Детский праздник как средство воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель –Воспитать ребенка через какого то праздника.
Следующие задачи: поставленные для достижения цели:
- дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;
- познакомить с целями, задачами и содержанием праздников и досугов.
- рассказать об организации и планировании праздника, варианты его проведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Гава I . Теоретические основы изучения детского праздника.
1.1. Понятие «Детский праздник»…………………………………………….….7
1.2. Особенности детского праздника…..……………………………………...10
Глава 2. Детский праздник в условиях Дошкольном учреждении.
2.1. Виды детских праздников в Дошкольном учреждении………………….15
2.2. Воспитательный потенциал детского праздника в Дошкольном учреждении……………………………………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тайгана детский праздгик.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Как известно, в подростковом возрасте ведущее место занимает игровая деятельность. Праздник и игра тесно связаны друг с другом. Зрелищно-игровые формы проведения досуга детей направлены на формирование их адекватной самооценки, самореализацию. Удовлетворение потребности в общении, коллективных взаимоотношениях. Игра – важная форма креативной деятельности детей и подростков. В игре подросток является и зрителем, и организатором, и исполнителем. В игровой деятельности детей становится очевидной «разумная снисходительность». Никто не смеет критиковать подростка за недостаток необходимых сил, а создается поле взаимного понимания и поддержки. В игре дети учатся быть честными, терпеливыми, волевыми. 
Как педагогическое явление детский праздник многовариативен и многозначен. Среди разнообразных функций праздника ученые выделяют: компенсаторную, регулятивную, коммуникативную, воспитательную и др. функции.  
Детский праздник – самый яркий момент в жизни детей и подростков. Он выступает важным социально-культурным фактором, сильным средством педагогического воздействия, духовного обогащения детей. На основе добровольности и инициативности детей проявляется их творческая самостоятельность и самореализация в сфере свободного времени. Детский праздник дает шанс всем детям для простора их индивидуального творчества. 
В условиях детского праздника дети и подростки могут развлечься, снять психическое и физическое напряжение. (По мнению Песталоцци, педагогическое творчество невозможно в состоянии беспокойства ребенка, его страха или иного неудобства в его жизнедеятельности.) Детский праздник является существенной защитой от стресса (4, С. 42-43). В восстановлении психофизических сил проявляется рекреационная функция праздника (2, С. 28). Праздник дает возможность всем детям пережить радость общения, самовыражения, раскрепощения, заслужить признание и одобрение сверстников, родителей, учителей, испытать собственную значимость. 
Многолетний опыт организации и проведения детских праздников свидетельствует о том, что участие в них детей и подростков является важным фактором «вхождения» в социум, особой формой социализации детей.

Знания, воплощенные в содержании сценария праздника, осваиваются и с помощью коммуникативной функции. В процессе его подготовки и проведения дети много общаются друг с другом, родителями, учителями. Суть праздника состоит в том, что он обращен ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности. Праздник «рождает» чувство общности, сопричастности к отмечаемому событию, межличностное общение. 
Очевидна в детских праздниках функция распространения знаний, формирования гражданских качеств, нравственных норм и ценностей (2, С. 28). Детские праздники расширяют кругозор личности, ее знания о нравственной культуре, способствуют выработке у подростков адекватной самооценки, «нового видения» объектов «идеальных действительностей» (Г.П. Щедровицкий), содействуют формированию эстетического вкуса и идеалов прекрасного. Наблюдения показывают, что в процессе организации и проведения детских праздников многие подростки получают эстетическое наслаждение и развиваются духовно. 
Участие детей в праздниках необходимо, так как они дают богатейшие возможности для развития их речи, приобретения опыта публичного выступления, который может пригодиться в будущей профессиональной деятельности. 
Невозможно выделить какие из функций праздника являются главными, какие второстепенными. Все они реализуются в целостности и диалектическом единстве. Праздники воспитывают, развлекают, обучают и социализируют детей. 
Собственный опыт организации и проведения детских праздников показывает, что преподавателю дополнительного образования нужна особая профессиональная подготовка. О должен иметь специальные знания, постоянно расширять знания в этой области, быть в курсе инновационных достижений, «видеть» проблемы в воспитании детей.  
Все вышесказанное приводит к убеждению: детский праздник является одной из постоянных сторон жизни   Дошкольных учреждений. Детский праздник – уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения (педагогов, детей и их родителей). Такие важные компоненты: «педагогика - праздник - дети - творчество» существуют в едином комплексе. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых — порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой  материал для дошкольников и  младших школьников. В 2-х частях: Учеб.-метод. пос.Ч.2:Осень золотая/Алпарова  Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П.-М.:ВЛАДОС, 2000.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман  А.В. Теория и методика музыкального  воспитания в детском саду. —  М, 1983.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное  развитие ребенка. — М., 1968.

