Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

1.Культурология  как наука и  учебная дисциплина. Предмет, метод  и задачи курса  культурологии.

   Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального  и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую  функцию и модель человеческого бытия.

   Позитивной  чертой неоэволюционистской концепции  Уайта является стремление обосновать характер культуры.

   В книге «Наука о культуре» (1949) Уайт ввел в научный обиход понятие  «культурология», которое органически  вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук.

   Уайт  определил различие между социологией  и культурологией: социология - наука  о взаимодействии человеческих индивидов  и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает  не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

   В России культурология связана с  искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

   Объект  и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных  субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.

   Профессиональными задачами специалиста, работающего  в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

 Предмет культурологи:

   1.Исследование  процессов создания и приобщения  к миру абсолютных ценностей; 

   2.Исследование  общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

   3.Исследования  содержания и форм феноменов  культуры, их пространственно-временные  взаимосвязи. 

   4.Исследования  культуры как одной из технологий  самоорганизации общества.

   5.Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

   Методы  культурологи:

   1.Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной  культуры в хронологической последовательности.

   2.Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

   3.Сравнительный  - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства.

   4.Археологический  - совокупность материальных предметов,  добытых в результате раскопок.

   5.Типологический - метод предполагает изучение  структур системы культуры путем  восхождения от абстрактного  к конкретному и выявления  на этой основе типологической  близости и историко-культурного  процесса.

   6.Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв.

   7.Семиотический  - метод, основанный на учении  о знаках, позволяет изучить знаковую  структуру (систему) текста или  любого другого культурного объекта.

   8.Психологический  - подход, который ориентирует исследователя  на изучение субъективных механизмов  деятельности культуры, индивидуальных  качеств, бессознательные психические  процессы.

   Задачи  культурологи:

   1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

   2. развитии способности и интереса  к творческой деятельности, потребности  в непрерывном самообразовании;

   3. привитии нравственных, этических  и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

 

2.Культурология  как комплекс разделов  научного знания.

   Культурология представляет собой комплекс отраслей или разделов научного знания. Принято выделять следующие подразделы:

   * теория  и методология культуры (философия  культуры, история культурологической  мысли);

   * история культуры (мировая художественная культура);

   * прикладная и эмпирическая культурология (социология культуры, антропология, культура массовых коммуникаций и т.д.).

   Первый  подраздел изучает процесс развития теоретических представлений о  культуре и ее закономерностях.

   В центре внимания второго подраздела находится реальный процесс преемственности  культурного развития различных эпох, стран и народов.

   Третий  подраздел имеет практический характер и находит широкое применение в различных областях регулирования  экономических, социальных, политических, этнических, религиозных отношений, а также в сфере организации  культурных акций.

   Учитывая  новые запросы к общественной значимости науки, самые серьезные  требования возникают перед науками  о культуре. И первый из этих императивов — это признание реальности, а не выявление идеала, действительного процесса, а не только духовного феномена, насколько значимым тот бы не представал в сфере «собственно» культурной.

   Современное человечество представляет собой совокупность различных социальных коллективов, исторической максимой которых до сих  пор является государство-нация. Народы, этносы, нации рассматриваются как главные действующие лица всемирной истории, как субъекты исторического процесса.

   Для того чтобы понять, что же такое  «народ», «этнос», «нация», какую роль они играют в человеческой истории, необходимо выявить их отношение  к тому, что принято называть «обществом». Совершенно бесспорно, что понятие «общество» является не менее важным для общественных наук, чем понятие «культура». Но при попытке его определений мы сталкиваемся с аналогичными трудностями, как и в случае определения «культуры».

   Термин  общество, как и культура, тесно связан с понятием цивилизация, которое также контекстуально, и можно убедиться, что в настоящее время под «цивилизацией» понимается — реже -тот или иной социально-исторический организм со всей присущей ему культурой (например, древнеиндийская цивилизация), либо — гораздо чаще — та или иная региональная система социальных организмов, обладающая общей культурой (греко-римская цивилизация).

   В сферу культурологии входит изучение культурных традиций и инноваций, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые.

   Конечно, в таком освещении культурология  может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: искусствоведение, социологию религии и идеологии, культурную психологию, теорию межкультурного взаимодействия и т.д. Из этого же комплекса черпают свои истоки культурная антропология, теория цивилизаций, теория модернизации и т.д. 

3.Основные  функции культурологи.

    Защитная  функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений -- орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии -- человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

    Креативная  функция. Вторая фундаментальная функция культуры -- преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio-- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

    Коммуникативная функция. Третья функция культуры -- коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура.

    Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign -- знак), буквально -- функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление -- в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

    Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы.

    Релаксационная  функция. Следующая функция культуры -- релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio -- ослабление) -- искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь.

    Праздники -- особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

    Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна  особая торжественность, ритмическая  и интонационная насыщенность. Средством  релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами. 

4.Культурология  в системе гуманитарного знания (культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и кульурная антропология, история культуры.

    Актуальность  возникновения культурологии обусловлена  возрастающей ролью гуманитарного  знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования.

    К. — область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории  культуры в процессе преодоления  классической модели культуры, отождествляющей  культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения К.

    В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

    В то время как Ф. к. осуществляет поиск  культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии