Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
По мнению Иванова
А.М. высокая латентность
Однако, отличительной
особенностью деяний, причиняющие
вред жизни и здоровью, по мотиву
религиозной ненависти или
Таким образом, общим
для всех рассматриваемых
По мнению А.С. Шокеля побудительным мотивом, подталкивающим лицо к совершению преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ, может быть чувство омерзения, антипатии, ненависти по религиозному признаку. При этом религиозная ненависть или вражда отличаются своей демонстративностью, стремлением видеть в той или иной религии недостатки.82
По мнению А.Ф. Минекаевой, религиозная ненависть или вражда могут стать мотивом к совершению преступления не только против лица, имеющего определенное вероисповедание, но и неверующего атеиста.83
Надругательства над
телами умерших, осквернение
В этой связи
важно отметить, что границы вышеперечисленных
• преступность членов религиозных тоталитарных сект;
Выделяемая нами данная группа религиозной преступности отличается наличием четко определенного круга лиц, а именно: члены религиозных тоталитарных сект, специфичным именно для них способом совершения преступлений, а главное степенью их опасности для общества.
• преступность экстремистской направленности;
Данная группа включает в себя
широкий круг лиц, и все
В связи
со сложностью и наибольшей
опасностью двух последних
Итак, в
данном параграфе мы
Дали определение религиозным преступлениям с разных точек зрения, определились с кругом деяний, входящим в данную категорию преступлений.
Кроме
этого рассмотрели особенности
личности преступника
И, наконец, выделили основные
группы религиозной
• преступность в сфере нарушения прав граждан о свободе совести и вероисповедания;
• общеуголовная преступность по мотивам религиозной ненависти или вражды;
• преступность членов религиозных тоталитарных сект;
• преступность экстремистской направленности;
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное
влияние религиозной среды на отдельные
формы преступной деятельности: религиозный
экстремизм, нетрадиционные религиозные
организации, посягающие на личность и
права граждан (секты)
Как уже отмечалось, религиозная среда обладает как криминогенным, так и антикриминогенным потенциалом. Криминогенное влияние религиозной среды, в первую очередь, проявляется в появлении и развитии религиозной преступности, со всеми вытекающими негативными последствиями как для общества, так и для государства в целом.
Наиболее
опасным и всеобъемлющим
На сегодняшний
день деструктивные секты
Увеличение количества
правонарушений со стороны
Ритуальные
убийства, истязания, похищение людей,
доведение до самоубийства, надругательство
и осквернение могил,
Таким
образом, деятельность
В этой связи, можно говорить
о криминогенном влиянии
Религиозный экстремизм является одной из форм экстремизма. Однако законодательного определения данного понятия не существует. Поэтому среди специалистов понятие религиозный экстремизм трактуется по разному.
В.А. Бурковская определяет религиозный экстремизм как целостную систему общественно опасных деяний, направленных на формирование и распространение любыми способами религиозных идей, произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным или светским идеям, а так же на реализацию этих идей уголовно наказуемыми способами.88
В.Н. Вдович, рассматривая религиозный экстремизм как юридическую категорию, предлагает свое определение: «религиозный экстремизм – это феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестким противоборством в рамках одной или нескольких конфессий, ведущий к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом.89
Таким
образом, большинство ученых, занимающихся
изучением данной проблемы, характеризуют
религиозный экстремизм как
Как уже было отмечено выше, наиболее ярко признаки религиозного экстремизма нашли свое отражение в деятельности так называемых деструктивных религиозных организациях.
Под
деструктивными религиозными
• разрушает гармоничное духовное и психическое состояние личности, устоявшиеся традиции и культуру, социальные нормы и общество в целом;
• практикует скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью индивидов без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости;
• стремиться посредством подчинения приверженцев культа к незаконной власти и личному обогощению.90
Ю.В. Латов среди основных черт деструктивных религиозных организаций выделял:
1) внутреннюю деструктивность (разрушительность по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности);
2) внешнюю деструктивность (разрушение общественных устоев, сложившихся социальных структур, культуры, порядка и общества в целом).91
По разным подсчетам исследователей, в мире существует от несколько сотен до несколько тысяч религиозных сект разного толка, так или иначе противоборствующие с законом. Массовое проникновение тоталитарных сект в современную жизнь можно рассматривать как глобальное негативное явление, оказывающее влияние на жизнь отдельно взятого государства и мирового сообщества в целом.
Россия
на протяжении всего
Распространение квазирелигиозных учений в конце 20 – начале 21 в.в. имеет множество причин. Среди них на первый план выходит характерная для нашего времени духовная опустошенность, отсутствие смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственности, социальных ориентиров как результат заполнения общественного сознания самыми противоречивыми взглядами: оккультизма, черной и белой магией, шаманства, астральных воздействий и др.92
По некоторым данным, на территории
России действует около 700 деструктивных
и оккультных образований,
Как мы видим, организаций