Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

            Ю.В. Латов среди названных свойств выделяет, в первую очередь, деструктивную направленность; авторитарную иерархическую структуру организации, основанную на беспрекословном подчинении лидеру той или иной организации; нетрадиционные методы воздействия на последователей культа, выраженное в скрытом психическом насилии для целенаправленного установления незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью приверженцев религии, как правило, без их добровольного и осознанного на то согласия.94 Кроме того, большинство специалистов данного вопроса, к типичным свойствам, объединяющие все деструктивные секты, относят их «псевдорелигиозность», проявляющаяся в использовании внешней религиозной идеологии и обрядности лишь для прикрытия своей незаконной деятельности, направленной на личное обогащение, завоевания власти, и даже, по мнению Фридинского С.Н, создание независимого теократического государства либо территориальной автономии по конфессиональному принципу.95 Таким образом, деструктивные религиозные организации по своей сути вообще не являются религиозными организациями. А их формальное самоотнесение себя к тому или иному течению мировых религий, со скрытыми криминогенными свойствами в реале, приводят к искажению сути религии, подрывают авторитет того или иного течения. И это большая проблема.

        Однако, по мнению того же Ю.В. Латова, при обсуждении проблем деструктивных религиозных организаций, нельзя не учитывать конфессиональные предубеждения. В частности, в России, Русская Православная Церковь, пользующаяся государственной поддержкой, довольно часто выступает с обвинениями в деструктивности той или иной религиозной организации, создавая справочник Миссионерского отдела Священного Синода РПЦ «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», а так же многочисленную критическую литературу в адрес религиозных организаций.96

         На наш взгляд это не является  объективным доводом в признании  криминогенности той или иной религиозной организации. В первую очередь необходимо учитывать, что Россия является светским государством, а значит вопрос об отнесении религиозной организации в ранг преступной должен осуществляться на основании официального документа компетентных органов государственной власти. Таким, например, является официальный список организаций, признанных российскими судами экстремистскими, составленный и опубликованный в «Российской газете» Министерством Юстиции РФ. При этом Министерством Юстиции составляется два списка, в один из которых включаются ликвидированные и запрещенные организации, а другой список перечисляет организации, деятельность которых приостановлена.97 Данные списки регулярно обновляются на официальном сайте Министерства Юстиции РФ, а так же на официальном сайте национально антитеррористического комитета.98 Кроме этого с 2011 г. Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ составляется и публикуется в «Российской газете» Список организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Исходя из положения Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 № 27, данный список в первую очередь предназначен для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом99, однако официальное опубликование данного списка позволят ознакомиться с его содержанием и иных граждан, в том числе и правоохранительные органы. Однако опубликована только открытая часть данного списка, где содержаться сведения об организациях и физических лицах, в отношении которых принято судебное решение, но существует так же и закрытая часть, где содержаться данные о лицах и организациях только лишь подозреваемых в экстремизме. Кроме этого, о криминогенности той или иной религиозной организации могут служить сведения, полученные из Федерального списка экстремистских материалов, формируемый Министерством Юстиции на основании решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

     Таким образом,  говорить о криминогенности того или иного религиозного объединения можно говорить лишь тогда, когда:

  1. религиозное объединение признано преступным на основании вынесенного судебного решения;
  2. данные о причастности, приостановлении деятельности, запрещении либо о ликвидации той или иной религиозной организации содержаться в официально опубликованном перечне, списке, реестре, и другом документе, издаваемом компетентными органами;
  3. деятельность того или иного религиозного объединения, его структура, организация, методы пропаганды и вербовки носят явно преступный характер.

        Итак, все религиозные организации обладающие криминогенным потенциалом, Ю.В. Латов подразделяет на следующие типы:

• индо – буддистские (например, организация «Аум синрикё» - была ликвидирована в 1995 г.);

• христианские ( «Свидетели Иеговы», признана экстремистской в 2009 г.)

