Парки культуры и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект парка.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

Парки культуры и отдыха

 

 

Наибольшей популярностью  у населения пользуются парки  культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных  учреждений — это многофункциональные  комплексы.

Основное назначение городского парка — обеспечение отдыха посетителей  и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:

1)         воспитательная работа;

2)         физкультурно-массовая работа;

3)         культурно-просветительная   работа;

4)         художественная работа;

5)         оздоровительная работа;

6)         развлечения в парке;

7)         детская работа;

8)         бытовое  обслуживание  посетителей.

При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые  люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они  недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

После 15 ч в парк приходят школьники для занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также на аттракционы.

Вечером парк посещают преимущественно  молодые и среднего возраста люди, живущие в различных районах  города. Молодых парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрады, кино, аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища и всегда — общение с природой.

Зимой картина иная —  основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках.

Таким образом, в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами и зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона.

Планировочную структуру  парка можно строить в соответствии с одной из пяти основных схем размещения сооружений — периметральной, узловой приближенной, узловой удаленной, осевой, рассредоточенной.

В каждом случае одну из перечисленных  схем выбирают в соответствии с природными условиями территории и размещения участка в генеральном плане  города.

Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции  существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной и гигиенической  обстановки. Тишина, чередование открытых и затененных пространств, гладь  водоемов и струи фонтанов, красочный  цветочный убор, живописные группы деревьев и кустарников на фоне газонов, органически включенные в этот природный  комплекс, оказывают положительное  влияние на нервную систему, настроение и самочувствие посетителей.

Создание такой обстановки выдвигает определенные требования к характеру и архитектуре  парковых сооружений. В парке не должно быть крупных сооружений «городского» типа — дворцов культуры большого объема, клубов, театров и т. д.

Все сооружения должны отличаться парковой спецификой, которая находит  отражение в объемной, пространственной и декоративной композиции каждого  сооружения.

Любое сооружение в парке  воспринимается объемно (со всех сторон) и поэтому в его архитектуре  не должно быть «задних» фасадов. В  план сооружения желательно, а в  ряде случаев необходимо включать открытые и застекленные веранды, читальню, либо веранду для игр в шахматы и шашки. Павильон для выставок лучше решить

не в виде одного объема (как в городе), а в виде двух и даже трех объемов с открытыми  верандами и площадками, используемыми  для экспонатов, скульптуры, цветников.

Все парковые сооружения —  органическая часть данного паркового  ансамбля, их объем и цветовая характеристика должны гармонировать с окружающими  насаждениями. Существенной особенностью парковых сооружений является возможность  их использования летом и зимой.

Посещаемость парков города зависит от природных условий  территории парка (наличия:зеленых насаждений, водоемов и живописных участков), размеров территории; размещения парка в плане .города (среди городской застройки, на периферии города), связи с жилыми районами, массовыми видами общественного пассажирского транспорта; наличия в парке сооружений культурно-просветительного, оздоровительного и бытового назначения.

Минимальная площадь территории парка культуры и отдыха, обеспечивающая нормальные условия отдыха посетителей, составляет 60 м2/чел. В перспективе эту норму предполагается повысить и довести примерно до 100 ма/чел. В соответствии с этими нормами и установленной нормой вместимости парков можно определить необходимую площадь парков культуры и отдыха для районов города с разным населением (табл. 6).

Надо  учитывать,   что   нагрузка .на ландшафт на различных участках парка разная. Она колеблется от 250 чел/га в зоне активного одыха до 10 чел /та в зоне тихого отдыха. Отсюда и совершенно иной характер благоустройства территории. Например, площадь покрытий в зоне  активного отдыха  может занимать до 30 % зоны, а на участках тихого отдыха — лишь 7—9 %.

Емкость сооружений парка  определяется прежде всего содержанием проводимой в них культурно-просветительной и оздоровительной работы, а также соотношением различных форм этой деятельности. Практикой проектирования установлены нормы площади парковых сооружений (на одного посетителя)   (табл. 7).

Размеры сооружений, их количество в каждом конкретном случае зависят  от числа посетителей. Не остается постоянной и номенклатура сооружений для различных  парков. Перечень сооружений определяется в зависимости от природных свойств территории парка, размещения его в плане города и существующей в городе сети культурно-просветительных учреждений, национальных традиций. Размер территории парка также влияет на перечень сооружений.

