Религиозная среда и преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозная среда и преступность почти готовая.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

           История развития государственно  – конфессиональных отношений  в нашей стране многоэтапна и сложна, ее условно можно разделить на три этапа:

  1. Период до Октябрьской революции 1917 г.;
  2. Советский период ( 1917- 1990);
  3. Современный период (начало 1990- х по настоящее время).24

        Каждый из названных этапов характеризуется теми или иными особенностями  государственно – религиозных отношений, формированием и развитием законодательства о религии, в том числе уголовного законодательства, что в свою очередь определяет границы преступного, и как следствие формирование совокупности религиозных преступлений, совершенных на территории Российского государства в тот или иной период времени, то есть религиозной преступности.

      Башкатов Л.Д. в работе по изучению религиозной преступности выделял пять типов взаимоотношения государства и религии:

 •  церковно-государственный  дуализм, который характеризовался равноправием религиозных организаций и государства,  и предполагал, что решения церкви являются государственными, а государственные решения церковными. Данный период продолжался с момента возникновения православия в России и сопровождался значительным влиянием со стороны Византии не только в сфере духовных отношений, но и правовых.

 •  государственно-церковный монизм, означающий верховенство государства над церковью, где церковь терпима государством по стольку, по скольку реализует государственную политику. Этот этап продолжался с момента принятия Воинских артикулов 1715г. Петра I и до 1918г.

 •    воинствующий  государственный атеизм, провозглашающий свободу совести. При этом церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. Данный этап начался с момента принятия Конституции РСФСР 1918 г. и УК РСФСР 1922 г. и просуществовал практически до 60 – х годов 20 века.

 •        относительная религиозная свобода,  означающая религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. Данный этап начался принятием УК РСФСР 1960 г. и продолжался вплоть до принятия Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповедания».

 •  абсолютная религиозная свобода, когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего  получили свое развитие так называемые секты деструктивного характера. Данный этап начался с принятием Закона РСФСР от 25 октября 1990г. «О свободе вероисповедания» и продолжался до принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" 26 сентября 1997 г. 25

        Возникновение понятия «религиозные преступления» было связано с документом, пришедшим в Россию вместе с православием из Византии Миланским эдиктом, составленным императорами Константином и Ликинием в 312-313 гг.26 Полный свод этого права назывался «Кормчие книги», где были даны определения ереси, вероотступничества, совращения, волшебства и чародейства, неисполнение обязанностей христианской веры и др.27 В последствии многие юридические источники России заимствовали основные положения из этих «Кормчих книг».

           Первые попытки борьбы с ересью  и всякого рода сектами на  государственном уровне были  предприняты Уставом князя Владимира  «о десятинах, судах и людях церковных».  В числе прочих к преступлениям были отнесены дела против веры и Православной церкви, к ним относились: еретичество, колдовство, волшебство, отправление языческих обрядов, повреждение могил, ограбление мертвых тел и др.28

        Развивая  указанные положения, Устав Ярослава  Мудрого «о церковных судах» 1051-1054гг  определил, что церковной властью рассматриваются лишь дела греховные, без элементов преступности. В случае нарушений церковных правил с применением насилия, физическим или нравственным вредом, либо нарушением общественного порядка такие дела рассматривались совместно княжеским и церковным судьей.29

Анализируя законодательство Древней Руси, можно придти к некоторым  выводам: церковные преступления, находящиеся  под юрисдикцией Митрополита  и Епископа Православной Церкви приравнивались к религиозным преступлениям, регулируемым светским законом. Таким образом государственно – религиозные отношения характеризовались неким дуализмом, равноправием Церкви и Государства. В рамках подобных отношений начинал формироваться четкий конгломерат религиозной среды, с явным превосходством православной церкви, и объявлением вне закона иных вероучений, что позволило отнести к преступному поведению сам факт исповедания иной, чем православие, веры.                                         Тем не менее религиозная преступность носила неоднородный характер: выделяется преступность среди священнослужителей (блуд монахов, монахинь, попов или их жен, пьянство попов или монахов и др.30), преступность против православной веры («зелье» - изготовление лекарств и приворотных зелий; «чародеяния» — знание особенных сил природы и пользование этими знаниями во вред другим ; запрет языческих обрядов; и др.), преступность против церкви и государства («церковная татьба» — кражи в церквях; «урекание»  -  оскорбление священнослужителя бранным словом и клеветой; «крест посекуть или на стенах режуть» - повреждение или уничтожение креста как символа веры, церковных стен и вообще священных предметов, почитаемых церковью или иного церковного имущества; и др.)

           Далее политика, предполагающая  насильственное введение православной  религии на всей территории  России, продолжается. При этом церковная  юрисдикция ограничивается. В соответствии  со ст. 59 Судебника 1497 г. к ведению  церкви относились дела духовенства  и патронируемых церковью людей,  к ведению государственных судебных  органов относились дела о  душегубстве (убийстве), разбое, краже, совершенные священнослужителями.31 Таким образом, мы можем судить о разграничении преступности по субъекту. Причем в рамках преступности священнослужителей выделяется категория тяжких преступлений, чего не было ранее.

