Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
История развития
Каждый из названных этапов характеризуется теми или иными особенностями государственно – религиозных отношений, формированием и развитием законодательства о религии, в том числе уголовного законодательства, что в свою очередь определяет границы преступного, и как следствие формирование совокупности религиозных преступлений, совершенных на территории Российского государства в тот или иной период времени, то есть религиозной преступности.
Башкатов Л.Д. в работе по изучению религиозной преступности выделял пять типов взаимоотношения государства и религии:
• церковно-государственный дуализм, который характеризовался равноправием религиозных организаций и государства, и предполагал, что решения церкви являются государственными, а государственные решения церковными. Данный период продолжался с момента возникновения православия в России и сопровождался значительным влиянием со стороны Византии не только в сфере духовных отношений, но и правовых.
• государственно-церковный монизм, означающий верховенство государства над церковью, где церковь терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот этап продолжался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и до 1918г.
• воинствующий государственный атеизм, провозглашающий свободу совести. При этом церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. Данный этап начался с момента принятия Конституции РСФСР 1918 г. и УК РСФСР 1922 г. и просуществовал практически до 60 – х годов 20 века.
•
относительная религиозная
• абсолютная религиозная свобода, когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили свое развитие так называемые секты деструктивного характера. Данный этап начался с принятием Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания» и продолжался до принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 26 сентября 1997 г. 25
Возникновение понятия «религиозные преступления» было связано с документом, пришедшим в Россию вместе с православием из Византии Миланским эдиктом, составленным императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.26 Полный свод этого права назывался «Кормчие книги», где были даны определения ереси, вероотступничества, совращения, волшебства и чародейства, неисполнение обязанностей христианской веры и др.27 В последствии многие юридические источники России заимствовали основные положения из этих «Кормчих книг».
Первые попытки борьбы с
Развивая
указанные положения, Устав
Анализируя законодательство Древней Руси, можно придти к некоторым выводам: церковные преступления, находящиеся под юрисдикцией Митрополита и Епископа Православной Церкви приравнивались к религиозным преступлениям, регулируемым светским законом. Таким образом государственно – религиозные отношения характеризовались неким дуализмом, равноправием Церкви и Государства. В рамках подобных отношений начинал формироваться четкий конгломерат религиозной среды, с явным превосходством православной церкви, и объявлением вне закона иных вероучений, что позволило отнести к преступному поведению сам факт исповедания иной, чем православие, веры. Тем не менее религиозная преступность носила неоднородный характер: выделяется преступность среди священнослужителей (блуд монахов, монахинь, попов или их жен, пьянство попов или монахов и др.30), преступность против православной веры («зелье» - изготовление лекарств и приворотных зелий; «чародеяния» — знание особенных сил природы и пользование этими знаниями во вред другим ; запрет языческих обрядов; и др.), преступность против церкви и государства («церковная татьба» — кражи в церквях; «урекание» - оскорбление священнослужителя бранным словом и клеветой; «крест посекуть или на стенах режуть» - повреждение или уничтожение креста как символа веры, церковных стен и вообще священных предметов, почитаемых церковью или иного церковного имущества; и др.)
Далее политика, предполагающая
насильственное введение
Значительных изменений в
Что касается
Таким образом, мы можем
Характер взаимоотношения
В период правления Николая Первого была проведена кодификация законодательства, в результате чего в 1845г. было создано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором преступления против веры делились на два вида:
1) чисто религиозные, а именно: богохульство и порицание веры и Церкви, оскорбление святыни, совращение из веры;
2) смешанного характера,
а именно: святотатство, убийство
и оскорбление
Так же данный документ делит все вероучения на четыре ранга, располагая их от почитаемой к запрещенным:
При этом под ересью
Особо опасными признавались вероучения, сопряженные «со свирепым изуверством и фанатическими гнусными действиями.37 Таких в Российской империи появлялось все больше, среди них: духоборы, скопцы, хлысты, молокане и др. В связи с ростом подобных сект и вероучений нетрадиционного толка, в 1825 году создается комитет по делам о раскольникам, что означало борьбу с сектантами и раскольниками государственной, а не церковной властью.38
Вместе с тем, религиозные
• «менее вредные», т.е. религиозные объединения, принимающие священство, но расходящиеся с православием в вопросах богослужения, предметов культа и др.;
• «вредные секты» - религиозные объединения не признающие священство, но принимающие брак и молящиеся за государя;
• «более вредные» секты, составляли лица, не признающие священство, брак, не молящиеся за государя. Данная группа признавалась самой опасной как для граждан, так и для всего государства, поэтому находилась под особым надзором.39
Таким
образом, мы можем наблюдать
постепенное разрастание
Изменение позиции государства
к иноверцам получило
Несмотря на прогрессивность
данного закона, и значительное
послабление по отношению к
раскольникам, положение так называемых
«нетерпимых» религий
Так под давлением
В развитии законодательства
о религии это был