Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
Что касается старообрядческих
и сектантских общин, почти
во всех отношениях они были
уравнены в правах с ранее
признанными государством
Кроме
этого Указом 1906 г. последователям
старообрядческих и
Окончательное провозглашение
Прогрессивность данного
Октябрьская революция 1917 года
стала отправной точкой
Декрет Совета Народных Комиссаров 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», положения которого нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924 г., Конституции СССР 1936 г. провозглашал, что все церкви и религиозные объединения отделены от государства, а школы отделены от церкви, так же провозглашалась свобода совести, которая предполагала свободное исполнение религиозных обрядов в случае, если они не нарушают общественного порядка и не посягают на права граждан Советского государства.48
Однако, на самом деле, данный
закон не предполагал
Принятые в 1924 году Основные
начала уголовного
Таким
образом, можно говорить о
Такое положение на
Так же УК 1960 г. вводило статью 227 «организация или руководство группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан, либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних», которая являлась первой нормой, направленная на борьбу с деструктивными сектами.54
Таким образом,
мы можем судить об
Принятие
вышеуказанного закона
Отказ от политики воинствующего атеизма в пользу свободы совести и свободы вероисповедания, стремление вновь созданного демократического государства продемонстрировать всему мировому сообществу свою лояльность ко всем религиям и учениям и выразилось в создании Закона «О свободе вероисповеданий» 1990 г., который предоставил абсолютную религиозную свободу, результатом которой стало возникновение огромного количества деструктивных сект, в том числе сатанинского направления.
Кроме этого провозглашалось,
что «религиозные объединения отделены
от государства», и «на территории
страны не могут учреждаться
Понятно, что устав образуемой
организации мог содержать
Отсутствие системного подхода в разработке закона, общее положение в стране привело к тому, что РФ стала местом паломничества для религиозных групп и учений абсолютно разного толка. Казалось бы, наконец, была дарована свобода, граждане были вправе реализовывать свои духовные предпочтения без каких – либо ограничений со стороны властей, но уже совсем скоро стало ясно, что абсолютная свобода принесла не мало бед многим граждан страны и государству в целом.
Примером могут служить
Результатом пересмотра позиции государства
в отношении религиозных
Несмотря на дискуссионную природу данного Федерального Закона, в целом законодателем были учтены многие пробелы и недоработки предыдущей редакции Закона «О свободе вероисповеданий».
В рассматриваемом ФЗ значительно
расширен перечень прав на свободу
совести и свободу
Значительным изменениям
была подвержена глава о религиозных
объединениях. В ныне действующем
ФЗ № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. возникает
две формы религиозных
Что касается порядка регистрации, в рассматриваемом ФЗ, в отличии от Закона 1990 г., процедура регистрации более сложна, что само собой предполагает повышенный контроль со стороны государства за деятельностью религиозных организаций.
Как мы видим, законодатель учел пробелы предыдущей редакции Закона «О свободе вероисповедания», сформировав так называемый фильтр для существования религиозных организаций, деятельность которых не будет вызывать сомнения в их законности, а будет соответствовать целям и задачам регистрируемых уставов.
Таким образом, проведя ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния религиозной среды и преступности можно сделать следующие выводы: религиозная преступность в нашей стране формировалась, видоизменялась в зависимости от государственно – религиозных отношений на протяжений всего рассматриваемого периода в истории, тем самым относя к разряду преступного те или иные деяния, запрещенные законом в конкретный период времени. Что в свою очередь сопровождалось формированием религиозного законодательства, защищающего в той или иной мере права и интересы субъектов религиозной среды.
1.3. Понятие и
классификация религиозной
Большинство ученых в
Специфика изучения
Итак,
прежде чем преступить к
Башкатов Л.Д. под религиозным преступлением понимает духовно вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.59
Тихонравов Ю.В. определял
По мнению Василенко М.М. под религиозным преступлением следует понимать любое посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами религиозных организаций по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов.61
На наш взгляд
более предпочтительным