Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, определившись  с понятием религиозные преступления необходимо обозначить круг деяний, входящих в число религиозных преступлений, для этого рассмотрим классификацию религиозных преступлений.

  Ю.В. Тихонравов определял   следующую классификацию преступлений  на религиозной почве:

1) религиозные преступления;

2) нарушение законодательства  о свободе слова и вероисповедании; 

3) общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным    мотивам;

4) общеуголовные преступления, совершаемые под видом исполнения религиозных обрядов.62

         Башкатов  Л.Д. в своей диссертационной  работе предлагает свою классификацию  религиозных преступлений:

1)   Групповые религиозные  преступления:

• создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением ( ч. 1 ст. 239 УК РФ),  либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ч. 2 ст. 239 УК РФ), а также участие в деятельности религиозного объединения, а равно пропаганда деяний, связанных с созданием таких объединений; насилия над гражданами или иного причинения вреда их здоровью либо побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей в связи с деятельностью этого религиозного объединения;

• геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение религиозной группы путем 1) убийства членов этой группы; 2) причинения тяжкого вреда их здоровью; 3) насильственного воспрепятствования деторождению; 4) принудительной передачи детей; 5) насильственного переселения либо 6) иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (ст. 357 УК РФ);

2)   Религиозное преступление, совершенное по мотиву «религиозной  ненависти или вражды»:

•  убийство по мотивам  религиозной ненависти или вражды (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ);

• умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью по мотивам религиозной  ненависти или вражды ( п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ);

• умышленное причинение средней  тяжести вреда здоровью по мотивам  религиозной ненависти или вражды ( п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ);

• истязание по мотивам  религиозной ненависти или вражды (п. «з» ч.2 ст. 117 УК РФ);

• надругательство над  телами умерших либо уничтожение, повреждение  или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских  зданий, предназначенных для церемоний  в связи с погребением умерших или их поминовением по мотивам религиозной ненависти или вражды (п. «б» ч.2 ст. 244 УК РФ).

3)   Посягательства  на религиозное равноправие граждан:

• Дискриминация, т.е. нарушение  прав, свобод и законных интересов  человека и гражданина в зависимости  от его отношения к религии, совершенное  лицом с использованием своего служебного положения (ст. 136 УК РФ);

• действия, направленные на возбуждение религиозной ненависти  либо вражды , а так же на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично или с использованием средств массовой информации ( ч. 1 ст. 282 УК РФ);

• воспрепятствование осуществлению  права на свободу совести и  вероисповеданий - незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ).63

         Таким образом, определившись  с кругом деяний, входящих в  категорию «религиозных преступлений»,  необходимо рассмотреть следующий  компонент религиозной преступности  – личность преступника. 

З.Г. Надараиа под личностью преступника религиозной направленности понимала личность, нарушившую общечеловеческий идеал справедливости в уголовно наказуемой мере в случае наличия необходимых для этого признаков.64

         Однако в связи с тем, что под личностью преступника в общей криминологии понимают совокупность социально – психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступления, 65 мы будем понимать под личностью преступника религиозных преступлений совокупность социально – психологических свойств и качеств человека, являющихся по своей природе причинами и внутренними условиями совершения преступлений религиозной направленности.

             Среди социально – демографических  признаков Башкатов Л.Д выделял  большое внимание образованию.  Среди всех осужденных за религиозные  преступления имели профессиональное  образование 64.2 %, причем из них  62.3 % имели неоконченное или оконченное  высшее образование. Это безусловно свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии религиозных преступников.

        При  этом образование данных лиц  преобладает техническое – 55.7 %, далее педагогическое – 14.3 %, юридическое – 7 %, филологическое  – 2.9 %, экономическое – 8.6 %, естественных  наук – 2.9 %, спортивное – 8.6 %.66

       Наличие  технического образования свидетельствует о высоком уровне абстрактного мышления религиозных преступников, что наряду с высокой латентностью религиозной преступности повышает их опасность для общества.67

      Вместе  с тем, наличие юридического  и экономического образования  позволяет религиозным преступникам  умело лавировать в правовом  государстве, создавать обходные  пути, позволяющие совершать преступления  в значительных масштабах.

      Высокий  уровень спортивного образования , а это почти каждый десятый, характерен, прежде всего, для организованной преступности «боевиков», что наряду со специальной подготовкой, включая обучение восточным единоборствам, так же создает опасность для общества.68

     Кроме того, о высоком уровне интеллектуального  развития данной категории лиц  свидетельствует наличие ученой  степени и звания у 13.9 % религиозных  преступников, среди них: кандидаты  наук – 3.7 %, доценты – 4.6 %, доктора  наук – 2.8 %, профессора – 2.8 %.69

        Следующим социально – демографическим показателем личности религиозной преступности является пол. Так по мнению В.А. Авласенко, подавляющее число преступников религиозной направленности это лица мужского пола – 85 %.

       Возрастной критерий зависит  от принадлежности к той или  иной религиозной организации,  однако усредненный показатель  имеет следующий вид: 60 % - лица  от 18 до 30 лет, 25 % - лица от 30 до 40 лет, 15 % - лица от 40 лет и старше.70

        Таким  образом, мы можем наблюдать,  что подавляющее большинство  религиозных преступников это  лица молодежного возраста, которые  с одной стороны, еще недостаточно  социально зрелые, а  с другой - имеющие довольно высокий интеллектуальный  потенциал и профессиональные  познания, учитывая что18.3 % религиозных  преступников - студенты высших учебных  заведений.

