Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
Зарождение кыргызского
Живопись
Профессиональное
Творчество художников первого поколения
настолько важно и плодотворно в истории
изобразительного искусства Кыргызстана,
что его можно назвать классическим.
Довоенный период в истории живописи Кыргызстана
характеризуется усиленной учебой, серьезным
интересом к этюдной работе. Первые тематические
картины явились, по существу, лишь пробой
сил. Несмотря на несовершенство этих
произведений, художники считали тематическую
картину целью своего творчества.
Основную роль в творческой ориентации
кыргызских художников тех лет сыграл
С.А. Чуйков.
Художник, обладающий выдающимся талантом,
интеллектом и знаниями, он поставил перед
собой задачу, решение которой под силу
великому первопроходцу-учителю: создать
национальную школу изобразительного
искусства, найти учеников - талантливых
художников из числа кыргызской молодежи,
объединить их в творческий союз, открыть
музей. Со всем этим Чуйков справился блестяще
- школа изобразительного искусства Кыргызстана
признана во всем художественном мире.
Творчество Семена Афанасьевича Чуйкова
(1902-1980) тесно связано с Кыргызстаном, его
людьми, его величавой и прекрасной природой.
Человек яркого дарования, он уже в 1930-1940-е
годы создал ряд прекрасных работ: "Охотник
с беркутом", "Портрет Калыка Акиева",
"Киргизское восстание против царизма
в 1916 году", "Токтогул среди народа".
Одним из лучших пейзажей Чуйкова является
"Осенний джайлоо" (1945). В послевоенные
годы художник создал свою знаменитую
серию "Киргизская колхозная сюита",
которая явилась заметным явлением художественной
жизни страны. Большую популярность приобрела
картина "Дочь Советской Киргизии",
в которой увидели своеобразную символику
преображенного Востока. Выдающимся произведением
является полотно "Прикосновение к
вечности", представляющее собой серьезные
и глубокие размышления художника о смысле
жизни, о единении человека с природой,
о вечности земли, на которой он живет.
Интересную и важную страницу в истории
изобразительного искусства Кыргызстана
занимает творчество Владимира Витальевича
Образцова (1891-1934). Наследие этого художника
невелико: в собрании музея находятся
все его сохранившиеся работы - всего 17
картин. Художник, тяготевший к символике,
обладающий даром видеть в незначительном
сюжете важное не только для себя, но и
для тогдашней Киргизии, он создал замечательные
произведения - "Возвращение из Красной
Армии", "Заговор", "Слушают радио",
"Женщина у юрты".
Большое место в изобразительном искусстве
республики занимает творчество первых
национальных живописцев - Г. Айтиева и
С. Акылбекова.
Многое в судьбах этих двух выдающихся
художников общее. Почти ровесники, к изобразительному
искусству, к живописи они пришли одновременно.
Гапар Айтиев (1912-1984) в 1932 году окончил
Кыргызский институт просвещения, затем
преподавал в Джалал-Абадском педагогическом
техникуме. Там же он познакомился с С.
Акылбековым. Вместе они в 1934 году приехали
во Фрунзе, решив стать художниками. В
1935 году Айтиев поступает в Московское
художественное училище Памяти 1905 года,
где в то время ведущими преподавателями
были Н.П. Крымов и П.И. Петровичев. Немного
позже там же начинает учиться и Акылбеков.
Творческое лицо Г. Айтиева определилось
довольно рано. По его ранним этюдам уже
можно угадать будущего большого мастера
пейзажа, портрета, жанровой картины. Пейзажи
и жанровые картины построены просто,
написаны изящно, с тонким ощущением пространственной
и колористической цельности. Во второй
половине 1960-х годов Айтиев написал пейзажи,
условно объединенные в серию "Земля
кыргызская". Пейзажными образами художник
рассказал о той среде, в которой протекает
жизнь кыргызского народа ("Осень на
юге Киргизии", "Осень в Чуйской долине",
"Старый кыштак", "Тандыр в поле").
Сабырбек Акылбеков (1914-1968) по складу своего
дарования лирик. И ранние его этюды, и
последующие большие тематические и пейзажные
полотна написаны вдохновенно, тонко,
мастерски ("На полях Киргизии", "Завод
домостроения").
В 1930-е годы в Кыргызстан приехала большая
группа художников, внесших значительный
вклад в формирование кыргызского изобразительного
искусства. Приехали также выдающиеся
венгерские художники Бела Уитц и Ласло
Месарош, эмигрировавшие из хортистской
Венгрии. Стали работать А.И. Игнатьев,
И.П. Гальченко, Л.Ф. Деймант и другие.
