Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
Формирование
К.с. как области самостоят, исследоват.
интереса в изучении культуры протекало
параллельно с формированием
самого комплекса наук о культуре.
Действительно, изучение культурных объектов
даже на описательно-эмпирич. уровне невозможно
без постановки вопроса об их смысловой
нагрузке и особенностях процессов
означения и понимания
Другое важное понятие культурологии — артефакт культуры: любой искусственно созданный объект, имеющий символическое значение. Артефактами культуры могут быть изготовленные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
Артефакт
- элементарная единица культуры. Его
изучение дает возможность понять,
какое культурное значение имеет
его утилитарное (то есть по прямому
назначению) использование. Например,
набор вилок и ножей, используемых
при потреблении различных
К артефактам культуры относится и такое важное понятие культурологии, как культурная норма: образец поведения, одобряемый большинством людей, принадлежащих к данной культуре. Культурные нормы в широком смысле — и мораль, и право, но существует особая группа культурных норм — этикет, обычай общения с другими, обычаи коллективных общений. Артефактом называют любой предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного, неделимую единицу культуры, например конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальную структуру, информационное сообщение или оценочное суждение. Даже сам человек является артефактом, так как он существо не биологическое, а социальное, поскольку стать человеком можно только через процессы образования и воспитания, усваивая нормы и ценности конкретной культуры. Любой артефакт может быть охарактеризован с позиции материальной формы и духовного содержания. Материальная форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества, а духовное содержание (значение, смысл) — потребностями выражения идеи, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.
Как и культура в целом, артефакт всегда является продуктом человеческой деятельности, но только той, которая связана с поиском смыслов. Это принципиально отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы, а тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, является частью культуры, поскольку человек, составивший букет, хотел получить эстетическое наслаждение, желание сделать приятное себе и своим близким.
8.Ценности и нормы культуры
Существует два подхода к изучению окружающего мира:
1) Онтологический – изучение сущности предмета
2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.
Существует более 100 определений
ценностей, но самое
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Также многочисленны и
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства)
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)
- по актуальным потребностям индивида.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Внешний контроль
Внутренний контроль
Поскольку осознание
Психологи считают, что
В конечном счете, ценности
определяют всю стратегию
Наличие устойчивых
Другая функция ценностей
– прогностическая. Ценности
определяют тот образ будущего,
к которому стремиться
Культурные нормы.
Нормы – это правила
- Нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается.
- Нормы-рамки. Определяют
- Нормы-идеалы. Представление о
совершенстве в разных сферах
жизни, в том числе, о
Нормы различаются по степени
обязательности выполнения и
степени свободы выбора. Наиболее
жесткий, принудительный
Другие нормы носят менее жесткий характер, допуская свободу выбора.
Нормы исторически конкретны,
они могут изменяться, разрушаться,
заменяться новыми. Нормы очень
тесно связаны с ценностями, так
как они вытекают из ценностей,
9.Функции культуры и ее роль в обществе.
Основные функции культуры.
Основные функции культуры
– это социальные, которые обеспечивают
взаимодействие культуры и
а) Приспособление к среде.
Чтобы выжить, человек должен
был приспосабливаться к
б) Познавательная. Проявляет
себя в науке, образовании.
Человек познает окружающий
в) Информативная.
г) Коммуникативная – проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).
д) Регулятивная. Культура выступает как система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет к своим членам. Таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.
е) Разграничение и
ж) Аксиологическая.
з) Социализация. Культура как
средство превращения
10.Типология культуры. Социальные,
этнонациональные и
Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Существует два основных подхода в типологии культуры:
-изучение культуры в
-изучение культуры во времени (диахрония).
Термин «синхрония»
Диахронный, т.е. исторический
подход выдвигает перед
В связи с этим выделяют виды типологий:
1.Этнографические типологии (
Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)
2.Антропологические типологии
(Культура белых народов –
культура черных народов –
культура цветных народов;
3.Исторические типологии, где
основанием является специфика
и своеобразие культуры в
Существует множество
11.Традиции и новаторство
в культурно-историческом
Процесс социализации личности включает в себя наследование и освоение индивидом определенного социокультурного опыта, т. е. традиции.
Традиция - это социокулътурное наследие,
включающее в себя
В свою очередь, культурное
наследие представляет собой
относительно неизменные, стабильные,
постоянные культурные формы,
образующие культурную