Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение системы социальной защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………...…...8
1.1. История становления социальной защиты в отечественной истории..….8
1.2.Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов………….....14

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………..…………………………….....29
2.1. Понятие инвалидности, её виды…………………………………………...29
2.2.Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты
инвалидов……………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ …………………………………………...42
3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов.……………42
3.2 Реабилитация как основное направление социальной защиты
инвалидов…………………………………………………………………….53
3.3 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов………………..63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

становление соц.работы с инвалидами в России.docx

— 120.52 Кб (Скачать файл)

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО).

ОССО предназначается  для оказания престарелым гражданам  и инвалидам, остро нуждающимся  в социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штаб ОССО вводятся должности  специалиста по социальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуществляется выявление  и учет граждан, остро нуждающихся  в натуральных и иных видах  помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно располагать  минимальным набором лекарственных  препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

    • услуги по организации питания, быта, досуга;
    • социально-медицинские услуги;
    • социальные;
    • социально-психологические;
    • правовые услуги.

Одним из важных направлений  деятельности всех организаций и  служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания  здоровья и благополучия тех, кто  временно оказался в затруднительном  положении экономического или социального  характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными  возможностями, организацию для  них производства на дому и т.д.

Социальная забота о трудоустройстве  и быте инвалидов невозможна без  управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета - управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

Ещё один управленческий аспект - организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль  творчества инвалидов, вышел сборник  стихов инвалидов и т.д. Все эти  мероприятия совершаются не сами собой. Они - результат больших организаторских  усилий. Проведение таких мероприятий - поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу, организовать продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи инвалидам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ   

                 ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

 

 

3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов

 

Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции  РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения  содержится в ст.39 Конституции, в  соответствии с которой каждому  гарантируется социальное обеспечение  в случае нетрудоспособности и иных случаях, установленных законом.

Социальная защита населения  в широком смысле - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом  и обеспечивающих предоставление оптимальных  условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и  деятельного существования личности, различных социальных категорий  и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость; комплекс мер  по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки  социально уязвимых слоев населения  в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

    • инвалиды Великой Отечественной войны;
    • инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
    • инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
    • семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;
    • малообеспеченные семьи;
    • многодетные семьи;
    • одинокие матери;
    • лица с ограниченными возможностями и другие.

Социальная защита населения  включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования  системы социальной защиты населения  вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками её развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (медицинского обслуживания, гарантии социальной защиты инвалидов и другое), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека. (38)

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения  и механизм её реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о  правах и свободах граждан.

Основные требования к  реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят  в следующем:

  • первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
  • перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;
  • повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;
  • усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, создание рабочих мест и т.д.;
  • обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся и другое. (38)

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные  органы социальной защиты населения  образуют единую государственную систему  социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку всем нуждающимся в ней категориям граждан, в том числе и инвалидам, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения  и трудовых отношений.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный Фонд России. (31)

Фонд социального страхования  Российской Федерации - специализированное финансово - кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей и др.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой  систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Взносы на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счет средств  соответствующих бюджетов. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. функции назначения, выплаты  пенсий переданы ПФР, а с 1 января 2002 г. определен статус ПФР как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным Обеспечением страны.

Ежегодно утверждается бюджет ПФР. Одной из статей предусмотрено  финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи малоимущим инвалидам, включая медицинскую  и лекарственную, на проведение мероприятий  по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в  части оказания адресной материальной помощи, строительства и восстановления учреждений социального обслуживания населения.

Фонды социальной поддержки  населения - один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит  из республиканского (федерального) и  территориальных фондов.

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов РФ фонды поддержки  населения действуют под руководством органов исполнительной власти и  органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо  нуждающимся инвалидам, лицам, имеющим  иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает  установленного на региональном уровне минимума. (12)

Средства фондов социальной поддержки населения расходуются  на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

  • предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
  • оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
  • организация бесплатного питания;
  • предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно- ортопедических изделий;
  • на оплату коммунальных и бытовых услуг;
  • обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • создание собственных предприятий;
  • содействие в предоставлении кредитов и др.

Рассмотрим более подробно структуру органов социальной защиты населения.

Основным федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и  социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и  социального развития РФ.

В своей деятельности оно  руководствуется Конституцией РФ, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями  и решениями Правительства РФ и Положением о Министерстве здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии, с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и  иными объединениями, а также  другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения. (29. Стр.153..)

Информация о работе Социальная защита инвалидов