Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

Крупномасштабные  общественные работы (ирригация, строительство  культовых сооружений) требовали  централизации власти и управления, поэтому появляются государственные  образования. В Раннем и Древнем  царстве (XXXI–XXIII вв. до н.э.) фараон и  его приближенные выделяются из остального населения. Древневосточная деспотия – государственный строй Египта, который оформился в эпоху  Древнего Царства. Обожествленный фараон считался сыном бога на земле.

Символом  египетской культуры является пирамида. Это тип монументальной гробницы фараона, возводившейся в Египте периода III–VI династий. Известно более 90 пирамид. Самая ранняя – 6-ступенчатая  пирамида фараона Джосера (ХХVIII в до н. э.), высотой 60 м, имеет в основании 160 на 120 м. (около 2 га). Самые большие пирамиды фараонов IV династии – Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина).

Язычество Древнего Египта отражало особенности  социально-экономического, политического  развития общества, природные условия  долины Нила. Египтяне обожествляли солнце, луну, реку Нил, пустыню, животных, силы природы, фараона. Научные знания в системе египетской культуры достигли высокого уровня, прежде всего в трех областях: математике, астрономии и медицине. Иероглиф – египетская письменность, в переводе с греческого «священные письмена», сами египтяне называли иероглифы «божественной речью».

   Древняя Индия. Древнейшей культурой Индии является Хараппская культура. Она существовала в районе среднего и нижнего течения Инда (2500 – 1800 гг. до н. э.). Города с населением до ста тыс. человек имели строгую планировку. Выделялся нижний город (жилая часть) и верхний город (цитадель) с административными зданиями. Планировка не претерпела изменений на протяжении 1000 лет. Письменность – свидетельство высокого уровня цивилизации. Художественное ремесло представлено изделиями из бронзы, ювелирными украшениями, керамикой, печатями-амулетами.

Культура  «ведийского периода» – культура Северной Индии конца II – 1 пол. I тыс. до н. э. создана племенами индоариев. В начале периода господствует ведизм, затем – брахманизм. Ведизм – обобщенное название комплекса языческих представлений и ритуальных действий, основывающихся на ведийской литературе (веды и комментарии к ним). Индуизм – совокупность религиозно-философских воззрений и культов, зародившихся в Индии на рубеже II–I тыс. до н. э. Индуизм – это комбинированный политеизм, его пантеон насчитывает 3333 бога. Индуизм включает в себя брахманизм, вишнуизм, кришнаизм, шиваизм. Веды – сборник религиозных текстов-гимнов богам, магических формул, описаний ритуалов. Веды включали в себя басни, сказки, порой с элементами сатиры. Четыре сборника: Ригведа – сборник гимнов, Самаведа – сборник жертвенных песнопений, Яджурведа – сборник жертвенных формул, Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний.

Буддизм в Индии распространялся постепенно. Буддизм – значительное явление  мировой культуры. По преданию, это  учение Сиддхархи Гаутамы Шакьямуни  Будды, созданное на основе древних  религиозно-философских учений Индии. Главным в буддизме являются четыре благородные истины. В III веке до н. э. царь Ашока принял его в качестве официальной идеологии. С I в. н. э. буддизм  существует в двух основных формах – хинаяна (малая колесница) и  махаяна (большая колесница). Первая предназначена для избранных, а  вторая – для широких масс.

В средние века буддизм широко распространяется за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете. Расцвет буддизма в Индии приходится на V–VII вв. н. э. Один из основных тезисов Будды  – люди равны по рождению. Его  учение не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из 550 воплощений самого Будды 12 приходилось на рождение шудрой (низшей касты), 10 раз он рождался пастухом и  по одному разу каменщиком, резчиком, танцовщиком. Буддизм способствовал объединению  страны. С IV в. н. э. при династии Гуптов расцветает светская культура.

    Древний Китай. В провинции Хэнань, равнина р. Хуанхэ, возникла культура Яншао – «культура крашеной керамики», возраст которой 6 тыс. лет. Племена жили в крупных поселениях без укреплений, изготовляли орудия из шлифованного камня. Население занималось земледелием, разводило свиней и собак. Керамика украшалась геометрическим или зооморфным орнаментом. Культура Луншань, культура «черной керамики», возникла в провинции Шаньдун, нижнее течение Янцзы, на рубеже IV–III тыс. до н.э. Поселения были окружены глинобитным валом. В земледелии применяли двузубое орудие с перекладиной, которое сохранилось до наших дней. Разводили собак, свиней и быков. Керамика красного, белого, фиолетового цветов, покрытая ромбами, спиралями, сетчатым узором, изготовлялась с помощью гончарного круга. Делали знаменитые тонкостенные черные кубки, чаши, трехногие сосуды, амфоры. Гадали посредством прижигания костей животных.

Слияние культур Яншао и Луншань заложило основу для появления на территории Северо-Китайской равнины древнейших городов. Во II тыс. до н. э. образовалось первое государство Шан-Инь. В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано  племенем Чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет  ту легкость, с которой в Китае  принимали новые династии. Распространение  железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению  общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и  уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей.

В сер. I тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли. Появились «знатные, но бедные» и богатые – представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства. Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Конфуцианство идеологически сдерживало развитие рабства.

В сер. I тыс. до н. э. возникает философская школа даосизма. Его основатель – Лао Цзы. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, он возражал против любых активных действий, нарушающих исконный социальный порядок. Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя. Трансформируется на китайской почве и буддизм. Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни.

 

16.Культура древней Греции и ее вклад в мировую культуру.

В настоящее время считается, что  история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тысячелетия до н. э., когда на ее территории повсеместно  распространяются бронзовые орудия труда. От этого периода найдены  остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды.

