Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение системы социальной защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………...…...8
1.1. История становления социальной защиты в отечественной истории..….8
1.2.Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов………….....14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………..…………………………….....29
2.1. Понятие инвалидности, её виды…………………………………………...29
2.2.Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты
инвалидов……………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ …………………………………………...42
3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов.……………42
3.2 Реабилитация как основное направление социальной защиты
инвалидов…………………………………………………………………….53
3.3 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..74
Бесплатное снабжение инвалидов техническими средствами реабилитации, средствами, облегчающими жизнь инвалидов, и средствами ухода включает выдачу приспособлений для ванн, туалетов, поручней, приспособлений для приготовления пищи.
Бесплатное предоставление инвалидам транспортных средств, их обслуживание и ремонт включает выдачу кресел-колясок, велоколясок, мотоколясок и автомобилей, капитальный ремонт автомобилей, денежную компенсацию за ремонт, бензин, техобслуживание, обучение вождению мотоколяски, предоставление вблизи места жительства земельного участка для гаража.
Бесплатное обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и летними дачами включает выдачу путевок инвалидам I группы, детям-инвалидам, инвалидам с детства, сопровождающим детей-инвалидов.
Транспортные льготы для
инвалидов обозначают - бесплатный
проезд для инвалидов I и II группы в
городском транспорте и сопровождающих
инвалидов I группы, 50% скидку при оплате
их проезда в междугородном
К льготам по оплате инвалидам коммунальных услуг и жилья относятся: скидка с установленного размера квартирной платы для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов труда I-II группы, а также скидка со стоимости отопления, водоснабжения, пользования газом, электроэнергией, дотации в размере 50% со стоимости абонементной платы за пользование телефоном для инвалидов I-II группы.
3.3 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно - полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на две категории:
Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально - психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.
Известно, что в домах - интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах - интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах - интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.
Дома - интернаты общего типа
предназначены для медико-
Задачами этого дома - интерната являются:
В соответствии с основными задачами дом - интернат осуществляет:
В домах - интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.
Следствием различной
степени нарушений функции
Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Материалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. - М., 2002. .
Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.
В отличие от пожилых людей
с относительно ограниченными потребностями,
среди которых преобладают
В условиях дома - интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9%, а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно - массовой работы (у 418% молодых инвалидов).
Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на "самодеятельность", самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно - полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно - развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий «вне» должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.
Для создания положительной
терапевтической среды
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом - интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально - психологической адаптации молодых инвалидов в домах - интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо "уходом в болезнь". Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. (28)
Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно - характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально - бытовую и социально - психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия в
поступлении инвалидов в
Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно - трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.
При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально - психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.
Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня инвалиды относятся
к наиболее социально незащищённой
категории населения. Их доход значительно
ниже среднего, а потребности в
медицинском и социальном обслуживании
намного выше. Они в меньшей
степени имеют возможности