Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение системы социальной защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………...…...8
1.1. История становления социальной защиты в отечественной истории..….8
1.2.Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов………….....14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………..…………………………….....29
2.1. Понятие инвалидности, её виды…………………………………………...29
2.2.Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты
инвалидов……………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ …………………………………………...42
3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов.……………42
3.2 Реабилитация как основное направление социальной защиты
инвалидов…………………………………………………………………….53
3.3 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..74
Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот больных и увечных, "которые работами себя прокормить не могут".
Система государственного призрения Петра 1 включала в себя несколько элементов:
- осуждение нищенства и запрещение его;
- запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим;
- задержание и преследование нищих;
- определение мер собственного
призрения и обязанностей по
призрению (в том числе по
отношению к бедным из лиц,
служивших государству,
- признание за государством права создавать в области призрения и помощи нуждающимся обязательные нормы и требовать их исполнения.
Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины II. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.
При Екатерине II впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными. Намного позднее в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для умалишенных.(1)
В условиях промышленной революции,
положившей начало капитализму и
ознаменовавшей собой переход к
новым формам труда, социальная помощь
основывается, в основном, на принципах
общественного призрения
В дальнейшем эта концепция
уступает место идеям обеспечения
больным и инвалидам
К 1917 году в России действовали
тысячи государственных и
Через три месяца после Октябрьской революции 1917 года советской властью, взамен былой сети богаделен и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в ведомстве которых создавались детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как христианский пережиток. В то же время политика государства в отношении инвалидов продолжала традицию рассматривать инвалидов как объект благотворительности и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению в специализированные дома инвалидов.
В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.
То, что инвалид должен
иметь те же права, что и здоровый
человек, пользоваться теми же благами,
не находило должного законодательного
закрепления и практической реализации.
Большинство инвалидов не могли
реализовать ряд
С другой стороны, сохранившееся
у граждан чувство сострадания
часто оказывало инвалидам
Для оказания влияния на общественное мнение в отношении инвалидов и разработки рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении инвалидов".
В 1991 году в нашей стране был принят Закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.
В дальнейшем Российская Федерация,
ориентируясь на достижения западной
цивилизации, провозгласила себя правовым
и социальным государством, привела
конституцию страны и федеральное
законодательство в соответствие с
международными стандартами уважения
прав человека, и в первую очередь
с принятыми Генеральной
В нашей стране были разработаны и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, т.е. система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Во исполнение этого Закона
Правительством Российской Федерации,
Министерством труда и
В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.
Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.
Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности, типично для законодательства ряда зарубежных стран.
Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости СИТА 1776 года, в дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.
Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В нее не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".
Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".
Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.
В Соединенных Штатах Америки
права инвалидов закреплены законодательно
и включены в общую систему
гражданских прав, запрещающую дискриминацию
человека. Базовым нормативно-правовым
актом в данном вопросе является
Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий
на федеральном уровне права этой
социальной группы и запрещающий
ее дискриминацию в трудовых отношениях,
в государственных органах
Конституция Канады также
закрепляет принцип равноправия
инвалидов и невозможности
В Основной Закон ФРГ в
1994 году внесена поправка следующего
содержания: "Никто не должен ущемляться
из-за своих недостатков (умственных
или физических)". В настоящее
время в ФРГ завершена
Закон Великобритании "О недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.
В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей" 1998 года.
В 36 законах Китая имеются нормы, гарантирующие права и интересы инвалидов.
Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.
В третьем тысячелетии
население планеты должно осознать
наличие инвалидов и
Эти цифры красноречиво говорят
о масштабности проблемы и, помимо ее
всеобщего характера, свидетельствуют
о широком распространении
Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста, например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их число может увеличиться более чем в 2 раза. Самой неблагоприятной оценивается ситуация среди коренного населения, где умственными и физическими недостатками страдают почти 30% взрослого населения - показатель, более чем в 2 раза превышающий средние цифры по стране (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).(13)