На  рубеже III – II тысячелетия до н.э. на Кикладских островах появляются первые города. Центром сформировавшейся минойской  цивилизации становится остров Крит.

Жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцов - лабиринтов, украшенных настенной  росписью – фресками. В жизни  минойцев огромную роль играли религия  и теократия – особая форма  царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежали одному человеку.

К середине XIV в. до н. э.  остров Крит был завоеван греками – ахейцами.

Ахейская (микенская) культура переняла у своей  предшественницы фресковую живопись, строительство водопровода, а также  пантеон богов и фасоны одежд. Изменился тип усыпальниц: на смену  шахтным гробницам пришел толос – купольная гробница.

Главным достижением ахейцев является линейное слоговое письмо Б, произошедшее от линейного слового письма А.

Крито-микенская  цивилизация прекратила свое существование  в XIII в. до н. э., когда начался железный век.

Следующий период в истории Древней Греции – Гомеровский период: великий  Гомер создал знаменитые поэмы: «Илиада» и «Одиссея», которые являются одними из величайших литературных памятников человечества. Других памятников этой эпохи до нас дошло мало, в основном, вазы и терракотовые статуэтки.

Архаический период греческой истории охватывает  VIII - VI вв. до н.э.

В это время проходила Великая  колонизация, в результате которой  греческий мир перестал быть в  изоляции. Греки начали активно взаимодействовать  с другими цивилизациями. В греческой  культуре появляются новшества, позаимствованные из других культур: алфавитное письмо – у финикийцев, чеканка монет – у лидийцев.

В этот период происходит Великое разделение труда, то есть отделение умственного  труда от физического, которое стало  возможным благодаря росту производительности труда, увеличению прибавочного продукта за счет применения более дешевых  и эффективных железных орудий. Создавшиеся  экономические условия позволили  части свободных граждан заниматься философией, искусством, мифологией, политикой,  путешествиями, историей.

На  зарождение и развитие древнегреческой  науки оказали большое влияние  науки Древнего Египта и Вавилона. Развиваются астрономия, геометрия, математика (Пифагор). Зарождаются историография, география (Аристотель, Эратосфен, Птолемей).

Возникает первая философская система – натурфилософия.

На  древнегреческое  искусство того периода сильно воздействовали египетская и ближневосточная культура и  архитектура.  Элементы этих и других чужих культур были творчески  переработаны греками и органично  вошли в древнегреческую культуру.

В литературе эпохи архаики ведущая  роль переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт); к концу 6 в. до н.э.  как особый жанр оформляется басня (Эзоп).

В VIII в. до н.э.  появился первый театр, из хора было выделено действующее лицо – актер.

К VI в. до н.э. оформляется архитектурный  ордер (колонна) в его дорическом и ионическом стилях.

Также в период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы  снаружи украшаются рельефами, внутри храмов ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

В искусстве этого периода появляются одиночные скульптуры двух типов: куроса – обнаженного юноши и коры  - задрапированной женщины. Для этого  периода  характерны скульптурные многофигурные композиции и рельефы.

Основным  памятником является древнегреческая  керамика: коринфские вазы, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы.

В 776 г.  до н.э. возникли Олимпийские игры.

В 449 г. до н.э.  начинается новый период в развитии греческой культуры –  классический, сыгравший значительную роль в развитии античной цивилизации.

В эту эпоху наибольшего расцвета достигли: медицина (Гиппократ, V в. до н.э.), философия (Демокрит, Сократ, создавший  софистскую школу); в литературе основными  жанрами становятся  трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан).

Повсеместно становятся распространенными образовательные  учреждения: школы, палестры, гимнасии, эфебии. Формой высшего образования  можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков).

  Достигает расцвета реалистическая  скульптура, выполнявшаяся из мрамора  и бронзы. Творчество великих  скульпторов V в.  до н.э. отличают  монументальность, стремление к  гармонии, пропорциональности, созданию  идеальных образов богов и  людей: Фидия (статуи: «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс»), Мирона (статуя «Дискобол»), Поликлета (статуи: «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»).

Среди живописцев того времени следует  отметить Полигната и Аполлодора, открывших игру светотеней. Но их живопись не сохранилась.

Основной  памятник того времени – вазовая роспись.

В классическую эпоху оформился коринфский стиль ордера, было построено много  храмов и сооружений (храм Зевса  в Олимпии, Ансамбль Акрополя, включающий в себя Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос, Парфенон и Эрехтейон  со знаменитым портиком кариатид).

В эпоху кризиса (IV в. до н.э.) – в  период упадка общественной жизни –  в  Древней Греции стала популярной киническая школа философии (Антисфен и Диоген Синопский). Известным философом  этого периода был и  Платон, основавший собственную школу –  Академию, просуществовавшую почти тысячу лет.

Получили  развитие естественные науки, история (Ксенофонт) и риторика – наука  об ораторском искусстве (Исократ, Демосфен)

В архитектуре начинают преобладать  декоративные элементы, коринфский стиль, сооружения круглой формы.

Основными достижениями этой эпохи можно считать  архитектуру (каменные театры в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе) и скульптуру (Пракситель – «Афродита Книдская», Скопас –  «Геракл» и «Вакханка», Лисипп –  «Анаксиомен», «Геракл», «Гермес»). Лисипп также создал скульптурные портреты Сократа, Александра Македонского.

Последней эпохой греческой цивилизации стал эллинизм. В эту эпоху наибольшее развитие получили математика, механика, астрономия, георафия, естествознание, философия, и это развитие было связано с такими именами, как Архимед (школа перипатетиков), Евклид (элементарная геометрия), Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх Александрийский (астрономия), Герон Александрийский (механика), Герофил и Эрасистрат (медицина).

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"