В связи с ростом ценности озелененных территорий, их видовых  и экологических достоинств в  городе намечается стремление к резкому  сокращению объектов в парках, выводу их в зону городской застройки.

Парки прошлого при всей архитектурно-художественной ценности многих из них не могли служить  буквальными образцами при проектировании современного парка, так как ими  пользовались для прогулок, танцев, устройства фейерверков и т. д. только их владельцы со своими гостями. Советским  архитекторам надо было создавать парки  для тысяч людей. Первый такой парк — Центральный парк культуры и отдыха в Москве принял своих посетителей в августе 1928 г. Вскоре появились и другие парки: в Сокольниках (автор проекта А. Я. Карра, соавторы И. М. Петров и В. Д. Лукьянов) в Москве, парк Победы в Ленинграде, им. С. М. Кирова в Баку (Л. А. Ильин) парк в г. Горьком (Е. В. Шервинский) (164) и т. д. Тогда же (в начале 30-х годов) при Министерстве коммунального хозяйства РСФСР была создана первая мастерская по проектированию парков. В этой мастерской были разработаны

проекты парков для десятков городов. Сейчас в стране насчитывается  более 2 тыс. парков. По примеру СССР в социалистических и капиталистических  странах стали также создавать  парки культуры и отдыха.

В связи с большим разнообразием  исходных данных для проектирования (градостроительных, природных и  т. д.), в зависимости от которых  меняются структура парка и номенклатура парковых сооружений и площадок, типовых  проектов парков быть не может, можно  рассматривать лишь

типологические модели близких  по типу парков.

Кроме того, парк — произведение ландшафтной архитектуры, и такие  вопросы, как размещение сооружений на его территории, трассировка и  ширина аллей, подбор и группировка  растений, решаются в каждом конкретном случае.

В практике проектирования и строительства парков достигнуты определенные успехи. В 1973 г. Министерство культуры СССР, правление Союза архитекторов СССР, Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре СССР и дирекция  Выставки достижений народного

хозяйства СССР объявили Всесоюзный конкурс на проекты и архитектурные решения парков культуры и отдыха, который стал проводиться каждые 2 года.

В этих конкурсах проектов лучшими признаны: парк Победы в  Ленинграде, им. М. Горького в Таганроге, ЦПКиО им. Т. Г. Шевченко в Днепропетровске, им. А. М. Горького в Харькове, а также  ЦПКиО в Риге; ПКиО «Сокольники» в Москве, парк Победы в районе Ваке и нагорный парк Мтцминда в Тбилиси, парк в Ульяновске (165), парки Северного зеленого клина в Москве, парки в гг. Паланге, Тернополе, Саранске, Омске (166)— Кунцево и Измайлово в Москве, Чебоксарах. Высокой оценкой были отмечены работы по реставрации исторических парков: Павловского и Петродворцового в Ленинграде, парка в Алупке. В 1983 г. был проведен конкурс на лучший проект парка в Новочебоксарске (167). Первая премия присуждена проекту парка В. Н. Антонинова, В. А. Андреева, В. А. Косинова, Е. А. Носова и Д. И. Ващекина.

Типичный пример крупного зонированного парка — парк имени В. И. Ленина в Ленинграде (168). Он является составным элементом непрерывной парковой зоны вдоль залива, в которую входят парки Стрель-ны и Петродворца. Таким образом, Ленинград получает выход к морю и прекрасную городскую панораму в парковой «оправе» со стороны Финского залива.

Большая площадь парка (540 га) позволяет решить его многообразные  функции, не затесняя и не размельчая территорию. Восточная часть парка  отводится для массовых мероприятий, для зоны аттракционов и стадиона на 30 тыс. мест. В западной части размещаются  детский сектор, зона пляжей, прогулок и тихого отдыха. Средняя часть  отводится под центральный    ансамбль    сооружений.

Районы парка формируются  в зависимости от назначения и  расположения. Береговая полоса объединяет все районы; ее линия — то плавная, то изрезанная, с рядом бухточек и заливов.

