и числом своих приверженцев, и своим богатством. Даже то, как обошелся Максенций с епископами Римским и Карфагенским, может считаться за доказательство его терпимости, так как самые православные государи, вероятно, приняли бы точно такие же меры по отношению к установленным духовным властям. Первый из этих прелатов, по имени Марцелл, возбудил в столице смятение тем, что наложил строгую эпитимию на множество христиан, которые во время последнего гонения отреклись от своей религии или скрыли свою привязанность к ней. Неистовство враждебных партий разразилось частыми и бурными восстаниями; верующие обагрили свои руки в крови своих единоверцев, и было признано, что нет другого средства восстановить спокойствие в римской церкви, как изгнать Марцелла, который отличался более рвением, чем благоразумием [48, 39]. Поведение карфагенского епископа Менсурия было еще более предосудительно. Один из местных дьяконов написал пасквиль на императора. Преступник укрылся в епископском дворце, и, хотя еще не настало время для предъявления притязаний на привилегии духовенства, епископ отказался выдать его представителям правосудия. За это изменническое сопротивление Менсурий был предан суду, но вместо того чтобы выслушать приговор к смертной казни или к ссылке, получил после непродолжительного допроса позволение возвратиться в свою епархию. Христианские подданные Максенция находились в таком счастливом положении, что, когда кто-нибудь из них желал приобрести для себя мощи муче ника, приходилось покупать их в самых отдаленных восточных провинциях.
Об одной знатной римской
даме, по имени Аглая, рассказывают
следующую историю. Она происходила
из консульской семьи и владела
такими обширными поместьями, что
для управления ими нужно было
семьдесят три эконома. В числе
этих последних находился и ее
фаворит Бонифаций; а так как
Аглая смешивала любовь с благочестием,
то она, как полагают, разделяла с
ним свое ложе. Ее состояние давало
ей возможность удовлетворить
Кровожадный нрав Галерия, этого
первого и главного виновника
гонений, был страшен для тех
христиан, которые имели несчастье
жить в пределах его владений, и
есть полное основание полагать, что
многие из людей среднего сословия,
не привязанных в своей родине
ни богатством, ни бедностью, часто
покидали свое отечество и искали
убежища в более теплых западных
странах. Пока Галерий был только
начальником иллирийских армий
и провинций, ему было нелегко
найти или создать многих мучеников
в воинственной стране, относившейся
к проповедникам Евангелия
Когда Галерий подписывал
этот эдикт о религиозной
Заключение.
Период, открытый правлением
Диоклетиана, обычно называют временем
поздней Римской империи или
эпохой домината, прежде всего в
силу того, что была создана новая
политическая система. Эта стадия в
истории Римской империи
Как и любая другая политическая
система, доминат нуждался в соответствующем
идеологическом оформлении. Суть новой
монархии Диоклетиан стремился отразить
в религии. И характер исторического
развития Римской империи, и создаваемая
Диоклетианом политическая система
домината требовали унификации религии
и подчинения ее нуждам политической
практики. Тенденцию к унификации
испытывали и сами языческие религии,
поэтому Диоклетиану могло
В начале своего правления, летом 285 г., после назначения Максимиана цезарем, Диоклетиан присваивает себе титул Иовия – сына Юпитера и дает своему цезарю титул Геркулия – сына Геркулеса. Эта акция, с одной стороны, должна была ясно показать подчиненное положение цезаря августу, а с другой стороны – подчеркивала божественное происхождение императорской власти и ее высшее по отношению ко всем земным институтам положение. Кроме того, связывая культ Юпитера с культом императора, Диоклетиан ставил своей целью восстановление престижа и значения римского язычества. Связь власти с божеством должна была показать ее легитимность, ибо ни Диоклетиан, ни Максимиан не стали императорами по воле сената, как предусматривалось традиционной системой принципата, но были приведены к власти армией, и эта божественная легитимность должна была стать, по мысли Диоклетиана, залогом стабильности и порядка. Наконец, целью Диоклетиана было единство государства, выраженное триадой: император - закон - государственная религия.
Вместе с тем, религиозное
обоснование новой политической
системы домината должно было включать
и тетрархию. Языческая религия
с ее политеизмом и иерархией
богов была в этом отношении более
подходящей, чем монотеистическое христианство.
Хотя Диоклетиан и его коллеги
по тетрархии оказывали
Однако развитие христианства
в рамках системы, создаваемой Диоклетианом,
все более приходило в
Все эти факторы не могли не беспокоить Диоклетиана, тетрархов и высший эшелон императорской бюрократии. Причем, надо полагать, что осознание «христианской опасности» приходило не сразу, а постепенно, по мере осуществления реформ. И Диоклетиан, и его сторонники понимали, что новое гонение на христиан может привести к серьезным осложнениям внутри государства, уже начинавшего пожинать плоды мира, единства, внутреннего согласия, стабильности и порядка. Именно этим можно объяснить тот факт, что Диоклетиан предпринял гонение на христиан лишь в самом конце своего правления, когда система домината и положение христианства в государстве пришли в столь явное противоречие, что оставлять эту проблему нерешенной больше уже было нельзя. Причем это решение могло быть двояким: либо попытаться подавить христианство силой и физически уничтожить оппозицию, либо попытаться заключить с христианством союз и включить его в систему домината, как еще один элемент всей конструкции наряду с бюрократией и армией. По первому пути пошел Диоклетиан, по второму - Константин, но оба они решали по разному одну и ту же проблему: христианство в государстве - религия и доминат - опора нового режима власти.
Библиография.
1. Бартошек М. Римское право. Определения, понятия, термины. – М.: Высш. шк.,1989. – 247 с.
2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II. – СПб.: Алетейя, 1999. – 474 с.
3. Бокщанин А.Г. Источниковедение древнего Рима. – М.: Наука, 1981. – 231 с.
4. Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. – М.: Наука, 1992. – 249 с.
5. Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов. – М.: МГУ, 1994. – 358 с.
6. Виллемс П. Римское государственное право. – М.: Высш. шк.,1988 – 198 с.
7. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 521 с.
8. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи. – М.: Эксмо, 1994. – 214 с.
9. Гирро. П. Частная и общественная жизнь римлян. – СПб,: Алетейя, 1995. – 198 с.
10. Грант М. Двенадцать цезарей. – М.: АСТ, 1998. – 323с.
11. Грант М. Крушение Римской
империи. – М.: АСТ, 1998. – 258 с.
12. Грант М. Цивилизация Древнего Рима.
– М.: АСТ, 2003. – 456 с.
13. Джонс А.М. Гибель античного мира. – Ростов-на-дону: Феникс, 1997. – 311 с.
14. Древс А. Миф о Христе. – М.: МГУ, 2009. – 203 с.
15. Дуров В.С. Художественная историография древнего Рима. – СПб.: СПбГУ, 1993. – 215 с.
Информация о работе Религиозный фактор во внутриполитической деятельности Диоклетиана