Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

          Регулятивная  функция религии проявляется  в том, что при помощи религиозных  идей, установок, ценностей, устоявшихся  традиций и обычаев происходит  управление общественными отношениями,  деятельностью групп людей, сознанием  и поведением отдельно взятых  индивидов. При этом огромное  значение имеет система норм  религиозного права и морали, образцов поведения, контроля за реализацией религиозных предписаний, поощрения и наказания, формируя тем самым законопослушное поведение в обществе.

         Интегрирующе – дезинтегрирующая функция с одной стороны способствуют объединению отдельно взятых индивидов, групп людей, а с другой стороны, напротив, способствует разрозненности общества. При этом интеграция сохраняет стабильность, устойчивость личности и общества в целом, а дезинтеграция приводит к ослаблению этой устойчивости. Дезинтегрирующая функция проявляется прежде всего тогда, когда в обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, приводящие к несогласию в религиозном сознании и поведении личности.

       Являясь неотъемлемой  частью культуры, религия выполняет  культуретранслирующую функцию, которая проявляется в развитии ценностей мировой культуры, осуществляет передачу накопленных знаний и наследий культуры из поколений в поколение.

      Легитимирующе-разлегитимирующая функция религии способствует с одной стороны  признанию (легитимации) общественных порядков, институтов государственной власти, политики, права, образцов поведения как должного, правомерного поведения, с другой стороны, напротив, закрепление неправомерности такого поведения.10

         Таким образом,  можно сделать вывод, что религия  представляет собой особый элемент  общественной жизни, оказывающий  огромное влияние на формирование  и развитие отдельно взятой  личности и общество в целом.

       Исходя из обозначенной  темы дипломной работы «религиозная  среда и преступность» необходимо  определиться что же такое религиозная среда, тем самым определить границы проводимого исследования.

        Из вышеперечисленных  свойств и функций религии,  можно вполне обоснованно заключить,  что религиозная среда является  составной частью социальной  среды, обладающей, при этом, присущими  только ей специфическими свойствами  и особым кругом лиц. 

        Социолог  Касьянов В.В. определяет социальную  среду как совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.11

         Фролов С.С. под социальной  средой понимает совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.12

        Н.Б.  Вагина  в работе по изучению криминологической характеристики религиозной среды, определяла религиозную среду, прежде всего, как среду религиозных организаций, менталитет представителей которой допускает принятие приоритетных иных, не правовых норм, регулирующих поведение последователей той или иной религии.13

       Однако  на наш взгляд подобное определение  религиозной среды не достаточно  раскрывает сущность и полноту  данной категории, относительно  ее связи с криминологией. 

      Таким образом, мы считаем, что религиозная среда – это совокупность социальных, экономических, политических, культурно – духовных условий существования, формирования и деятельности гражданина РФ, иных лиц, исповедующие индивидуально или совместно с другими лицами ту или иную религию, а так же совершение в этой среде богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозных групп и религиозных организаций, в том числе нетрадиционного деструктивного характера, оказывающее влияние на сознание и поведение лица, исповедующего ту или иную религию, а так же формирование личности преступника, причин и условий совершения преступлений в этой среде.

   Итак, из приведенного  нами определения мы видим,  что религиозная среда в качестве  объекта криминологического исследования  представляет собой сложную многообразную  структуру. Эта та среда, где  соприкасаются наивысшие чувства  граждан, затрагиваются вопросы  о смысле жизни, о духовном  пути. И зачастую религиозные  догмы оказывают более сильное  влияние на формирование законопослушной  личности, нежели правовые нормы,  прививая правильные жизненные  ориентиры, направленные на непрерывное  саморазвитие, рост и процветание  личности и государства в целом.

      Подобную  мысль в своем выступлении  высказал и глава государства, считающий, что никто, кроме религии, не может донести до человека общечеловеческие ценности. Эту роль Путин отводит религии, поскольку в настоящее время, "нет трудовых коллективов, партийных ячеек и организаций, как это было во времена КПСС. Нет воспитателей и наставников". 14 При этом Президент России заявил, что государство должно жестко и своевременно реагировать на провокации религиозных чувств людей, иначе они начнут защищать себя неприемлемыми методами. «Все мы должны с особым вниманием и очень бережно относиться к религиозным чувствам, причем к религиозным чувствам людей, принадлежащих к самым разным конфессиям»,- заявил Владимир Путин.15

           В нашей стране каждому человеку  принадлежит гарантированное Конституцией  РФ право на свободу совести  и свободу вероисповедания, которое  подразумевает возможность исповедовать  любую религию, либо не исповедовать  никакой религии.16 Однако закон запрещает требовать от граждан сведений о их религиозной принадлежности17, поэтому на данный момент в России не существует официальной статистики членства в религиозных организациях.  Таким образом, о религиозности в нашей стране можно судить лишь по результатам социологических опросов населения.

        Так  по результатам, проведенного  в августе 2012 года, социологического  исследования в 79 из 83 субъектов  РФ, религиозная принадлежность  граждан России, численность которых  143,2 млн. человек, распределилась  так:

- 41 % ( 58,8 млн. ) – православные верующие;

- 6,5 % (9,4 млн. ) – мусульмане;

- 14,5 ( 21 млн.) – исповедующие иные религии;

- 25,1 % ( 36 млн. ) – «духовные, но не религиозные»;

- 12,9 % ( 18 млн. ) – атеисты.18

         Таким образом, мы можем наблюдать,  что 87,1 %  граждан РФ считают  себя верующими. А это подавляющая  часть населения, которая имеет  свою своеобразную среду, требующая  особого внимания и научного  исследования, в том числе и  в криминологии.