4. Зимина А.Н. Инсценирование  песен на музыкальных занятиях  с детьми 4-7 лет: Практикум для  педагогов/Зимина А.Н.-М.:Гном-Пресс,1998.

5. Колодницкий Г.А. Музыкальные  игры, ритмические упражнения и  танцы для детей: Учебно-метод. пос./Колодницкий  Г.А.-М.:Гном-Пресс,2000.

6. Коренева Татьяна Фёдоровна  Музыкально-ритмические движения  для детей дошкольного и младшего  школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-

7. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. — М, 1981.

8. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. — М., 1983.

9. Науменко Г.М. Фольклорный  праздник в детском саду и  в школе: Песни, игры, загадки, театрализованные  представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс,2000.

10. Петрова В. Музыкальные  упражнения //Дошк. воспитание. — 2001. —  №4.

11. Русский фольклор: Хрестоматия  исследований для высших учеб. зав./Сост. Т.В.Зуева, Б.П. Кирдан.-М.: Флинта, Наука,1998.-

12. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. —  М., 2002.

13. Ходаковская Зинаида  Васильевна. Музыкальные праздники  для детей раннего возраста: Сб. сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий.

Воспитание- Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Праздник - День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь.

Кругозор- Объем интересов, знаний.

Потенциал- Величина, характеризующая запас энергии тела, находящегося в данной точке поля.

Реализация- (фр., realisation, от ново лат. realis действительный).

Сплав- Однородная смесь, образовавшаяся вследствие затвердения расплава двух или нескольких отдельных веществ.

Эстетика- (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наш веселый теремок - Утренник 8 Марта для детей младшей группы детского сада

Действующие лица: 
Дети:  
Мышка 
Лягушка 
Зайка 
Лиса 
Медведь 
Взрослый:  
Петрушка.

Зал оформлен как русская горница. Дети под веселую музыку входят в зал,встают полукругом. 
Ведущий. 
Дорогие гости — мамы, бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, спервым весенним праздником! А что это за праздник, нам сейчас расскажут дети. 
1-й ребенок. 
С праздником веселым 
И с концом зимы 
Дорогую маму 
Поздравляем мы. 
2-й ребенок. 
Никогда не будем 
Маму огорчать, 
По хозяйству маме 
Станем помогать.  
3-й ребенок. 
Чтобы наша мама, 
Кончив все дела, 
Вечером весенним 
Отдохнуть могла. 
4-й ребенок. 
Мы для мамы спляшем, 
Песенку споем, 
Мы поздравим маму нашу 
С женским днем.

Песня «Маму поздравляют малыши», стихи Л. Мирновой, музыка Т.Попатенко.

Ведущий. 
Мы здесь собрались неспроста. 
Сюда вы гляньте — красота! 
Обращаются к гостям. 
Дети для вас сами горницу убрали. 
Дорогие мамы и бабушки, будьте сегодня не только нашими гостями, но и хозяевами вместе со своими ребятишками в нашей горнице. Ведь ничто так не сближает, как хлебосольный стол и задушевный разговор.