• оккультистские и неоязыческие («Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов», ликвидирована в 2004 году);

• сатанистские ("Благородный Орден Дьявола" -  признана экстремистской в 2010 г. );

• псевдонаучные («церковь саентологии», ряд материалов данной организации в 2010 - 2012 г.г. были признаны экстремистскими);

• исламистские ( «Джамаат мувахидов», признана экстремистской в 2007 г.)100

        Профессор  Д.А. Шестаков, изучая криминогенный характер псевдорелигиозных организаций заявлял, что последователи подобных течений, в своих анархических настроениях, отрицании государства и его правовых запретов приобретают явно выраженную криминогенную направленность, что, безусловно, способствует росту преступности в стране.101

       Более  того, опасность псевдо религий  заключается в искажении истинных  ценностей религии, способствующей  успокоению, а не нервному возбуждению,  ведущей к духовной свободе,  а не порабощению воли и  духа, призванной устранить преграды  между людьми, а не увеличивать  их.

       Такие  культы противоположны традиционным  религиозным учениям, хотя зачастую  и имеют некоторое внешнее  сходство. Криминальный характер  таких религиозных объединений,  как правило, замаскирован, однако  он регулярно проявляется. Мотивы  безнравственности и противоправности  в религиозной среде двояки. Как  правило, они связаны с экономическими, личными интересами отдельных  членов или групп той или  иной религиозной организации.  Однако глубинные особенности  деструктивных культов кроются не в официальных уставах религиозных организаций, или рекламных материалах, а в основах их вероучений, который наносит непоправимый вред духовности общества. При этом члены религиозных сект, отождествляя себя с учением организации, легко становятся фанатичными исполнителями экстремистских установок. Поэтому мотивация так называемых «сектантов», как правило, намного сильнее и устойчивее, чем у обычных уголовных преступников.102

      В этой  связи необходимо отметить, что  нетрадиционные религиозные организации  поделили между собой сферы  влияния. Одни ориентированы на  студенчество и интеллектуальный  слой населения, другие на людей более низкого образовательного уровня, третьи же – на неблагополучные слои общества. При этом ошибочным является существующее мнение, что в секты идут люди с определенными психическими недостатками. Можно сказать наоборот, секты вербуют самую талантливую, активную, ищущую смысл жизни молодежь.103

        К  сожалению, «ищущие смысл жизни»  в тех или иных учениях, попадая  под нетрадиционные методы воздействия  деструктивных сект, становятся  жертвами псевдорелигий. Созданная Комиссия по медико – психологической и юридической оценки деятельности деструктивных религиозных организаций, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза, с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, пришла к шокирующим выводам:

• деятельность этих организаций  сопровождается нанесением существенного  вреда психическому, физическому, нравственному  здоровью человека и его личности;

• наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется  в форме бредовых расстройств, физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращение детородных функций человека;

• возникающие нарушения  сопровождаются резкой семейной и социальной дезориентацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства;

• деятельность деструктивных  религиозных организаций наносит  вред здоровью так же вовлекаемых  в них лиц с психическими аномалиями,  приводя к развитию у них более  тяжелых психических заболеваний;

• кроме этого, деятельность данных религиозных организаций  наносит существенный моральный  и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации;

• ущерб здоровью и личности человека наноситься в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, ритуалов, обрядов, вследствие внушений в состояниях искусственного измененного сознания, вплоть до глубокого гипноза, наступающих в результате применения психоделических препаратов и других методов воздействия во время проводимых обрядов, инициаций, и других религиозных действий. 104

      Таким образом, мы видим, что деятельность учредителей религиозных организаций деструктивного толка, реализуя, с одной стороны, свое право на свободу слова и вероисповедания, с другой стороны, противоречит Конституции РФ, определяющей что, «осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц»105, а так же противоречит положениям ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях», где указано, что «запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат Закону»106. Это, безусловно, подтверждает общественную опасность и криминогенную направленность подобных, организаций.    