Александр Илларионович Игнатьев (1906-1998),
работающий в Кыргызстане с 1930-х годов,
с начала 1960-х увлекся большой темой - строительством
на реке Нарын высокогорной Токтогульской
ГЭС, создав ряд интересных полотен ("Висят
мосты над Нарыном").
К концу 1930-х годов Кыргызстан уже располагал
значительными художественными силами,
о чем свидетельствовали и ежегодные художественные
выставки, и успех, выпавший на долю кыргызского
искусства в 1939 году в Москве. Именно к
этому времени были заложены основы национальной
художественной школы.
С 1940-х годов в Кыргызстане начинает работать
группа приехавших художников, среди них
- Л.А. Ильина, А.Н. Михалев, Ф.М. Стукошин,
Д.Н. Флекман.
В послевоенные годы много и разнообразно
работают художники старшего поколения,
посвятив свое творчество темам истории,
быта, культуры Кыргызстана (А. Михалев
"Старая уличка в Рыбачьем", Ф. Стукошин
"На току", Д. Флекман "Ибрай Туманов",
В. Тюрин "Уйчу").
До середины 1950-х годов ведущим видом изобразительного
искусства в Кыргызстане была живопись,
хотя еще в конце 1930-х появились графика
и скульптура. Старшее поколение кыргызских
живописцев (Чуйков, Образцов, Айтиев,
Акылбеков, Игнатьев) сыграло основополагающую
роль в становлении самостоятельной живописной
школы. Кыргызское изобразительное искусство
при своем возникновении впитало в себя
как необходимость основные теоретические
положения мирового прогрессивного и,
прежде всего, русского реалистического
искусства - демократизм и гуманность,
творческое отношение к проблемам художественной
формы.
Заметный перелом в искусстве Кыргызстана
наступил в 1950-х годах. В эти годы в Киргизию
возвращается группа кыргызских художников,
получивших образование в Москве и Ленинграде
- Д. Кожахметов, К. Керимбеков. А. Усубалиев.
В живописи не ослабевает интерес к тематической
картине, которая интересна и важна для
художников.
Джакуль Кожахметов (1921-1975) сложился как
мастер сюжетно-исторической композиции
("В отряд к Фрунзе").
Кульчоро Керимбеков (1922-1989) - мастер пейзажной
композиции, нередко сочетающейся с жанровыми
мотивами ("Вечер на Иссык-Куле").
Свое слово в портрете сказал Алтымыш
Усубалиев (1930-1971), создавший большую галерею
лучших людей Кыргызстана - писателей,
ученых, врачей, музыкантов, артистов,
художников. Одним из лучших является
портрет народного артиста СССР дирижера
и композитора К. Молдобасанова, решенный
в лучших традициях русского реалистического
портрета.
Искусство 1960-х годов получило дальнейшее
развитие с приходом молодых, одаренных
художников - Д. Уметова, А. Даирова, С. Чокморова,
А. Каменского, С. Бакашева, Б. Джумабаева,
А. Осмонова, А. Воронина, Н. Евдокимова,
Т. Койчиева, Т. Герцена, М. Мукамбетова,
В. Буторина. Они очень разные - и художники,
и их произведения. Многие из них тяготеют
к монументальности, к обобщению, других
привлекает лиричность. Тематические
композиции художников этого поколения
сюжетно перекликаются с работами художников
старшего поколения.
Широко, панорамно видят природу Д. Уметов
("Свежее утро"), А. Каменский ("Кара-Баткак.
Гляциологи"), А. Даиров ("Маманские
просторы"). Лиричны по настроению и
нежны по колориту пейзажи Т. Койчиева
("Пейзаж с купальщицами"). Сюжетами
и колористическим решением интересно
творчество Б. Джумабаева ("Сын", "Летом").
Прекрасны натюрморты Д. Игнатьевой, пейзажи
С. Чокморова и В. Буторина.
В эти же годы сложилась самобытная живописная
школа в Оше, имеющая свои тонкие отличия
от столичной. А. Асранкулов, А. Бейшенов,
Б. Джалиев - ведущие мастера Южного Кыргызстана.
Творчество художников, пришедших в искусство
в конце 1960-х годов, привлекает большим
разнообразием тем, творческих методов,
своеобразным видением мира. Художников
интересует создание сложного художественного
образа, который выражает их эстетическое
кредо и мировоззрение. Они заявили о себе
уже с достаточной определенностью. Их
творчество тесно связано со всей художественной
культурой республики - литературой, изобразительным
искусством, кинематографией.
Новаторством отличается творчество М.
