Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

 

Анимизм.

          К наиболее ранним формам религии  относится анимизм (от лат. ашти5- "душа"). Система древних религиозных представлений, связанная с верой в существование души и духов, присущая всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы - аниматизм (от лат. animatus - "одушевлённый"). Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех древних народов. С этой Силой связывались удача человека, плодовитость скота и урожай.  

  Такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только  в древности, но и в наше  время является важным элементом  верований разных народов. Например, многие племена Центральной Индии  верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносят многочисленные жертвоприношения,

  для их умилостивления проводятся  специальные ритуалы и церемонии.   У жителей Андаманских островов  распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы. Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми, и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала способен ранить или убить невидимыми стрелами; злой дух моря Джуру-вин может поразить внезапной болезнью; духи Чол посылают невидимые копья во время дневного зноя. Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. За несоблюдение некоторых запретов он насылает на людей бурю.           

 

Первобытная магия.

          Магия (от греч. "колдовство", "волшебство") - одна из основных и древнейших форм первобытной религии. Это представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления видимого мира сверхъестественным путём. Вокруг магии, её возникновения и места в религии десятилетиями велись споры как в научной, так и в религиозной литературе. Продолжаются они и сегодня. По-видимому, в арсенал магов входит интуитивное или сознательное использование гипноза, телепатии и, кроме того, не до конца изученных экстрасенсорных способностей человека.

          Магия возникла уже на заре  человеческой истории. Именно  к этому времени исследователи  относят появление первых магических  ритуалов и использование магических  оберегов, считавшихся подспорьем  в охоте, -например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасались с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств и ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое.  

           У многих народов маги, колдуны  часто выступали в качестве  общинных "лидеров", а то и  признанных племенных вождей. С  ними связывалось представление  об особой, как правило передаваемой по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представление о волшебной силе вождей и их необыкновенной сопричастности к миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству - ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов- предков, своих покровителей.    

 

          Сложная система магических обрядов,  сложившаяся в древнейшую эпоху,  ныне известна по археологическим  раскопкам и из описаний жизни  и быта народов, живущих в  условиях первобытного строя.  Одними из самых древних являются  магические обряды, обеспечивавшие  удачную охоту. У многих первобытных  народов члены общины под предводительством  общинного мага обращались за  помощью в охоте к тотемным  духам. Часто обряд включал,  ритуальные танцы. Изображения  таких танцев до наших дней  доносит искусство каменного  века Евразии. Судя по сохранившимся  изображениям, в центре ритуала  был колдун- заклинатель, одевавшийся в «личину» того или иного животного. Во время танца шаман как бы уподоблялся духам древнейших предков племени. В мир этих духов он и собирался вступить. Часто таких духов - предков необходимо было расположить к себе. В таком случае шаман проводил ритуал «задабривания». Следы такого ритуала обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зверей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей.

           Важнейшим магическим подспорьем  в охоте служила и наскальная  живопись. Изображения удачной охоты  на стенах древних пещер встречается  в разных уголках земного шара. По-видимому, они служили залогом  повторения хорошей охоты в  будущем. До наших дней сохранились  и выразительные следы обрядов,  во время которых символическое  изображение животного поражалось охотничьим оружием.

           Другие обряды первобытной магии  были направлены на обеспечение  плодородия. С глубочайшей древности  для этих и других целей  использовались разнообразные изображения  духов и божеств из камня,  кости, рога, янтаря, дерева. Прежде  всего это были статуэтки Великой  Матери- воплощения плодородия земли и живых существ. Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. У некоторых народов они сохранились до сих пор, например у австралийских племён.

            С течением времени многое  менялось в жизни людей. Менялись  и их представления о мире  духов и богов, а вместе с  этим и сам характер обращения  к ним. Появились и новые  посредники между миром людей  и миром божеств — жрецы,  а позже - священнослужители. В  устах жрецов древние заклинания  постепенно превращались в молитвенные  обращения к божествам, и сами  магические обряды стали носить  уже не требовательный, а просительный  характер. Но магия не исчезла.  Обряды и заклинания первобытной  магии пережили века. Они прочно  вошли в культурное наследие многих народов мирах.