           Необходимость  изучения религиозной среды в  криминологии обусловлена тем,  что в настоящее время, религия  в жизни общества, по мимо всего, имеет и отрицательное воздействие. Так как религиозная среда является прежде всего социальной средой, где сосредоточены интересы и взгляды людей разного уровня сознания, образования, психического и нравственного развития, то вполне закономерно можно наблюдать несоответствие деятельности людей данного круга букве закона.

            Однако объектом криминологического  исследования религия стала сравнительно  недавно. В течении длительного времени в отечественной криминологии религиозный аспект преступности не учитывался.19 Это объяснено тем, что преступления на религиозной почве и в религиозной среде не были так распространены как в настоящее время. 

       Целесообразность  выделения в криминологии отдельного  направления, ориентирующего на  особенности детерминации преступного  поведения в религиозной среде,  высказал профессор Д.А. Шестаков.20

         Данное направление, исследующее  позитивные и негативные факторы  религиозного характера, влияющие  на уровень и состояние преступности  в стране, получило название криминотеология.21

          Профессор О.В. Старков под  криминотеологией понимал учение о криминальных явлениях в религии, совершаемых в связи с вероисповеданием в того или иного Бога, о причинности и профилактики таких явлений.22

         Таким образом, рассматриваемое  направление в криминологии, учитывая  изменчивость преступности, призвано  в первую очередь изучить  особенности криминальных явлений в религиозной среде, изучить взаимовлияние религиозных факторов криминогенного и антикриминогенного характера, а также разработать адекватные меры реагирования на наиболее опасные проявления религиозной преступности.

             Антикриминогенное воздействие религии проявляется, прежде всего, в деятельности по предупреждению преступности. При этом особое значение отводиться взаимодействию правоохранительных органов с религиозными организациями. Их деятельность направлена как на лиц еще не вступивших на путь преступности, так и на лиц, уже отбывающих наказание за совершение преступлений. Меры, направленные на исправление осужденных, а так же на предупреждение рецидива преступлений, осуществляется правоохранительными органами при поддержки религиозных организаций.

          Криминогенное воздействие религии  на преступность проявляется  в совершении преступлений в  религиозной среде, прежде всего  в нетрадиционных религиозных  организациях деструктивного характера,  а так же в совершении общеуголовных посягательств по мотивам религиозной ненависти или вражды.

              Говоря о причинах и условиях  совершения преступлений в религиозной  среде, необходимо учитывать категорию  деяний, запрещенных уголовным законодательством  России и особенности лиц, совершающих  подобные преступления. Как правило в комплексе причин совершения преступлений находятся противоречия интересов одних социальных групп, над другими. Рост таких противоречий , их конфликтное углубление приводит в итоге к нарушению закона. Анализируя конкретные деяния, нарушающие закон, изучая личность преступника, криминология призвана выработать методы по предупреждению религиозных преступлений.

          Таким образом, в рамках данного  параграфа мы рассмотрели определение  таких категорий как «религия»  и «религиозная среда».

          Под религией, с точки зрения  ее взаимосвязи с криминологией  мы понимаем социально обусловленное  явление, возникшее на определенной  стадии развития общества, характеризующееся  совокупностью определенных признаков,  влияющих на сознание, поведение  человека, в том числе на формирование  личности преступника, на причины  и условия совершения преступления.

         Религиозная среда, на наш взгляд, это совокупность социальных, экономических, политических, культурно – духовных условий существования, формирования и деятельности гражданина РФ, иных лиц, исповедующие индивидуально или совместно с другими лицами ту или иную религию, а так же совершение в этой среде богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозных групп и религиозных организаций, в том числе нетрадиционного деструктивного характера, оказывающее влияние на сознание и поведение лица, исповедующего ту или иную религию, а так же формирование личности преступника, причин и условий совершения преступлений в этой среде.

             Так же мы рассмотрели функции  и роль религии в обществе, особенности религиозной среды,  обозначили ее криминогенный  и антикриминогенный характер, выявили необходимость изучения религиозной среды в криминологии. Кроме этого, мы выяснили, что в криминологии существует подотрасль права, исследующая позитивные и негативные факторы религиозного характера, влияющие на уровень и состояние преступности, получившая название криминотеология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ  правового регулирования и взаимовлияния

 

 

             Пределы существования и реализации гражданских прав и свобод в стране, в том числе право на свободу совести и свободу вероисповедания во многом определяется государственными органами. Именно государственной власти принадлежит право выбора модели взаимоотношения государства и религии. Исследователи этого вопроса Дмитриев О.В. и Фокин М.С. в своей работе выделяют три вида взаимоотношения государства и религии:

  1. Верховная государственная власть является центром религии;
  2. Государство находится в подчиненном положении от религии;
  3. Союз религии и государства, в основе которого лежит идея гармонии и согласия, а не их противопоставление.23

           В нашей стране подобные отношения  менялись на протяжении истории  весьма неоднозначно, формирую базу  законодательства о религии, а  с ним и категорию деяний, запрещенных  законом. Исторический анализ  религиозного законодательства  позволит более подробно представить  характер государственно – религиозных  отношений в России, а так же  проследить особенности взаимовлияния  религиозной среды и преступности, что является неотъемлемой частью  для изучения последующих глав  дипломной работы.

Информация о работе Религиозная среда и преступность