Дополнительные внутренние водные поверхности позволяют летом  продлить купальный сезон в то время, когда в заливе уже ветрено  и холодно, а зимой — организовать катки. Намывом земли из залива общая  отметка парка поднята на 2,5 м. Отдельные приподнятые части  — трибуны стадиона, гора в детском секторе, летний театр — создают интересный рельеф, который вносит разнообразие в общую объемно-пространственную композицию парка.

Композиция   парка   построена   на

контрастах — открытые ландшафты моря и закрытые ландшафты  внутренних частей парка, геометрические, парадные ансамбли и естественные пейзажи  лугов и рощ. Разработка отдельных фрагментов парка раскрывает найденные авторами интересные приемы: сочетания стриженых боскетов со свободными группами, акватории с круглыми островками, связанными проходами по воде, бассейны с изги-

бами живых изгородей, отгораживающих пляжи от проходящих посетителей, искусственные скалы в парке аттракционов.

Характер взаимного расположения зон имеет влияние на планировку, композицию и восприятие парка. Анализ показывает, что существуют два основных принципа расположения зон. Принцип  последовательного расположения основных функциональных зон парка хорошо виден в проекте ЦПКиО. им. М. Горького в Москве (архит. А. В. Власов).

Посетители парка сразу  попадают в его наиболее активную часть, в зоны выставок, пропаганды научных знаний и т. п., в которых  значительная часть людей остается, другие проходят в спортивную зону; последняя зона — зона тихого отдыха и пляжей оказалась, таким образом, как бы наименее доступной,переходящая в зону отдыха на Ленинских горах.

Подобный принцип функционально-пространственной организации наблюдается в значительной части проектов парков 30-х годов. Центрическая схема,

как показала жизнь, оказалась  перспективной, так как давала возможность  свободного выбора видов отдыха, а следовательно, и более гибкого использования территории парка.

Большое значение имеет вопрос об устройстве внутрипаркового транспорта. Анализ и сравнение вариантов парков разной площади показывает, что при рациональных планировочных решениях парки площадью до 900 га могут обходиться без внутреннего транспорта, т. е. быть полностью пешеходными. Парки площадью до 1000 га должны иметь внутренний транспорт. Основная трасса внутрипаркового транспорта должна по возможности удовлетворять следующим требованиям: охватить основные сооружения массового пользования; служить для обозрения лучших пейзажей парка; отвечать характеру существующего рельефа; быть по возможности декоративной. Помимо городских парков общего типа в городах существуют и специализированные парки, использование которых накладывает существенный отпечаток на их планировку и пространственную композицию.

Так, устройство мемориальных парков требует решения особых идейных  и композиционных задач. Вопросы  проектирования мемориальных ансамблей  приобрели особую актуальность после  второй мировой войны; особенно значительной эта задача стала в Советском  Союзе, принесшем неизмеримые жертвы для свершения великого народного  подвига.

За период, прошедший после  Великой Отечественной войны, было создано много произведений, увековечивших

героические и трагические  события, связанные с этим временем тяжких испытаний. Большинство этих произведений являет собой пример подлинного синтеза архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и ландшафтного искусства.

Особыми приемами решаются парки, посвященные активному отдыху. Так, все большее распространение  получают спортивные парки, где первостепенная роль отведена играм и спорту, т. е. активному отдыху.

Центральный парк Ленинграда на островах Невской дельты не мог  считаться завершенным, пока функционировала  одна его часть — прекрасный парк на Елагинском острове, отведенный под  зону тихого отдыха. После Великой  Отечественной войны был построен Приморский парк Победы на площади  более 200 га, решенный как парк массового  отдыха и спорта, расположенный на далеко вдающемся в морской залив  Крестовском острове (169).

Над окружающим ландшафтом доминирует стадион — холм, композиционно  завершая парковый ансамбль. Он возвышается  над уровнем моря на 16 м. Внутри холма  сделана огромная выемка, склоны образовали амфитеатр, вмещающий более 80 тыс. зрителей, а дно — спортивную арену. Внешняя  сторона насыпных трибун решена в  виде террас, разделенных зелеными откосами. На террасах, окаймленных  живыми изгородями, высажены деревья. С верхнего уровня раскрывается перспектива  на водные просторы Финского залива.

Информация о работе Парки культуры и отдыха