Под русскую народную мелодию «Калинка» дети подходят к своим мамам ,бабушкам, проводят их на приготовленные места в горнице. Дети встают каждый напротив своей мамы, бабушки и исполняют песню. Песня «Мама в день 8-го Марта»,стихи М. Ивенсен, музыка Е. Тиличеевой. 
Милые мамы и бабушки, очень часто, начиная с пеленок, вы рассказываете своим малышам сказки. Но ведь сегодня ваш праздник, и поэтому сегодня ваши ребятишки для вас расскажут и покажут их любимую сказку «Теремок». 
За ступенькою ступенька — станет лесенка. 
Слово к слову ставь складненько — будет песенка. 
А колечко на колечко — будет вязочка, 
Сядь со мною на крылечко — будет сказочка. 
Все дети. 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Вот по полю, полю мышка бежит, 
У дверей остановилась и пищит. 
Мышка. 
Кто, кто в теремочке живет, 
Кто, кто в невысоком живет? 
Ведущий. 
Тишина. 
Будешь жить ты здесь одна. 
Но чтобы жить здесь, поживать, 
Стишок для мамы нужно рассказать.

Мышка рассказывает стихотворение про маму (по выбору воспитателя).

Все. 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Вот по полю лягушка бежит, 
У дверей остановилась и стучит. 
Лягушка. 
Кто, кто в теремочке живет? 
Кто, кто в невысоком живет? 
Мышка. 
Я — мышка-норушка. 
А ты кто? 
Лягушка. 
А я — лягушка-квакушка. 
Пусти меня к себе жить. 
Ведущий. 
Чтобы в теремок войти, 
Маме поздравленье прочти.

Лягушка читает стихотворение по выбору воспитателя, заходит втеремок. 
 
Мышка. 
Будем жить да поживать и ребяток приглашаем вместе с нами поиграть.

Игра «Мамины помощники». На одном конце зала — 2 обруча на некотором расстоянии друг от друга, в них по 5—6 одинаковых предметов (мамины покупки).Вызывают 2 детей. Каждый должен сложить «покупки» из своего обруча в корзинку, перенести и разложить их на столе, который стоит на другом конце зала, напротив обруча. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее. 
 
Все. 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Вот по полю, полю зайчик бежит, 
У дверей остановился и стучит. 
Заяц. 
- Кто, кто в теремочке живет? 
Кто, кто в невысоком живет? 
Мышка. 
Я мышка-норушка. 
Лягушка. 
Я лягушка-квакушка. 
Мышка и Лягушка. 
А ты кто? 
Зайчик. 
Я зайчик-побегайчик. 
Пустите меня в теремок жить. 
Ведущий. 
Чтоб в теремочке нашем поживать, 
Стихи о бабушке надо рассказать.

Заяц рассказывает стихотворение о бабушке (по выбору воспитателя).Все дети поют песню. Песня «Вот какая бабушка», стихи Ю. Островского, музыка Е.Тиличеевой. Заяц заходит в теремок. 
 
Все. 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Вот по полю, полю лисонька бежит, 
У дверей остановилась и стучит. 
Лиса. 
Кто, кто в теремочке живет? 
Кто, кто в невысоком живет? 
Мышка. 
Я мышка-норушка. 
Лягушка. 
Я лягушка-квакушка. 
Заяц. 
Я зайка-побегайка. 
Мышка, Лягушка, Заяц. 
А ты кто? 
Лиса. 
А я лиса — всему лесу краса. 
Пустите меня в теремок жить. 
Ведущий. 
Ты стишок к 8 Марта Нам скорее расскажи, 
Чтобы было всем приятно! И с зверюшками дружи.

Лиса рассказывает стихотворение о 8 Марта (по выбору воспитателя),поселяется в теремке. 
 
Ведущий. 
Стали жить уж вчетвером 
В теремочке небольшом. 
Пляшут, песенки поют 
И гостей, конечно, ждут. 
Пусть наш праздник станет краше, 
Вместе с мамами попляшем.

Песня-пляска «Калинка», обработка Т.Ломовой, слова и движения В.Петровой. Исполняется вместе с мамами и бабушками. 
 
