Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:24, реферат
Что же собой представляют социокультурные изменения? Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» - описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность).
4. Понимание
социокультурной динамики в
5. К
началу 1970-х гг. были накоплены
многочисленные эмпирические
6. В результате теоретического осмысления происходящих изменений произошел существенный сдвиг исходной однолинейной неоэволюционистской теории модернизации к полюсу релятивизма, что породило и новую терминологию: «контрмодернизация» (означающий альтернативный вариант модернизации по незападному образцу), «антимодернизация» (открытое противодействие модернизации) (А.Турен), «сверхмодернизация» (стратегия, обусловленная стремлением к достижению превосходства над цивилизацией-лидером) (Холмогоров), «ложная модернизация» (П.Штомпка) (дисгармоничное сочетание трех элементов современных черт в отдельных областях общественной жизни, традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях, и элементов, имитировавших современную западную действительность). Ко второй половине 1980-х гг. складывается концепция «модернизации в обход модернити» (А.Абдель-Малек, А.Турен, Ш.Эйзенштадт): на смену универсализму пришел синтез универсализма и партикуляризма.
7. На
сегодняшний день, когда «чистых»
традиционных культур не
8. Для понимания проблемы межкультурных различий идеального типа личности принципиально важен постулат о «созвучности» личности и той культурной среды, в которой она формируется и существует. Модель современной личности предполагает наличие у нее таких качеств, как открытость экспериментам и изменениям, готовность к плюрализму мнений; восприятие времени как линейного вектора, пунктуальность, ориентация на настоящее и будущее; развитие личной ответственности и самостоятельность, потребность в контроле «над ситуацией»; потребность в справедливости в ущерб равенству распределения благ; вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни; высокая ценность формального образования и обучения; уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньше властью.
9. Многие современные авторы считают, что в последние десятилетия зрелые индустриальные общества вышли в своем развитии на поворотную точку и стали двигаться в новом направлении, которое можно назвать «постмодернизацией» или формированием информационного общества. С ними, впрочем, полемизируют ученые, подчеркивающие преемственность развития общества и полагающие, что увеличение информации в современном мире представляет собой лишь количественные изменения и ничего принципиально не меняет ни в сущности человека, ни в устройстве культуры и общества. Предлагаются различные критерии, в соответствии с которыми предлагается оценивать то или иное общество как «индустриальное» или «информационное»: 1) технологический, 2) экономический критерий, 3) структура занятости населения, 4) пространственный критерий, 5) критерий информационной насыщенности культурной среды. Однако ни один из этих критериев не в состоянии продемонстрировать специфику информационного общества, будучи рассматриваемым изолированно от других и апеллируя лишь к количественным, но не к качественным изменениям.
10. Наступление
новой эпохи – постмодерна
– предполагает принципиальные
изменения глубинных
11. Анализируя требования, предъявляемые культурой постмодернизированного общества к личности, вслед за теоретиками школы регулирования отметим все возрастающее значение гибкости, следствием чего становится распространение различных образов жизни, демассификация общества, дестандартизация культуры и персонализация ее субъекта. Базовыми способностями нового человека становятся способности к воображению и творчеству, к рефлексии, к коммуникации и к духовной навигации (к осознанию своей ценности, преодолению себя, идентификации и деидентификации, к выстраиванию собственного жизненного сценария и разрешению экзистенциальных проблем).
12. Постмодернизация
меняет также характер потребностей и
ценностных ориентиров человека. В подходе
Р.Инглхарта ценности культур располагаются
по двум осям: ценности выживания/ценности
самовыражения и традиционные/секулярно-
13. XX в.
ознаменовался своего рода «этническим
парадоксом»: процессы глобализации спровоцировали
«взрыв этничности». Противостояние культурной
унификации разворачивается по принципу
«реактивного сопротивления»: чем сильнее
большинство побуждает индивида или социальную
группу стать «как все», тем в большей
степени меньшинство стремится отстоять
свое право на уникальность. В мировой
науке существует несколько объяснительных
концепций этнического возрождения второй
половины XX в.: реакция отставших в развитии
народов на экономическую и технологическую
экспансию более развитых народов; мировая
социальной конкуренцией, в результате
которой интенсифицируется внутриэтническое
взаимодействие; повышение влияния больших
социальных групп в экономике и политике
и облегчением процессов их сплочения
благодаря средствам массовой коммуникации,
и другие. Кроме того, выделяют и некоторые
социально-психологические факторы, приведшие
к активизации этнического самосознания,
в частности, поиск ориентиров и стабильности.
В современном мире с постоянно растущей
интенсивностью разного рода рисков, угрожающей
экологической ситуацией, избытком и хаотичностью
информационных воздействий человек живет
с постоянным ощущением нестабильности.
Все больше людей склонны искать поддержку
и защиту в более устойчивых ценностях
предков. Поэтому именно межпоколенные
стабильные общности, прежде всего этносы,
приобретают столь существенное значение.
Литература
Основная
Дополнительная
Темы рефератов и эссе
1.
«Человек в большом городе»:
индивид в мегаполисе –
2.
Религия, наука и искусство
в традиционном, модернизированном
и постмодернизированном
3. «Модернизационный стресс»: проблемы адаптации представителей традиционных культур к условиям модернизированного общества.
4.
Социокультурная
5.
Мультикультурализм vs Маргинальность:
перспективы развития поликультурного
общества.
Во
время просмотра
телевизора обратите
внимание на рекламные
блоки: проанализируйте,
какого рода потребности (дефицитарные
или бытийные) актуализируются
в различных роликах,
на какой культурный
контекст (модернизированная/
Проанализировав сущностные характеристики традиционной, модернизированной и постмодернизированной культур, заполните следующую таблицу
Тип
социокультурной
системы Параметры оценки |
Традиционная | Модернизированная | Постмодернизированная |
Пространство и время | |||
Социальные взаимодействия | |||
Ценностные ориентации | |||
«Идеальный тип личности» |
Наш социокультурный опыт – это опыт, преимущественно, повседневной жизни (А.Шюц), наполненной рутинными событиями (М.Вебер). Именно рутина делает существование индивида в социальном пространстве, взаимодействие с другими относительно предсказуемым, а потому - более надежным и безопасным. Иными словами, повседневность, наполненная «неудивительными» явлениями, - это наш «дом», куда мы неминуемо возвращаемся после «экскурсий» либо в неизведанные ранее секторы социальности, либо в мечты, иллюзии, галлюцинации. Поэтому-то, наверное, проще представить неизвестное, соотнеся его с опытом повседневности.
Информация о работе Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации