Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

«Религиозная  среда и преступность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         План:

        Введение 
          ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания

  1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ  правового регулирования и взаимовлияния

1.3. Понятие и классификация религиозной преступности

ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ

2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты) 
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.

2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций  в противодействии преступности

Заключение

Приложение:

  1. Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
  2. Исследовательская часть дипломной работы: интервью. 

 

 

 

 

 

Введение

 

Религия сложное явление  в обществе, оказывающее огромное влияние на многие стороны жизни  всего населения. Отношение к  религии не всегда было однозначным.  В зависимости от политических и  конфессиональных предпочтений государственных  деятелей и наиболее влиятельной  части населения, религия имела  то статус государственной, когда церковь  выполняла часть государственных  функций, то была вне закона, и запрещена  во всех ее проявлениях.

Но как бы то ни было религиозная  тема не оставляет никого безучастным. Тема религии была и остается актуальной, и в настоящее время мы можем  наблюдать обострение данной темы. В частности это касается активизации  преступности в сфере религии. По данным ФКУ «Главного информационно – аналитического центра» МВД РФ за 2012 год было зарегистрировано 696 преступлений экстремистской направленности, в том числе на религиозной почве, что на 11,9 % превышает преступность экстремистской направленности за 2011 год.1 Так только за январь 2013 года было зарегистрировано 48 преступлений экстремистской направленности, что на 33,3 % превысило показатели аналогичного периода прошлого года. 2В целом данные показатели свидетельствуют о динамике религиозной преступности в России.

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями  разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент  в  уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.

Изучение противоречий в  сфере религии, выяснение механизма  совершения «религиозных преступлений»  и принятие профилактических мер  будет способствовать выявлению, и  впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Предметом исследования является процесс взаимовлияния религии на преступность, как с позитивной, так и с негативной стороны.

             Изучая степень научной разработанности  данной проблемы, можно выделить  несколько направлений, затрагивающих  объект дипломного исследования.

             Во-первых, авторы работ по изучению криминологических проблем религии: Башкатов Л.Д.,  и др.

            Во-вторых, авторы работ по изучению анализа религиозных преступлений: Старков О.В. , Вагина Н.Б., , Иванченко Р.Б.,

            В-третьих, это авторы работ, изучающие историко-правовые и философско- правовые проблемы религии: Ширяев В. Познышев С.В., Силантьев Р. А. , и др.

            В - четвертых, это авторы работ,  изучающие  взаимодействие правоохранительных органов с религиозными организациями в противодействии преступности: Яворский М.А., Поминов С.Н., Бажан Т.А., Сюкияйнен Л.Р., Ханкишиева Н.Р., Руденко Н.В., Вдович В.Н., Сергеев А.В., Лапунова Ю.А., Смолякова В.П. и др.

             Таким образом, актуальность и высокая значимость нашего исследования определяет цель работы, а именно: изучение взаимовлияния религиозной среды и преступности, выработка мер, направленных на противодействие религиозным преступлениям.

Для достижения данной цели в работе были обозначены следующие  задачи:

  1. Изучить религиозную среду как объект криминологического исследования;
  2. Определиться с понятием религия и религиозная среда, изучить характеристики, функции этих явлений, обоснование необходимости познания криминологией, опыт таких исследований;
  3. Провести ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния религиозной среды и преступности;
  4. Определиться с понятием и содержанием религиозных преступлений;
  5. Рассмотреть криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности, для этого:

• Рассмотреть нетрадиционные религиозные организации с точки зрения их посягательств на личность и права граждан;

• Рассмотреть особенности религиозного экстремизма в России;

  1. Рассмотреть особенности использования правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности;
  2. Изучить опыт зарубежных стран по предупреждению преступности во взаимодействии с религиозными организациями;
  3. Сформулировать для органов внутренних дел практические рекомендации по предупреждению преступлений религиозной направленности.

Методологической основой  дипломной работы является совокупность общенаучных и частнонаучных методов. В работе использовались: исторический метод, метод системного анализа, логический метод, сравнительно-правовой, информационно-аналитический метод, метод обобщения и другие методы исследования.

Структура дипломной работы определяется её целями и задачами. Она состоит из…

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА  КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания

 

 

            Прежде чем приступить к изучению  влияния религии на преступность, необходимо определить, что же  такое религия, какое место  она занимает в обществе, что  есть религиозная среда, каково  ее значение в профилактике  преступлений, и напротив, как религиозная  среда становится средой совершения  преступлений, а так же рассмотреть  необходимость такого изучения  в криминологии.

         Слово «религия» для нас не  ново, оно очень часто встречается  в повседневной речи, в научных  трудах, в публицистике, в художественной  литературе. Может показаться, что,  употребляя это слово, понимание  его значения во всех случаях  должно быть одинаковым. На самом  деле в большинстве своем за  этим словом стоят лишь представления,  выражающие внешние проявления  религии, ее суть с точки  зрения определенной концепции.  Поэтому для более целостного  понимания этого явления, рассмотрим  понятие религии с разных точек  зрения.