        Следующим  социально-демографическим аспектом, характеризующим личность религиозного  преступника, является его семейное  положение. По результатам исследования  В.А. Авласенко из всех религиозных преступников 23.7% состояли в браке и 76.3% не состояли.71

        Однако по мнению Башкатова Л.Д. при рассмотрении данного показателя необходимо учитывать не столько факт внешнего наличия или отсутствия семьи, сколько внутреннее восприятие данного факта субъектом. Так в ходе опроса о наличии семьи у религиозных преступников 18.3 % ответили, что состоят в браке; 10.1 % - состоят в браке и имеют детей; 11.9 % ответили, что у них есть родители; 11.9 % - есть мать, отец, братья, сестра; 38.5 % ответили «я считаю, что у меня нет семьи».72

     Формулировка  «я считаю, что у меня нет  семьи», как утверждает Башкатов  Л.Д., весьма специфична для религиозных  преступников.73 В ряде случаев, так называемые сектанты, отрицали какую либо связь со своими кровными родственниками, называя при этом своими «братьями» и «сестрами» братьев по разуму, а «отцом» лидера религиозного движения.

Характеристика уголовно – правовых признаков личности преступника  религиозной направленности сводиться  к тому, что подавляющее большинство  имеет первую судимость, а это 83,6%. При этом, как правило, преступления были совершены в группе – 67.2 %.74

Нравственно-психологические  качества религиозных преступников показывают убежденность в своей  исключительности, превосходстве надо всеми, кто не является приверженцем их религиозных идей, при этом им присуща полная нетерпимость к традиционным религиям, национально-духовным ценностям, преобладание групповых идей над индивидуальными, оправдание или одобрение аморального и противоправного поведения.75

Башкатов Л.Д. выделял  такие психологические качества религиозного преступника: эмоциональная  неустойчивость, нестабильность, в  том числе в отношениях и в  интересах, что способствует проявлению, прежде всего, насильственной криминогенной  ценностной ориентации личности. Так же у данной категории лиц развито творческое воображение, для них характерно поглощенность своими идеями, увлеченность внутренними иллюзиями, склонность к неприятному для окружающих поведению, что приводит к отвержению общественных ценностей и государства в целом.76

           Таким образом, рассмотрев понятие  религиозных преступлений, особенности  личности преступника данной  категории, можно сформулировать  понятие религиозной преступности.

          Так О.В. Старков определял религиозную преступность как общесоциальное, регрессное явление, порождаемое, как правило, противоречиями сферы религиозного вероисповедания, проявляющееся в совокупности преступлений в связи с верой в Бога, а также в возрождении ее же противоречий.77

          Мы же под религиозной преступностью  будем понимать социальное, исторически изменчивое, массовое, уголовно – правовое, системное негативное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно – правовых деяний религиозной направленности и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.

          По мнению большинства ученых, преступность в религиозной среде,  в отличии, например, от экономической  сферы, сравнительно не большая.  И имеет прежде всего латентный характер. Объясняется это рядом причин.

       Во-первых, до недавнего времени, в эпоху  процветания воинственного атеизма,  тема религии была под запретом. Поэтому большая часть населения  не привыкла говорить о религиозной  теме публично.

       Во-вторых, в силу сложившихся традиций, люди, имеющие статус священнослужителя,  духовного лица, лидера религиозной  организации пользуются доверием  со стороны граждан. Прихожане  верят в чистоту помыслов духовных  лидеров, и будучи подвергнутыми с их стороны нетрадиционными способами воздействия, не считают себя жертвами преступлений, а потому не обращаются за защитой в правоохранительные органы.

      В-третьих,  отсутствие законодательного определения  религиозных преступлений, конкретизации  деяний, совершаемых в религиозной  среде, как преступных.

      Но не смотря на имеющиеся противоречия преступность в религиозной среде имеет место быть. Она разнообразна и весьма специфична. В зависимости от объекта правовой охраны, и субъекта посягательства можно выделить виды религиозной преступности:

• преступность в сфере  нарушения прав граждан о свободе  совести и вероисповедания;

         В данную группу в первую очередь необходимо отнести нарушение статьи 28 Конституции РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ, ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина».

         Статистические данные показывают, что удельный вес таких преступлений  в структуре общей преступности  ничтожно мал. Однако это совсем  не означает, что права граждан  на религиозную свободу не  нарушаются, как правило, здесь  идет речь о высокой степени  латентности. Это во многом  объясняется как отсутствием  специфических знаний в области  защиты прав на свободу совести  и вероисповедания со стороны  правоохранительных органов, в  чьей компетенции находится возбуждение  уголовных дел такого характера,  так и трудно доказуемостью  их в суде, а с участием мнимых  правозащитников – практически  невозможностью их доказательства.78

• общеуголовная преступность по мотивам религиозной ненависти или вражды;

        Сюда можно отнести совершение  деяний, предусмотренных статьями  УК РФ : п. «л» ч. 2 ст. 105; 110;  п. «е» ч. 2 ст. 111; п. «е» ч. 2 ст. 112; п. «б» ч. 2 ст. 115; п. «б» ч. 2 ст. 116; п. «з» ч. 2 ст. 117; ч. 2 ст. 119.

  Общеуголовная преступность по мотивам религиозной ненависти и вражды, связанная с посягательством на жизнь и здоровье граждан, является весьма распространенной в структуре современной преступности, что характерно и для преступности членов религиозных тоталитарных сект, и преступности экстремистской направленности в целом. Однако статистические данные показывают, что регистрируемые преступления по вышеуказанным статьям, совершенные по мотивам религиозной ненависти или вражды носят единичный характер, что абсолютно не соответствует реальной обстановки. Данная группа преступлений является высоколатентной.79

Информация о работе Религиозная среда и преступность