Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
Ю.В. Латов среди названных свойств выделяет, в первую очередь, деструктивную направленность; авторитарную иерархическую структуру организации, основанную на беспрекословном подчинении лидеру той или иной организации; нетрадиционные методы воздействия на последователей культа, выраженное в скрытом психическом насилии для целенаправленного установления незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью приверженцев религии, как правило, без их добровольного и осознанного на то согласия.94 Кроме того, большинство специалистов данного вопроса, к типичным свойствам, объединяющие все деструктивные секты, относят их «псевдорелигиозность», проявляющаяся в использовании внешней религиозной идеологии и обрядности лишь для прикрытия своей незаконной деятельности, направленной на личное обогащение, завоевания власти, и даже, по мнению Фридинского С.Н, создание независимого теократического государства либо территориальной автономии по конфессиональному принципу.95 Таким образом, деструктивные религиозные организации по своей сути вообще не являются религиозными организациями. А их формальное самоотнесение себя к тому или иному течению мировых религий, со скрытыми криминогенными свойствами в реале, приводят к искажению сути религии, подрывают авторитет того или иного течения. И это большая проблема.
Однако, по мнению того же Ю.В. Латова, при обсуждении проблем деструктивных религиозных организаций, нельзя не учитывать конфессиональные предубеждения. В частности, в России, Русская Православная Церковь, пользующаяся государственной поддержкой, довольно часто выступает с обвинениями в деструктивности той или иной религиозной организации, создавая справочник Миссионерского отдела Священного Синода РПЦ «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», а так же многочисленную критическую литературу в адрес религиозных организаций.96
На наш взгляд это не является
объективным доводом в
Таким образом, говорить о криминогенности того или иного религиозного объединения можно говорить лишь тогда, когда:
Итак, все религиозные организации обладающие криминогенным потенциалом, Ю.В. Латов подразделяет на следующие типы:
• индо – буддистские (например, организация «Аум синрикё» - была ликвидирована в 1995 г.);
• христианские ( «Свидетели Иеговы», признана экстремистской в 2009 г.)
• оккультистские и неоязыческие («Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов», ликвидирована в 2004 году);
• сатанистские ("Благородный Орден Дьявола" - признана экстремистской в 2010 г. );
• псевдонаучные («церковь саентологии», ряд материалов данной организации в 2010 - 2012 г.г. были признаны экстремистскими);
• исламистские ( «Джамаат мувахидов», признана экстремистской в 2007 г.)100
Профессор Д.А. Шестаков, изучая криминогенный характер псевдорелигиозных организаций заявлял, что последователи подобных течений, в своих анархических настроениях, отрицании государства и его правовых запретов приобретают явно выраженную криминогенную направленность, что, безусловно, способствует росту преступности в стране.101
Более
того, опасность псевдо религий
заключается в искажении
Такие
культы противоположны
В этой
связи необходимо отметить, что
нетрадиционные религиозные
К
сожалению, «ищущие смысл
• деятельность этих организаций сопровождается нанесением существенного вреда психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности;
• наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме бредовых расстройств, физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращение детородных функций человека;
• возникающие нарушения сопровождаются резкой семейной и социальной дезориентацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства;
• деятельность деструктивных
религиозных организаций
• кроме этого, деятельность данных религиозных организаций наносит существенный моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации;
• ущерб здоровью и личности человека наноситься в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, ритуалов, обрядов, вследствие внушений в состояниях искусственного измененного сознания, вплоть до глубокого гипноза, наступающих в результате применения психоделических препаратов и других методов воздействия во время проводимых обрядов, инициаций, и других религиозных действий. 104
Таким образом, мы видим, что деятельность учредителей религиозных организаций деструктивного толка, реализуя, с одной стороны, свое право на свободу слова и вероисповедания, с другой стороны, противоречит Конституции РФ, определяющей что, «осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц»105, а так же противоречит положениям ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях», где указано, что «запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат Закону»106. Это, безусловно, подтверждает общественную опасность и криминогенную направленность подобных, организаций.
Итак, мы рассмотрели криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности. Выяснили, что разновидностью экстремизма является религиозный экстремизм, под которым большинство ученых понимают феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестким противоборством в рамках одной или нескольких конфессий, ведущий к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом.
Кроме
этого, мы рассмотрели
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
Обязательным элементом
борьбы с преступностью, в том
числе и с религиозной
Традиционно в криминологии выделяют причины преступности и ее условия.108 Однако подходы к пониманию этих явлений во многом не однозначны. Одни авторы считают, что нельзя разграничивать детерминанты на причины и условия, называя их факторами преступности. Другие авторы, напротив, четко разграничивают причины, которые порождают криминальные явления, от условий в качестве среды, окружения, им содействующие.109
На наш взгляд, вторая
позиция авторов более
В том случае, когда религиозная среда выступает в качестве криминогенной среды, мы будем рассматривать проявление религиозного экстремизма, в частности деятельность тоталитарных сект. В этой связи необходимо выяснить причины этих явлений, что позволит нам в дальнейшем разработать практические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности, сделав этот процесс более эффективным и действенным.
Итак, совокупность всех
причин и условий религиозной
преступности Л.Д. Башкатов
По мнению Д.Р. Мухаметжанова детерминанты религиозной преступности производны от общих причин преступности в стране, относящихся к морально – психологическому, идеологическому, политическому, экономическому состоянию общества, конфликтным ситуациям в нем.111
В этой связи, рассмотрим внешние факторы, способствующие развитию религиозной преступности в нашей стране.
На наш взгляд, ключевой причиной, способствующей столь бурному развитию преступности в религиозной среде, являются политические противоречия. Именно это послужило толчком к образованию всех остальных причин.
При этом политические противоречия
тесно связаны с
Так же в результате политических
противоречий, под духом «псевдодемократизма»
Экономические противоречия, в результате затяжного экономического кризиса в обществе, послужили тому, что люди от нищеты и безысходности пытаясь найти веру, некую опору и поддержку, обманутые лживыми обещаниями нередко попадали в тоталитарные секты.113