Акынбекова, С. Айтиева, Дж. Джумабаева,
Ж. Кадыралиева, Д. Молдахматова, М. Бекджанова,
В. Герасимова, П. Куринских.
Художники, начавшие свой творческий путь
в 1980-1990-х годах, в большинстве случаев
остаются верными реалистическим традициям,
хотя многие из них начинали в духе авангардизма,
выражая тем самым скорее противостояние
устоявшимся художественным формам в
подходе к традиционным сюжетам и мотивам,
чем демонстрацию новых творческих идей.
В своих произведениях С. Токталиев, К.
Беков, Ж. Жакыпов, Э. Салиев, Т. Огобаев,
Д. Нургазиев, Ю. Нурматов, А. Байгазиев
выразили личное отношение к истории и
современности, по-своему решая эстетические
и художественные задачи. ( Э. Токталиев
"Саякбай", Д. Нургазиев "Стены,
стены...", К. Беков "Переселение",
Т. Огобаев "Седьмая песня", "Время
летних каникул", Ж. Жакыпов "Жертвоприношение",
Вечер на джайлоо", "Древняя песня",
Э. Салиев "Мал-базар").
Графика
Графика в Кыргызстане возникла
в 1920-х годах в виде иллюстраций
в периодической печати. В 1930-х
в республике начали творческую деятельность
А.А. Сгибнев, Л.А. Ильина, А.Н. Михалев, заложившие
здесь основы графического искусства.
В послевоенные годы также успешно работают
Л.Г. Трусковский, И.А. Белевич, Е.Ф. Ефременко.
Расцвет графики в Кыргызстане приходится
на 50-60-е годы. В это время рядом с художниками
старшего поколения начинают творческую
деятельность А.С. Осташев, М. Оморкулов,
А.Л. Шубин, В.Г. Рогачев, Р.Б. Нудель, Т.Т.
Герцен, Н.Е. Евдокимов, Е.Г. Кузовкин. В
конце 1960-х годов в графике начинают работать
Б. Джумабаев, Дж. Джумабаев, М. Ахмедов,
Б. Кошоев.
Главное место в графике Кыргызстана принадлежит
Лидии Александровне Ильиной (1915-1994), замечательному
мастеру гравюры, народному художнику
Кыргызской Республики, лауреату Государственной
премии СССР.
Ильина приехала в Кыргызстан вместе с
А.Н. Михалевым по окончании Института
изобразительных искусств в 1939 году. Ученики
В.А. Фаворского, П.Л. Павлинова, М.С. Родионова,
они очень много сделали для развития
в республике книжной иллюстрации и станковой
гравюры.
Творчеству Ильиной кыргызская графика
во многом обязана своими успехами. Ильина
- художник яркой индивидуальности со
сложившимся кругом тем и самобытным почерком.
Ильину всегда интересовали и волновали
темы, посвященные кыргызской женщине
- матери, труженице, общественному деятелю.
Тема материнства, женского счастья наиболее
глубоко решена в ее монументальной серии
"Материнство". Известна Ильина и
как иллюстратор книг, мастер экслибриса.
Сегодня для кыргызской графики характерно
широкое распространение всех видов графического
искусства - ксилографии, литографии, гравюры
на линолеуме и картоне, офорта, акварели
и рисунка.
Самобытны по решению, лиричны на эмоциональному
настрою работы А.А. Сгибнева (1912-1986). Его
многочисленные серии, сюиты, отдельные
листы посвящены истории Кыргызстана,
ее людям и природе.
В акварели больших успехов достигли художники
У. Ахунов, Р.Б. Нудель, М. Оморкулов.
Заметный вклад в развитие кыргызской
графики внес А.С. Осташев (род. 1929), художник
глубоко реалистического плана с четко
выраженным интересом к социальной проблематике
искусства.
Из художников-"шестидесятников"
особой одаренностью отличались Е. Кузовкин
и Б. Джумабаев.
Интерес к образному решению тем и к декоративным
возможностям той или иной графической
техники свойствен творчеству многих
художников. Интересно работают Н.Е. Евдокимов,
Т.Т. Герцен, Б. Джумабаев, Е.Г. Кузовкин,
М. Ахмедов, А. Турумбеков, Т. Курманов,
Ю. Шыгаев, Н. Иманалиева, Г. Мусабай, А.
Биймырзаев, К. Давлетов, А. Момуналиев,
А. Шведов, З. Короткова.