          Значительных изменений в законодательстве  о религии можно наблюдать  с принятием в 1649 г. Соборного  уложения, где появилась целая  глава, посвященная преступлениям  против веры и государства,  под названием «О богохульниках  и церковных мятежниках». Несмотря  на главенствующее положение  все еще одной религии, законодатель  закрепляет преступления против  веры как государственные, относя  их к своему ведению.32 Данный документ закрепляет следующие виды преступлений:

  1. Богохуление (поношение Бога и святых словесно или действиями);
  2. церковный мятеж (нарушение общественного порядка в церкви, выражающегося в прерывании церковной литургии и других обрядов);
  3. нарушение общественного порядка в церкви, путем лишения жизни, избиения, оскорбления прихожан, священнослужителей;
  4. совращение и вероотступничество (обращение из христианской веры в нехристианскую).33

             Что касается вероотступничества, в России вплоть до 17 века это  было не распространенное явление,  и носило единичный характер. Лишь вторая половина 17 века ознаменовала  появлением множества сект. В  большинстве своем, учение сект  представляло различные трактовки  православия. Но тем не менее с постепенным их увеличением государственная власть мириться не могла, так как их существование создавало угрозу не только православию, но и государству.

         Таким образом, мы можем наблюдать  постепенное развитие, усложнение  религиозной преступности. Появление  новых составов, свидетельствует  о качественном изменении характера  религиозной преступности. Появляются  так называемые «мятежники» и  «совратители», которые не просто  исповедуют иную веру, а своими  действиями, зачастую насильственными,  стремятся так или иначе повлиять на религиозную ситуацию в стране.

               Характер взаимоотношения государственно  – церковного дуализма пресекает  законодательная деятельность Петра I, предполагающая окончательное разделение юрисдикции церкви и государственных органов. Тем самым формируется новый тип уголовно-правовой охраны религиозной сферы, который по словам Башкатова Л.Д. получил название государственно-церковного монизма, что означает безусловное верховенство государства над церковью.34Артикул воинский 1715 г. посвящает религиозным преступлениям две главы, где впервые выделяется категория соучастников: «подстрекатели» и «заказчики» чародейства. Таким образом, религиозная преступность стала носить более сложный и организованный характер.

              В период правления Николая Первого была проведена кодификация законодательства, в результате чего в 1845г. было создано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в котором преступления против веры делились на два вида:

1) чисто религиозные, а  именно: богохульство и порицание  веры и Церкви, оскорбление святыни,  совращение из веры;

2) смешанного характера,  а именно: святотатство, убийство  и оскорбление священнослужителей, отчасти разрытие могил и лжеприсяга.35

     Так же данный  документ делит все вероучения  на четыре ранга, располагая  их от  почитаемой к запрещенным:

  1. православие;
  2. иные христианские религии;
  3. раскол;
  4. нехристианские религии.

          При этом под ересью понималось  проповедование, или отвлечение  иным путем, от православной веры в массовом масштабе, а под расколом - публичная пропаганда своего вероучения и иные формы массового отвлечения от православной веры.36

          Особо опасными признавались  вероучения, сопряженные «со свирепым  изуверством и фанатическими  гнусными действиями.37 Таких в Российской империи появлялось все больше, среди них: духоборы, скопцы, хлысты, молокане и др. В связи с ростом подобных сект и вероучений нетрадиционного толка, в 1825 году создается комитет по делам о раскольникам, что означало борьбу с сектантами и раскольниками государственной, а не церковной властью.38

              Вместе с тем, религиозные объединения  иного, чем православие, толка  проявляли свою деятельность  весьма неоднозначно. Это сподвигло государственные власти на законодательном уровне дифференцировать секты, расколы и другие религиозные объединения по степени их «вредности», опасности вероучения для последователей и иных граждан на три группы:

• «менее вредные», т.е. религиозные  объединения, принимающие священство, но расходящиеся с православием в  вопросах богослужения, предметов культа и др.;

•   «вредные секты» - религиозные  объединения не признающие священство, но принимающие брак и молящиеся за государя;

•  «более вредные» секты, составляли лица, не признающие священство, брак, не молящиеся за государя. Данная группа признавалась самой опасной  как для граждан, так и для  всего государства, поэтому находилась под особым надзором.39

        Таким  образом, мы можем наблюдать  постепенное разрастание границ  религиозной среды, куда по мимо священнослужителей Православной церкви входили так называемые вероотступники, раскольники, сектанты, что в свою очередь оказывало непосредственное влияние на религиозную преступность, усложняя, дифференцируя ее по категориям деяний, нарушающих с одной стороны интересы господствующей церкви, с другой – интересы самого государства.

          Изменение позиции государства  к иноверцам получило законодательное  закрепление в законе 1883 года  «О даровании раскольникам некоторых  прав гражданских», в соответствии  с которым запрет на отправление  богослужений больше не действовал, разрешалось совершать службу  и молитвы публично. При этом  на МВД ложилась обязанность  подробного изучения и составления  отчета о догматических представлений различных сект.40

         Несмотря на прогрессивность  данного закона, и значительное  послабление по отношению к  раскольникам, положение так называемых  «нетерпимых» религий оставалось  тяжелым. В обществе все больше  созревали идеи о необходимости  реформ как внутри самой Православной  Церкви, так и в законодательстве.41

             Так под давлением нарастающего  оппозиционного общественного мнения 17 апреля 1905 г. был издан Указ  императора « Об укреплении  начал веротерпимости», и принятый  в соответствии с ним одноименное  Положение Кабинета Министров,  которые существенно изменили  правовой статус иноверных исповеданий.42

         В развитии законодательства  о религии это был существенный  шаг. Отныне все религиозные  учения, именуемые ранее общим  понятием «раскол», подразделялись  на три группы:

  1. Старообрядческие согласия;
  2. Сектантство;
  3. Последователи «изуверских» учений, принадлежность к которым была наказуема уголовным законом.43

Информация о работе Религиозная среда и преступность