Все. 
Стоит в поле теремок, теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Вот по полю, полю мишка бежит, 
У дверей остановился и стучит. 
Медведь. 
Кто, кто в теремочке живет? 
Кто, кто в невысоком живет? 
Мышка. 
Я мышка-норушка. 
Лягушка. 
Я лягушка-квакушка. 
Заяц. 
Я зайчик-побегайчик. 
Лиса. 
Я лиса — всему лесу краса. 
Все (вместе). 
А ты кто? 
Медведь. 
А я мишка-шалунишка. 
Пустите меня в теремок жить. 
Ведущий. 
В теремок ты не спеши, 
Гостей поздравь ты от души.

Медведь читает праздничное стихотворение по выбору воспитателя. 
 
Ведущий. 
Мишка, тебя ребята знают, 
Но в дом не приглашают. 
Теремок ты им сломаешь, 
Разве сам не понимаешь? 
Теремок наш очень мал, 
Ну а ты большим уж стал. 
Никого не обижай, 
Лучше с нами поиграй.

Проводится игра «Кто быстрее наденет юбочку и косыночку». Играют одновременно 2—3 ребенка. 
 
Ведущий. 
Все зверята подружились. 
Вот как в сказке получилось. 
Тут и сказочке конец,  
А кто слушал — молодец!

Под русскую народную мелодию «Из-под дуба» вбегает Петрушка с бубном в руках. 
 
Петрушка. 
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Как у вас красиво и уютно! Какие все нарядные и веселые. Сразу видно — праздник сегодня. А я Петрушка —развеселая игрушка, тоже люблю веселиться, играть, танцевать. И принес вам разноцветные платочки. 
Вы скорей ко мне бегите 
И платочки получите. 
Мы платочками помашем, 
С ними весело попляшем.

Исполняется песня «Платочек» (украинская народная песня в обработке Л. Ревуцкого). 
 
Петрушка. 
Я веселый озорник, 
Я проказник и шутник. 
Рассмешить я всех хочу 
И игре вас научу.

Игра с сосками. Желающие встают у черты и по очереди выплевывают соску — кто дальше. Потом могут посоревноваться мамы. 
Петрушка. 
Вы Петрушку поддержите 
И со мною попляшите.

Свободная пляска детей, гостей под любую задорную русскую народную мелодию. 
Петрушка. 
Повеселились от души! 
Ну что ж, прощайте малыши. 
Прощается, уходит. 
Ведущий. 
Какой же праздник без подарков и угощения? Дорогие гости, ваши малышиочень старались, трудились и приготовили для вас маленькие сувениры.

Дети дарят мамам и бабушкам сувениры, сделанные своими руками. Ведущий.

А теперь милости просим к нашему самовару да сладкому угощению.



 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сценарий на праздник осени для старшей группы детского сада - Если б Осень потерялась.

Дети и ведущая под музыку заходят в зал.  
Дети рассказывают перекличку.

1. Вдаль убежало горячее  лето,  
Тёплые дни растворяются где-то,  
Где-то остались лучи золотые,  
Тёплые волны остались морские!

2. Где-то остались леса  и дубравы,  
Ягоды, фрукты, деревья и травы.  
Ну, а теперь – только листья желтеют  
И опадают, как только умеют!

3. Дождь золотой по  аллее гуляет,  
Дождь голубой мне в окно ударяет –  
Осень струится по лужам и стёклам,  
Улица наша уже вся промокла!

4. Мокнут деревья, и мокнут  машины,  
И светофоры, и магазины!  
Дождь напевает нам песню свою,  
Я вам тихонько её пропою!

Дети поют песню «Осень» /доп. 1/, потом садятся на места.

Ребёнок:  
Если б Осень потерялась,  
Чтобы лето нам осталось,  
Чтобы сразу в зиму – прыг  
За один могли б мы миг!

Под музыку появляется Злой Волшебник (переодетый взрослый).

