Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
Первоначально слово «культура» имело следующие значения:
· выращивание чего-либо, обычно растений или животных;
· возделывание, обработка земли;
· почитание, поклонение, служение чему-нибудь.
Римский оратор и философ Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) использовал слово «культура» в переносном смысле: обработка, улучшение, возделывание, упорядочение души и ума.
Постепенно
латинское понятие «cultura», обозначавшее
нечто искусственно созданное, стало
противопоставляться понятию «
В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла (исключая сельскохозяйственное и естественнонаучное значения):
· абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
·
обозначение состояния
·
абстрактное указание на особенности
способа существования или
· абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.
Понятие культуры прошло длительный путь становления.
В
средневековом понимании
В
эпоху Возрождения формируется
новое представление о культуре
как о продукте свободной созидательной
активности человека, фиксируемой в
общественных явлениях и в фактах
духовного и материального
В эпоху Нового времени понятие культуры связывалось с качеством человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно может быть достигнуто только в процессе самовоспитания личности.
Как
самостоятельное явление
Итальянскому
мыслителю Д. Вико (1668-1744) и немецкому
просветителю И. Г. Гердеру (1744-1803) принадлежит
заслуга в разработке принципа историзма,
в соответствии с которым любое
культурное явление необходимо рассматривать
в контексте исторического
В
понимании И. Г. Гердера культура
– способ жизнедеятельности человека,
который формирует в нем
Родоначальник немецкой философии И. Кант (1724-1804) противопоставил «миру природы» «мир свободы» (культуру), который конструируется самим человеком. Таким образом, И. Кант определил культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще» и реализацию всех имеющихся задатков.
В трудах немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.
Немецкий
философ К. Маркс (1818-1883) впервые в
социогуманитарной науке в
В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).
Особая
роль в становлении культурологии
принадлежит исследованиям
1800-1860
гг. – этнографический. На этом
этапе был накоплен
1860-1895
гг. – эволюционистский. На этом
этапе в науке возникли первые
теории культуры, в которых осуществлялось
обобщение накопленного
1895-1925
гг. – исторический. На этом этапе
сформировались
В ходе интенсивных этнографических исследований XIX в. был сделан вывод о том, что культура включает в себя не высшие достижения общества, а смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей.
Основоположником
эволюционизма считается
Л. Уайт является представителем современного неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Все аспекты культуры выступают как отражение ее материально-технического состояния, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию орудий труда, развитию науки.
Диффузионизм – направление культурной антропологии, согласно которому различные социокультурные феномены или культуры вообще могут иметь общий источник, мигрировать, распространяться путем диффузии, а также накладываться друг на друга. Особое внимание диффузионизм уделял проблеме аккультурации – процессу взаимовлияния культур. Немецкий этнолог Ф. Гребнер разработал «теорию культурных кругов», в соответствии с которой все элементы культуры принадлежат определенным «культурным центрам» («кругам»), взаимодействуют между собой в географическом пространстве, распространяются путем миграции или смещения. Представителем диффузионизма можно считать немецкого этнографа Л. Фробениуса (1873-1938).
Основоположник функционального направления в культурологии английский ученый Б. Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Функция понималась им как удовлетворение потребности действия, в процессе которой люди объединяются. Б. Малиновский уделил немало внимания анализу возникновения и значения различных социальных институтов.
Английский
антрополог Р. Редклифф-Браун (1881-1955), другой
основоположник функциональной школы,
полагал, что необходимо рассматривать
любое социокультурное
Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) разработал понятие функции – соответствие того или иного социокультурного явления определенной потребности общества.
Значительное
место в современной
Таким образом, функционализм рассматривает культуру в качестве живого организма, т. е. целого, в котором различные связанные друг с другом органы выполняют определенные функции.
Американский
этнограф Ф. Боас (1858-1942) отрицал возможность
теоретических обобщений в
В рамках исторического направления сформировались теории циклических культур, автором которых стал в России Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – О. Шпенглер (1880-1936), в Англии – А. Тойнби (1889-1975), в США – П. Сорокин (1889-1968). Авторы теорий циклических культур считают, что единая мировая культура распадается на множество самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание, смерть.
Достижением
современной культурной антропологии
можно считать концепцию
В целом открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического изучения культуры к ее философскому осмыслению.
Необходимо отметить, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному пониманию культуры.
Таким образом, мы увидели, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.
Приступая к изучению культурологии, необходимо знать имена и труды всемирно известных авторов. Без этого нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, это многообразие частично отражено в лекции. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.
В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.
5.Философские концепции
существования и развития
Теперь же представим те концепции, которые прочно вошли в число наиболее популярных и существенных для современного состояния данной науки.
Ранее уже упоминалось имя
^ Фридриха Ницше (1844—1900). Принято
считать, что он является
Большое значение для
Концепцию Ницше многие