Творческие интересы Теодора Теодоровича
Герцена (род. 1935) очень разнообразны. Он
известен как художник книги, серьезный
и вдумчивый иллюстратор, художник-монументалист,
автор пастельных и масляных пейзажей,
портретов, натюрмортов, циклов и серий
гравюр. Знаменитым Герцен стал своими
иллюстрациями к эпосу "Манас" - циклом
замечательных линогравюр, над которым
художник работал много лет, изучая историю
кыргызов, их духовную и материальную
культуру, уходящую вглубь веков. Он выполнил
к этому изданию 200 гравюр.
Скульптура
Скульптура в Кыргызстане
Возникновение скульптуры в Кыргызстане
связано с именем выдающегося венгерского
скульптора Ласло Месароша, приехавшего
во Фрунзе в 1936 году.
Ласло Месарош (1905-1938) основал здесь первую
в Средней Азии скульптурную студию. Он
работал не только как ваятель, но и как
архитектор и декоратор. За время пребывания
в Кыргызстане он исполнил ряд произведений,
занимающих заметное место в его творчестве
и в искусстве Кыргызстана. В КНМИИ имени
Г. Айтиева хранится 9 скульптурных портретов
и рельеф "Стахановский забой", выполненных
в 1936-1937 годах.
Позже, в 1939 году, во Фрунзе приезжает Ольга
Максимилиановна Мануилова (1893-1984), учившаяся
в Московском Училище живописи, ваяния
и зодчества и в Мюнхене, в мастерской
профессора Швегерле. Работая в традициях
русской реалистической школы, Мануилова
создала ряд интересных композиций, портретов,
миниатюрных и монументальных произведений.
Скульптурный портрет "Голова молодого
киргиза" среди ее станковых работ занимает
ведущее место. Удачно найденный типаж
прекрасно сочетается с пластическим
решением портрета.
С 1960-х годов в Кыргызстане начинает работать
группа скульпторов: Т. Садыков, З. Хабибулин,
В Шестопал, А. Мухутдинов, Д. Хеидзе, позднее
- медальеры А. Соловьев и В. Копотев.
Если зарождение кыргызской скульптуры
связано с именем Л. Месароша, то становление
ее - с именем Т. Садыкова, которого можно
назвать создателем национальной скульптурной
школы - не только творчеством, но и деятельностью,
связанной с привлечением кыргызской
молодежи к искусству ваяния. Он - организатор
детской художественной школы, училища
и Академии художеств с аспирантурой при
ней, уделивший особое внимание подготовке
скульпторов.
Тургунбай Садыков (род.1935), ученик С.Т.
Коненкова и Е.Ф. Белашовой, начал свою
творческую деятельность с жанровых работ
("Пастушок"). Позднее он перешел к
портретам своих современников, увлекался
каменными изваяниями, до сих пор встречающимися
по территории Кыргызстана, создав серию
"Камни веков", а затем стал работать
над монументальными композициями, украсившими
столицу Кыргызстана.
Выпускник ленинградской Академии художеств
Заур Александрович Хабибулин (1937-1988) со
времени приезда в Кыргызстан в 1966 году
создал большое количество портретов,
композиций, работал как монументалист.
В большинстве своем его композиции привлекают
интересным пластическим решением, обработкой
материала, добрым отношением к своим
моделям, юмором, пониманием сути облика
и внутреннего мира изображаемых персонажей
("Старик", "Каменский", "Гапар
Айтиев").
Скульпторы Альбек Мухутдинов (1936-1990) и
Виктор Арнольдович Шестопал (род. 1935)
в начале своего творческого пути были
близки друг другу творческими поисками
в выборе тем, и потому вначале ряд работ
был выполнен ими вместе, среди которых
выделяется тематическая композиция "20-е
годы". Позже они работают каждый самостоятельно,
создавая портреты, сюжетные композиции,
работая в монументальной скульптуре.
Медальерное искусство достигло своего
совершенства в 60-70-х годах в творчестве
Анатолия Николаевича Соловьева (1944-1987)
и Вячеслава Викторовича Копотева (род.
1942). Оба художника придавали большое значение
содержанию медалей и плакеток, сюжетам,
тематике - войны и мира, истории, фольклору,
искусству и культуре, проблемам охраны
памятников, деятелям мировой культуры
и науки.
Удивительная по красоте природа Кыргызстана,
ее история, культура, народ вдохновляли
и продолжают вдохновлять художников
разных поколений, личных пристрастий
к различным видам и жанрам изобразительного
искусства, достигнувших огромных успехов
в творчестве. Для художников Кыргызстана
характерны ясное реалистическое видение
мира, интерес и уважение к лучшим традициям
национальной художественной школы, знание
мировой художественной культуры.
Т. Попова,
зав. отделом живописи КНМИИ им. Г. Айтиева.