     Несмотря  на фантастичность с  точки зрения современного человека  наивных представлений  первобытной  эпохи о мире, для  древнего  человека никогда не возникало  даже вопроса о том, насколько  достоверно то, что сообщает миф.  «Для первобытного человека мифология  являлась объективной действительностью»  Другими словами, первобытный  человек искренне верил в правдивость  того, что сообщал ему миф, будь  то сказание о богах и древних  героях или представления об  одухотворенности природы и его  посмертном перерождении в новую  ипостась. Действительно, мифология  выступала не просто основой  мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом  человеческого сознания, представлений  человека о мире и своем  месте в нем. «Мифология –  это мир первообразов, которые  были достоянием рода и передавались  из поколения в поколение. Мы  можем сказать о первообразе,  что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О  первообразе мы так сказать  не можем. Первообраз – образ  самого сознания. От любого образа  мы можем отделаться, забыть его.  А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о  нем, не испытывать его влияния.  Первообраз – это глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза  не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем  или мыслим, но помылить сам  первообраз так же трудно, как  увидеть глаз». Таким образом,  можно сказать, что все мышление  первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль  основы всей духовной культуры  первобытного общества, соединяя  прошлое и современность. Мифология  стала своеобразной идеологией  первобытного общества. «Она имела  те же особенности, что и  первобытная культура в целом:  синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм».

     Первичные религиозные верования  древних  людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали  и позднее нашли свое отражение  в развитых религиозных системах  первых человеческих цивилизаций.  К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).

     Как и все остальное, что  было в  жизни первобытного  человека, религиозные  представления  должны были служить  задаче  выживания рода. Они объясняли   явления окружающего мира, указывали  способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.

 

14.Культура древних цивилизаций (IV тыс.  – VI в.  до н.э.) и её типологические черты.

В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизации:

1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия);

2) античная;

3) средневековая;

4) индустриальная;

5) современные восточные;

6) российская.

    Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современнойэпохи. Следовательно, цивилизация античности – один из периодов развитиякультуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.

    Все древние цивилизации возникли  в особых климатических условиях: ихзона охватывала территории с тропическим,субтропическим и отчастиумеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких

районах была около 20 0С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

    Также реки давали возможность  для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих

сооружений.

    Конечно, не все древние цивилизации  были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата.

Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим –приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него

явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав.

 

15.Культура древних цивилизаций  Египта, Месопотамии, Индии, Китая  и их вклад в мировую культуру.

Двуречье (Месопотамия). История Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия). Самая ранняя культура Шумера (VI–V тыс. до н.э.) – Шумерская культура. Признаками высокого уровня культуры являются города, храмы с мозаикой, земледелие, скотоводство, рыболовство. Пахотные земли создавали из болот и песчаных отмелей. Археологи обнаружили орудия труда одновременно и палеолитического и неолитического типа, металлические предметы. Изготовлялась цветная орнаментированная гончарная посуда разнообразных форм.

Религиозное мировоззрение характеризуется  глубоким познанием Единого Истинного  Бога – Творца всемогущего.

В IV тыс. до н. э. шумеры заложили основы всей последующей цивилизации. Шумерская  культура – культура исторической области в Южном Двуречье (юг современного Ирака), созданная шумерами. Она существовала на протяжении IV тыс. и I пол. III тыс. до н. э. Шумеры делили свою историю «до потопа» и «после потопа» (города Эриду, Ур и Убейд). Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали систему каналов для осушения болот. Изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парус, лодку, литье из меди и бронзы, лунно-солнечный календарь, карту звездного неба.

  Древний Египет. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. В IV тыс. до н. э. в долине Нила формируются все основные признаки цивилизации: письменность, наличие городов, монументальных сооружений, классово-дифференцированного общества и государства.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"