Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

    В целом К. как самостоятельная  философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

    Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры.

    С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру.

    При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния.

    Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его  помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

    В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    Культурантропология — одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся  совокупность знаний о человеке, включая  физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и “этнологию” в собственном смысле.

    Появление термина “этнология” (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить  о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием  жизни “диких народов”.

    Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды.

    Одним из первых исследователей, предпринявших  попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость  введения в научный оборот данного  термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

    Изучение  К. а. столь важно потому, что она  показывает, что теория культуры имеет  дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру.

    Теория  культуры должна опираться на большой  этнографический материал и иметь  прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение  различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии.

    Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический  мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов.

    П. к. изучает личность в ее функции  создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации  личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

    В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.  
 

5.Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

    Как теоретическая дисциплина К. изучает  культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и  принципов современного функционирования. Именно переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему.

    То  есть теоретическая К. исследует  культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность  понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет  ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры.

    Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые  ее генетически связывают с философией истории и философией культуры.

    Возможности К. в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.

    Но  только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

    Основы  К. как самостоятельной научной  дисциплины, в которой объект изучения — культура — не сводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского  ученого Лесли Уайта.

    Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием “культура”, реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить Т. к.

    Во  многом это зависит от решения  вопроса о соотношении К. как  науки теоретической и науки прикладной.

    В соответствии со сложившимися на сегодняшний  день представлениями, в культурологию  включают теорию культуры; историю  культуры (историческая культурология); прикладную культурологию, непосредственно  занимающуюся описанием и осмыслением культурной конкретики.

    Что сближает последнюю с социологией  культуры.

    В то же время необходимо отметить, К. п. в отличие от теоретической  находится в сфере единичного, а не всеобщего: 
она или непосредственно занята проблемами культурной конкретики, или использует общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных явлений, что предполагает и выработку соответствующих практик.

МЕТОДЫ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом. 
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны. 
3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 
4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций. 
5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 
6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 
7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:

1. Принцип  историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко - культурных процессов. 
2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.
 

6.Прблема  определения понятия  «культура».

    Термин "культура" издавна применяется  для обозначения того, что сделано  человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как  синоним общественного, искусственного. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

    Описательные  определения - это определения, которые  восходят в своей основе к определению  культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

    Исторические  определения подчеркивают роль традиций и социального наследия, доставшихся  современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества.

    Нормативные определения акцентируют значение принятых правил и норм, поэтому  культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

    Ценностные  определения - культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

    Психологические определения исходят из решения  человеком определенных проблем на психологическом уровне.

    Определения на базе теорий обучения: культура - это  поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

    Структурные определения выделяют важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных, связанных между собой признаков.

    Идеологические  определения указывают на культуру как на поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

    Символические определения: культура - это организация  различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая  в употреблении символов или зависящая  от этого.

    Каждая  из перечисленных групп определений  схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания «культуры».

    Понятие культуры может употребляться в  нескольких значениях. Во-первых, оно  может служить для обозначения  какой-либо конкретной культурно-исторической общности.

    Во-вторых, термин культура используется для обозначения  специфики жизненных форм отдельных  народов.

    В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная  по определённому принципу.

    Мы  можем говорить о целостности  культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во все времена и, несмотря на все различия природно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. 

7.Структура  и функции культуры.

   Культура  служит средством удовлетворения тех  или иных человеческих потребностей. Потребность -- это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность -- это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет, метод и задачи курса культурологии