Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

         Что касается старообрядческих  и сектантских общин, почти  во всех отношениях они были  уравнены в правах с ранее  признанными государством христианскими  религиями. Значительно были расширены  права последователей католических  и мусульманских общин. Так  же отныне было воспрещено  называть буддистов – ламаистов  идолопоклонниками и язычниками. Впервые на законодательном уровне  признавалось право свободного  выхода из православия в другое  христианское вероучение, не подлежащее уголовному преследованию и не влекущее негативных последствий в отношении личных и гражданских прав.44

        Кроме  этого Указом 1906 г. последователям  старообрядческих и сектантских  общин предоставлялось право  строить свои храмы, иметь скиты  и монастыри, а так же открывать  школы и духовные учебные заведения.45

            Окончательное провозглашение свободы  совести в России на законодательном  уровне нашло отражение в Постановлении  Временного Правительства «О  свободе совести» 1917 года, где указывалось,  что «каждому гражданину Российского  государства обеспечивается свобода  совести. Посему пользование гражданскими  и политическими правами не  зависит от принадлежности к  вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры».46

            Прогрессивность данного закона, даровавшего свободу вероисповедания,  существенно повлияла на положение  большего числа граждан, так  как по официальным данным  количество приверженцев нетрадиционных  религий в России на рубеже 19 – 20 веков составляла от 1 до 30 миллионов человек, при чем последняя цифра имеет гораздо больше сторонников и научных подтверждений.47

              Октябрьская революция 1917 года  стала отправной точкой следующего  этапа в законодательстве о  религии, так как революционная  смена государственного строя  предполагала, прежде всего, изменения  именно в идеологической сфере.  На смену государственной религии  пришла политика воинствующего  государственного атеизма, являя  по сути ту же государственную  религию только с отрицательным  значением.

         Декрет Совета Народных Комиссаров 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», положения которого нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924 г., Конституции СССР 1936 г. провозглашал, что все церкви и религиозные объединения отделены от государства, а школы отделены от церкви, так же провозглашалась свобода совести, которая предполагала свободное исполнение религиозных обрядов в случае, если они не нарушают общественного порядка и не посягают на права граждан Советского государства.48

           Однако, на самом деле, данный  закон не предполагал реализацию  свободы совести, а напротив был нацелен «... лишь подорвать позиции церкви в государстве», 49 вводя в дальнейшем обязанность за всеми гражданами «свободу антирелигиозной пропаганды».50 В результате чего уничтожались предметы поклонения, религиозного культа, которые, по мнению советских властей, способствовали предрассудкам и возбуждению суеверия, более того происходило массовое уничтожение духовенства и монашества, препятствующие огосударствлению церковного имущества. По официальным данным в период с 1918 по 1920 г.г. было убито 28 епископов, тысячи священнослужителей и монашествующих отбывали наказания в тюрьмах, а уже в 1922 году их количество значительно возросло: по приговору суда были расстреляны 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь.51

         Принятые в 1924 году Основные  начала уголовного законодательства  предусматривали возможность применения  ссылки в отношении лиц, признанных  общественно опасными «по связи  с преступной средой». Благодаря  этому положению стало возможным  применять репрессивные меры  к лицам, являющимся участниками  религиозной организации.52

        Таким  образом, можно говорить о принципиальном  изменении религиозной преступности, носящая теперь политический характер. Сам факт исповедания какой – либо религии являлся преступным, что подразумевало фактическое искоренение религиозной среды.

             Такое положение на государственном  уровне просуществовало без изменений  вплоть до 1960 года, когда в УК РСФСР, преимущественно в главу 4, посвященной преступлениям против политических и трудовых прав граждан была введена статья защищающая религиозную свободу «отказ гражданам в приеме на работу или в учебное заведение, увольнение с работы или исключение из учебного заведения, а равно иные существенные ограничения прав граждан в зависимости от их отношения к религии. Введение данной нормы предполагало отказ от «воинствующего государственного атеизма» к «относительной религиозной свободе».53

Так же УК 1960 г. вводило статью 227 «организация или руководство  группой, деятельность которой, проводимая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан, либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних», которая являлась первой нормой, направленная на борьбу с деструктивными сектами.54

     Таким образом,  мы можем судить об относительной  религиозной свободе на данном  этапе, предполагающей частичное  признание религиозных прав граждан,  а значит исключение из разряда  преступного факт исповедания  религий,  не нарушающих общественный  порядок и не посягающих на  права граждан. При этом введение  ст. 227 в УК 1960 г. предполагало постепенное  проникновение всякого рода сект  деструктивного характера на  территории России, активное распространение  которых было связано с периодом  «абсолютной религиозной свободой»  после принятия Закона РСФСР  от 25 октября 1990 г. «О свободе  вероисповедания».

        Принятие  вышеуказанного закона ознаменовало  начало нового этапа в развитии  религиозного законодательства  под духом «демократизации» общества.55 При этом новый период, как и предыдущий, был связан со сменой государственного строя, а так же деидеологизацией населения, наряду с высоким уровнем образования в стране, что послужило причиной проникновения в народные массы религиозных организаций и учений разного толка, деятельность которых во многом носила антиобщественный характер.

Отказ от политики воинствующего  атеизма в пользу свободы совести  и свободы вероисповедания, стремление вновь созданного демократического государства продемонстрировать всему  мировому сообществу свою лояльность ко всем религиям и учениям и выразилось в создании Закона «О свободе вероисповеданий» 1990 г., который предоставил абсолютную религиозную свободу, результатом которой стало возникновение огромного количества деструктивных сект, в том числе сатанинского направления.

Кроме этого провозглашалось, что «религиозные объединения отделены от государства», и «на территории страны не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания».56Таким образом, государство фактически самоустранилось от контроля за деятельностью религиозных объединений, предоставив им максимум свободы. К тому же, согласно, новому закону была введена упрощенная процедура регистрации религиозных объединений, которая заключалась в подачи заявления с приложением устава образуемой организации в орган Министерства Юстиции.

Понятно, что устав образуемой организации мог содержать любые  сведения, цели и задачи которой  как бы не противоречат закону, и деятельность направлена на сугубо благие цели, тем более что Закон прямо указал, что основанием для отказа в регистрации может служить лишь противоречие содержания устава требованиям закона страны. Соответственно, если такого противоречия нет, Министерство Юстиции обязано зарегистрировать такую организацию.

Отсутствие системного подхода  в разработке закона, общее положение  в стране привело к тому, что  РФ стала местом паломничества для  религиозных групп и учений абсолютно  разного толка. Казалось бы, наконец, была дарована свобода, граждане были вправе реализовывать свои духовные предпочтения без каких – либо ограничений со стороны властей, но уже совсем скоро стало ясно, что абсолютная свобода принесла не мало бед многим граждан страны и государству в целом.

Примером могут служить громкие  дела, связанные с религиозными организациями  сатанитского толка. Это, прежде всего ряд ритуальных убийств, совершенных сатанистами под Хабаровском в 1990 году, убийство в апреле 1993 года трех священнослужителей Оптиной пустыни, а так же целая серия актов вандализма на христианских кладбищах России. 57Стоит ли говорить о последствиях влияния всевозможных сект, когда тысячи граждан страны стали жертвами нетрадиционного воздействия псевдо религий.

Результатом пересмотра позиции государства  в отношении религиозных объединений  стал ныне действующий Федеральный  Закон РФ « О свободе совести  и о религиозных объединениях», принятый 26 сентября 1997 года.

Несмотря на дискуссионную природу  данного Федерального Закона, в целом  законодателем были учтены многие пробелы  и недоработки предыдущей редакции Закона «О свободе вероисповеданий».

В рассматриваемом ФЗ значительно  расширен перечень прав на свободу  совести и свободу вероисповедания, более подробно охарактеризованы государственно – конфессиональные отношения.

Значительным изменениям была подвержена глава о религиозных  объединениях. В ныне действующем  ФЗ № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. возникает  две формы религиозных объединений: религиозная группа и религиозная  организация, отличающиеся своим правовым положением, степенью контроля со стороны  уполномоченных органов, наличием прав и обязанностей, а так же ответственностью. При этом, религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не приобретая правоспособности юридического лица, а религиозная организация, напротив, для законного существования регистрируется в качестве юридического лица в установленном ФЗ порядке.

Что касается порядка регистрации, в рассматриваемом  ФЗ, в отличии от Закона 1990 г., процедура регистрации более сложна, что само собой предполагает повышенный контроль со стороны государства за деятельностью религиозных организаций.

Как мы видим, законодатель учел пробелы предыдущей редакции Закона «О свободе вероисповедания», сформировав  так называемый фильтр для существования  религиозных организаций, деятельность которых не будет вызывать сомнения в их законности, а будет соответствовать  целям и задачам регистрируемых уставов.

Таким образом, проведя ретроспективный  анализ  правового регулирования и взаимовлияния религиозной среды и преступности можно сделать следующие выводы: религиозная преступность в нашей стране формировалась, видоизменялась в зависимости от государственно – религиозных отношений на протяжений всего рассматриваемого периода в истории, тем самым относя к разряду преступного те или иные деяния, запрещенные законом в конкретный период времени. Что в свою очередь сопровождалось формированием религиозного законодательства, защищающего в той или иной мере права и интересы субъектов религиозной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Понятие и  классификация религиозной преступности

 

         Большинство ученых в криминологии  под преступностью понимают социальное, исторически изменчивое , массовое, уголовно – правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно – правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.58

         Специфика изучения религиозной  среды как объекта криминологического  исследования обуславливает необходимость  выделения такого понятия как  религиозные преступления, совокупность  совершения которых наряду с  личностью преступника данной  категории деяний и будет образовывать  религиозную преступность.

        Итак, прежде чем преступить к изучению  понятия религиозная преступность, рассмотрим что подразумевает под собой религиозные преступления.

        Башкатов Л.Д. под религиозным преступлением понимает  духовно вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.59

         Тихонравов Ю.В. определял религиозные  преступления как нарушения законодательства  о религии, общеуголовные преступления, совершённые по религиозным мотивам или под видом исполнения религиозных обрядов. 60

   По мнению  Василенко М.М. под религиозным преступлением следует понимать любое посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами религиозных организаций по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов.61

   На наш взгляд  более предпочтительным является  определение, данное М.М. Василенко,  так как оно наиболее полно  раскрывает сущность понятия  религиозное преступление.

Информация о работе Религиозная среда и преступность