Волшебник: 
Я – Волшебник Злой, могучий.  
Соберу сейчас я тучи,  
Всю осеннюю листву  
Я с собою заберу!  
Не хотите Осень, дети?  
Так не быть же ей на свете!  
Будет сразу вам – зима!  
Холод, лёд и снега – тьма!

Волшебник под музыку и свист исчезает.  
Дети поют и танцуют Осенний хоровод /доп. 2/, садятся на места.

Выходит Белочка.

Белочка:  
Как из лета в зиму сразу?  
Не успела я запасы  
Так в дупло себе собрать!  
Что, придётся голодать?

Белочка уходит. Выходит Зайчик.

Зайчик:  
Пред зимою я линяю –  
Шубку серую меняю,  
А теперь меня Лисица  
Быстро словит! Не годится!

Зайчик уходит. Выходит Медведь.

Медведь:  
Время спать, а мне не спится!  
Это просто не годится!  
Не готов ко сну Медведь…  
Хоть бы лечь и захрапеть!

Медведь уходит. Выходит Свинья.

Свинья:  
Не собрали урожай,  
И теперь – Свинью давай!  
Что, съедят меня, раз пусто,  
Ни картошки, ни капусты!

Свинья, плача, уходит. Вылетает Сорока.

Сорока:  
Хоть спешит к нам Дед Мороз,  
Опечален он до слёз:  
Не успел найти подарки,  
Хоть подарков и не жалко,  
Но мешок он не собрал,  
А спешит уже на бал!

Сорока улетает. Выходят Мальчик и Девочка.

Девочка:  
Да и мы ведь не готовы,  
Танцев мы не знаем новых,  
Нам без Осени нельзя!  
Что подскажете, друзья?  
Мальчик: Осень ждём, вернись скорей,  
В тёплый круг своих друзей!  
Ну-ка, песенка, звучи!  
Ну-ка, Осень, приходи!

Дети поют песню «Золотая корона» /доп. 3/.

Интересный нам стишок?

Дети по очереди рассказывают стихи про Осень. Под музыку входит Осень, поёт «Песню Осени» /доп. 4/.

Песня Осени  
Если кто меня спросит,  
Я – тихая Осень,  
В листопаде я таю  
И дождём поливаю.

Я хожу за туманом  
По полям и дубравам,  
И краснеет калина  
На кустах и рябина.

Я плодами богата,  
Я пришла к вам, ребята,  
Чтоб вы знали – кто осень,  
Если вдруг кто-то спросит!

Осень:  
Вы меня освободили  
И на место возвратили:  
Между летом и зимой  
Вновь вернулась я домой,  
В настроении чудесном  
От друзей своих прелестных!  
Будем дружно поживать,  
Будем весело играть!

Осень играет с детьми в игру «Кто быстрей?». Для этой игры нужно иметь музыкальный молоточек или погремушку. Ставится стульчик, выбирается два ребёнка. На стульчике – муз. молоточек (или погремушка). По сигналу дети под музыку должны оббежать круг (дети бегут в разные стороны) и тот, кто первый прибежит, ударяет музыкальным молоточком по стульчику. Если кто-то толкается и срезает круг, победе достаётся противнику.

Ребёнок:  
В пары станем мы легко  
Да подпрыгнем высоко,  
Да станцуем веселей,  
Становись-ка, поживей!

Дети танцуют «Польку» /доп. 5/, садятся на места.

Осень:  
Будет дождик тихо капать,  
Будут листья сверху падать,  
Только грусти – не бывать,  
Нам пора уже играть!

Дети играют в игру-эстафету «Сварим суп и компот». Участвуют две команды.  
Каждая команда получает по набору игрушечных овощей и фруктов и две кастрюли.  
Необходимо распределить овощи в одну кастрюлю (для супа), а фрукты – в другу (для компота). Главное в этой игре – не скорость, а внимание.

Осень:  
Ухожу, но я вернусь,  
Ведь друзьям я пригожусь!  
Урожаем награжу,  
Щедро всех я угощу!

Осень раздаёт детям подарки и по

 

 

 


Информация о работе Детский праздник как средство воспитание