          Итак, мы рассмотрели криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности. Выяснили, что разновидностью экстремизма является религиозный экстремизм, под которым большинство ученых понимают феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестким противоборством в рамках одной или нескольких конфессий, ведущий к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом.

        Кроме  этого, мы рассмотрели особенности  деятельности деструктивных религиозных  организаций, как наиболее явное  проявление религиозного экстремизма.  Выявили основные признаки деструктивных  религиозных организаций, а так же критерии отнесения тех или иных религиозных организаций к преступным. По мимо всего, мы указали конкретные  негативные последствия деятельности деструктивных сект, тем самым показав криминогенное влияние религиозной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.

 

Обязательным элементом  борьбы с преступностью, в том  числе и с религиозной преступностью, является ее детерминация. При воздействии  на преступность необходимо, в первую очередь, воздействовать на то, что  ее порождает, обусловливает и способствует ее развитию.107

Традиционно в криминологии выделяют причины преступности и  ее условия.108 Однако подходы к пониманию этих явлений во многом не однозначны. Одни авторы считают, что нельзя разграничивать детерминанты на причины и условия, называя их факторами преступности. Другие авторы, напротив, четко разграничивают причины, которые порождают криминальные явления, от условий в качестве среды, окружения, им содействующие.109

На наш взгляд, вторая позиция авторов более предпочтительна, так как мы считаем, что один и  то же комплекс причин, в той или  иной среде может способствовать проявлению криминогенности, в другой – может и не проявиться. Такой средой, в рассматриваемом нами случае, является религиозная среда, являющаяся средой, которая, с одной стороны, проявляя свой криминогенный потенциал, способствует реализации причин преступности, с другой, напротив, способствует предупреждению общей преступности в стране.

В том случае, когда религиозная  среда выступает в качестве криминогенной  среды, мы будем рассматривать проявление религиозного экстремизма, в частности  деятельность тоталитарных сект. В  этой связи необходимо выяснить причины  этих явлений, что позволит нам в  дальнейшем разработать практические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности, сделав этот процесс более эффективным и действенным.

 Итак, совокупность всех  причин и условий религиозной  преступности Л.Д. Башкатов делит  на два уровня: социальный (внешние  причины), в масштабах всего общества, и индивидуальный (внутренние причины), на уровне личности.110 При этом внутренние причины религиозной преступности будут являться базой для развития внешних условий религиозного поведения, и наоборот.

По мнению Д.Р. Мухаметжанова детерминанты религиозной преступности производны от общих причин преступности в стране, относящихся к морально – психологическому, идеологическому, политическому, экономическому состоянию общества, конфликтным ситуациям в нем.111

В этой связи, рассмотрим внешние  факторы, способствующие развитию религиозной  преступности в нашей стране.

На наш взгляд, ключевой причиной, способствующей столь бурному  развитию преступности в религиозной  среде, являются политические противоречия. Именно это послужило толчком  к образованию всех остальных  причин.

При этом политические противоречия тесно связаны с идеологическими. Снятый «железный занавес» в период перестройки обусловил политическое и идеологическое разнообразие с одной стороны, идеологический вакуум, дезориентацию населения с другой. Отсутствие социальных ориентиров, утрата официальными властями авторитета и доверия со стороны населения, были восполнены многочисленными иностранными миссионерскими религиозными организациями, которые в 90 – е годы 20 в. не только смогли создать свои общины, но даже привлечь к сотрудничеству представителей властных структур, пользуясь их поддержкой и защитой.112

Так же в результате политических противоречий, под духом «псевдодемократизма», была создана законодательная база, позволяющая на законных основаниях осуществлять свою деятельность религиозным организациям, в том числе деструктивного толка.

Экономические противоречия, в результате затяжного экономического кризиса в обществе, послужили  тому, что люди от нищеты и безысходности пытаясь найти веру, некую опору и поддержку, обманутые лживыми обещаниями нередко попадали в тоталитарные секты.113

Информация о работе Религиозная среда и преступность