         Особенностью теологической концепции  является представление о религии  как связи человека с Божеством,  некой сверхъестественной силой,  выходящей за приделы понимания  человеческого разума. Так религиовед  Р.Н. Силантьев считает, что  «религия – это форма сознания, предполагающая веру в существование  сверхъестественных сил и возможность  контакта с ними. 3

         Позиция теорий философских наук  во многом схожа с теологической  концепцией. Это прежде всего представители объективно – идеалистической концепции философии, которые признают в качестве сущности религии наличие в мире некого Высшего Начала, Бога, Абсолюта. По их мнению «человек созданный по образу и подобию Божьему, изначально наделен непреодолимым желанием соединиться с Абсолютом. Так современный американский философ Уолтер Стейс определял религию как «..голод души по невозможному, непознаваемому. Религия ищет бесконечное».4 Таким образом, по мнению философа, сама природа человека порождает религии, которые развиваются параллельно с духовным развитием человечества, от самых примитивных, до современных ее форм.

        С  точки зрении социологии, которая исследует религию, прежде всего,  как социальный процесс, религия является одним из наиболее важных институтов общества, влияющая на развитие экономике, политики, культуры, и другие процессы, происходящие в обществе.

           По мнению исследователя социологии  религии В.И. Гараджа религия – это социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований, ритуалов, предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное. 5

          Между тем психология, в отличии от социологии, понимает религию как психический феномен, исследуя процессы происходящие не в социальном организме, а в человеческой душе. 6

          Религия рассматривается психологией  как переживание индивида, как  фактор, способный влиять на эти  переживания, а через них и  на действия индивида или группы  людей. При этом то, что воспринимается индивидом как религиозное, зависит от понятия религии, которое сформировалось в том обществе, в котором находиться индивид и которое он воспринимает в процессе обучения, то есть от того образа религии, которое существует в общественном сознании. Таким образом, психология религии непосредственно изучает субъективную сторону религии, религиозность индивида в его социальных связях. 7

          Исходя из целей нашего исследования, более предпочтительным для нас  будет являться определение понятия  религии  с точки зрения  социологии и психологии.

          Однако изучая религию, с точки  зрения ее влияния на преступность, целесообразно сформулировать понятие  религии с позиции криминологии.

          Так, в своей монографической  работе криминолог Надараиа, З. Г. дает такое определение религии: «Религия - это выражение духовной и социальной психологии народов, проявляющееся через веру людей в Бога и имеющее ритуальную регламентированность, то есть без веры в Бога нет и традиционной религии, нет выражения той духовной и социальной психологии народов, которая характерна только для них и которая накапливалась в людях тысячелетиями».8

    Принимая во  внимание особенности криминологии, являющейся комплексной научной  дисциплиной, включающей в себя  знания в том числе социологии и психологии, можно сформулировать понятие религии, аккумулируя знания всех вышеперечисленных подходов.

         Итак, религия, с точки зрения  взаимосвязи с криминологией  есть социально обусловленное  явление, возникшее на определенной  стадии развития общества, характеризующееся  совокупностью определенных признаков,  влияющих на сознание, поведение  человека, в том числе на формирование  личности преступника, на причины  и условия совершения преступления.

       Определившись  с понятием религия, прежде  всего, с позиции социологии, где  религия предстает в качестве  необходимой, составной части  общественной жизни, и выступает  как фактор возникновения и  становления социальных отношений,  необходимо рассмотреть какие  функции религия выполняет в  обществе.

       Под  понятием «функции религии» религиовед  И.Н. Яблоков понимает характер  и направление воздействия религии  на индивидов и общество в целом.9 Среди основных функций религии данный автор выделяет:

• мировоззренческая;

• компенсаторная;

• коммуникативная;

• регулятивная;

• интегрирующее – дезинтегрирующая;

• культуротранслирующая ;

• легитимирующее – разлегитимирующая;

        Мировоззренческая  функция религии проявляется  в формировании у человека  той или иной религии определенного  миропонимания, представления, выработки  взглядов, норм, установок, определяющих  отношение человека к миру, выступающих  в качестве ориентиров, регуляторов  его поведения.

        Компенсаторная  функция религии восполняет ограниченность, бессилие людей в плане перестройки  сознания и изменение объективных  условий существования, придавая  смысл жизни, надежду  на  достижение счастливого и светлого  будущего, избавление от страданий  и социальных несправедливостей.  При этом важное значение имеет психологический аспект компенсации, который проявляется в снятии стресса, психологической разрядки, медитации, утешении и общего позитивного настроя верующих.

         Осуществляя  коммуникативную функцию, религия  обеспечивает общение людей  как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности, включая процессы обмена информацией, взаимодействия между верующими, и общение с высшими формами сознания – Богом, святыми, неким Высшим Разумом, выступающих в качестве объекта медитации в литургии, молитве, совершении «таинства».

Информация о работе Религиозная среда и преступность