Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

  В этот период были созданы библиотеки, самые известные из которых – Александрийская и Пергамская.

Наиболее  яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом, впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию.

Широкое распространение в эпоху эллинизма  получили мимы – краткие сценки. Их автором был Герод.

Философия в эпоху эллинизма обладала рядом  особенностей: эклектизмом (стремлением  сочетать элементы различных школ), эпической направленностью. Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы –  Эпикур) и кинизм, от которого отделился  при Зеноне стоицизм. Для философии  того периода характерен религиозный уклон.

Наиболее  интересными памятниками того времени  являются Фаросский маяк, Башня ветров,  рельефы пергамского алтаря Зевса,  Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский  бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.

Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли  в основу эстетических представлений  последующих эпох. Без греческой  философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии  Нового времени. До наших дней в своих  общих чертах дошла греческая система образования.

Значение  древнегреческой культуры столь  велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая  человечная, она и до сего времени  дарит людям мудрость, красоту  и  мужество.

 

17.Культура древнего  Рима и ее вклад в мировую  культуру

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и  внести  новое, присущее только римскому государству.

 

Древняя Греция во II – I вв.  до н.э. была завоевана  Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают  этрусскую цивилизацию, находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски  создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также  письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить  здания с купольным сводом. Культурными  памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г.  до н.э.) является началом  создания Римской империи. Город  Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и  водопровод, создали первый цирк для  гладиаторских  боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур.  Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

В IV – III вв.  до н.э. Рим становится республикой, на территории которой  начинают распространяться греческий  язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую  (латиницу).  Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр.

Наиболее  известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура: римляне широко применяли  в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из  наук большое развитие получила юриспруденция – наука  о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации –  имперская (31 г.  до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи  на Западную империю – с  центром  в Риме, и Восточную империю  – с  центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей),  медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

Одним из высочайших достижений всей римской  культуры является литература раннего  имперского периода (конец I в. до н.э. – II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы»  или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.

К этому периоду относится и  создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской  цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано  ничего нового. Произошел кризис античной культуры, обусловленный низким уровнем  грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода  проходит в борьбе  с разлагающимися  традициями античной цивилизации и  новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а  во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские  храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная  Римская империя прекратила свое существование в 476 г..  Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках,в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие  памятники римской культуры сохранились  до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры  эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские  народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

 

18.Культура Византии

В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые  отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной философской  мысли. По силе выразительности и  глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :

1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

2. В Византии была религиозная  общность ( основной религией было христианство в форме православия);

3. В Византии при всей многоэтничности,  существовало этническое ядро, состоящее  из греков.

4. Византийскую империю всегда  отличали устойчивая государственность и централизованное управление.

  Это все, конечно, не исключает  того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие  соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны  как племен и народов, населявших  ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего  существования Византия сталкивалась  с мощными внешними культурными  влияниями, исходившими из стран,  находившихся на близкой ей  стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского Запада и Древней Руси.

С другой стороны, Византии приходилось  вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно  более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).

  Процесс развития Византии был  не прямолинейным. В нем были  эпохи подъема и упадка, периоды  торжества прогрессивных идей  и мрачные годы господства  реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано  или поздно во всех сферах  жизни, во все времена. Неиссякаемым  источником культуры было народное  творчество. Под покровом традиций  и стереотипов жило, действовало  и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно  условно разделить на три периода :

1. Середина IV - первая половина VII вв. - период разложения рабовладельческого  строя и становления средневекового  общества.

2. Середина VII - начало XIII вв. - появление  и развитие феодализма в Византии.

3. XII - середина XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием  феодализма и началом его разложения.

Первые  столетия существования Византийского  государства можно рассматривать  как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет  переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно  примыкал и сосуществовал с ранневизантийской  философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной  философской подготовки, особого  мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

  Формирование христианства как  философско-религиозной системы  было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско- религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием.

  В самом неоплатонизме образовалось  два течения : одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством. Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской философии. их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

 

19.Культура западноевропейского  Средневековья: основные черты,  периоды развития, место и роль  в культурном процессе.

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти  всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные  нападения варваров (от лат. barba —  борода) в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой  культуры считают с Рождества  Христова, потому, что именно оно  стало формировать не только новое  мировоззрение и новое отношение  к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые  формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Но  на самом деле фактические изменения  в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это  время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально  нового не создавалось. Происходила  своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.

Именно  к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда  жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители  и философы христианства, которых  сегодня называют Отцами Церкви. Они  создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в  обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек —  это человек свободный, человек творческий. [с.115, 10]

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"