Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:24, реферат
Что же собой представляют социокультурные изменения? Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» - описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность).
В
современных условиях не столь важно
запоминать то, что известно на сегодняшний
день, гораздо более эффективно умение
самостоятельно находить нужную информацию.
Поэтому и школьное образование направляется,
прежде всего, на развитие способности
детей мыслить и самостоятельно исследовать
мир. Таким образом, по сути, современная
реформа системы образования ориентируется
на те же ценности, которые были ключевыми
при воспитании и обучении детей в традиционных
обществах: самостоятельность ребенка,
его творческая мыслительная активность,
способность к целеполаганию. Средства
реализации этой цели в традиционном и
современном обществах разные, но принципиальные
ориентации сходны.
Традиционная культура обских угров, как и культуры других народов, где главным занятием были охота и рыболовство, тяготеет к полюсу индивидуализма по шкале «коллективизм - индивидуализм». Охотник вынужден проводить долгое время в одиночестве, полагаться только на собственные силы и опыт, что требует развития определенных черт характера. Обитатели леса, как отмечал В.К.Арсеньев29, отличаются молчаливостью, спокойствием, задумчивостью. Поэтому и одной из доминант традиционного воспитания у обских угров стало развитие самостоятельности ребенка. По мере накопления все новых достижений в самостоятельности именовались и разные возрасты ребенка: 1) возраст бега, 2) возраст убивания зверя, 3) возраст убивания из лука. Или: 1) дорос до охоты на белок, 2) дорос до охоты на лесного зверя30.
Однако в любом традиционном обществе коллективистские ориентации все-таки сильнее, чем в модернизированном. Так, у хантов основные решения относительно жизни общины (очистке рек от заломов, помощи нуждающимся, наказания нарушителей норм общественной морали) принимало народное собрание. На этих собраниях присутствовали все желающие, но право голоса имели только взрослые мужчины. Исполнение решений, принятых собранием было обязательным, никто не смел их ослушаться. В этом случае человек поставил бы себя вне общества и лишился его поддержки, что немыслимо в суровых условиях борьбы со стихией.
После
общих замечаний, описывающих отношение
к человеку в традиционной культуре
и в модернизированном
При ответе
на следующие вопросы Вам
1
В принятии решений я | ||||||
общепринятыми
нормами и представлениями |
1 2 3 4 5 6 7 | своими собственными чувствами и желаниями | ||||
2 Думая о своем прошлом, я чувствую | ||||||
удовлетворение | 7 6 5 4 3 2 1 | недовольство | ||||
3 Я
предпочитаю
четкие
и подробные указания |
1 2 3 4 5 6 7 |
сложные задачи, требующие самостоятельной работы и долгого поиска | ||||
4 Я верю в себя | ||||||
даже тогда, когда у меня не все получается | 7 6 5 4 3 2 1 | только тогда, когда у меня в жизни все складывается удачно | ||||
5 Наедине с собой мне скучно | 1 2 3 4 5 6 7 | не приходится скучать | ||||
6
В моей жизни |
||||||
есть четкие значительные цели | 7 6 5 4 3 2 1 | нет ясной значительной цели | ||||
7
То, что окружающие разделяют мою
точку зрения | ||||||
для меня очень важно | 1 2 3 4 5 6 7 | не слишком важно | ||||
8
Думая о будущем, я |
||||||
чувствую себя уверенно | 7 6 5 4 3 2 1 | часто испытываю | ||||
9 Меня любят потому, что я | ||||||
стараюсь
заслужить любовь окружающих |
1 2 3 4 5 6 7 | сам способен любить | ||||
10 Главное в жизни - | ||||||
реализовать себя в творчестве | 7 6 5 4 3 2 1 | приносить людям пользу | ||||
11
С противоречиями в самом себе |
||||||
я не могу мириться | 1 2 3 4 5 6 7 | охотно мирюсь | ||||
12 Думаю, что люди должны: | ||||||
уметь
скрывать свои чувства в общении с другими |
1 2 3 4 5 6 7 | открыто проявлять свои чувства в общении с другими | ||||
13
Я очень увлечен своей работой |
7 6 5 4 3 2 1 | я воспринимаю свою работу только как необходимость | ||||
14 Я себя совершенно не знаю и не понимаю | 1 2 3 4 5 6 7 | я достаточно хорошо изучил себя | ||||
15 Иногда мне приятно помечтать, пусть даже о неосуществимых вещах | 7 6 5 4 3 2 1 | я никогда не провожу время в бесплодных мечтаниях | ||||
16
Я не люблю перемен |
1 2 3 4 5 6 7 | перемены меня увлекают | ||||
17
Можно быть творцом даже
в |
7 6 5 4 3 2 1 |
в жизни очень мало возможностей проявить свои творческие способности | ||||
18
Я ни при каких |
1 2 3 4 5 6 7 | бывают моменты, когда хочется пожалеть самого себя | ||||
19 Кажется, | ||||||
все лучшее еще впереди | 7 6 5 4 3 2 1 | счастье осталось
за спиной, | ||||
20 Мне кажется, | ||||||
что
у человека мало шансов прожить свою
жизнь так, как ему хочется |
1 2 3 4 5 6 7 | что человек
может прожить свою жизнь так,
как ему хочется | ||||
21
Я часто проявляю свое |
7 6 5 4 3 2 1 | я редко проявляю
свое расположение к человеку, не будучи
уверенным, что оно взаимно | ||||
22
Мне часто кажется, |
||||||
что
пока я не живу, а как будто
готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему
начать жить в будущем |
1 2 3 4 5 6 7 | что я не готовлюсь к будущей настоящей жизни, а живу по-настоящему уже сейчас | ||||
23 Я считаю, | ||||||
что
глупо учиться на своих ошибках,
когда можно воспользоваться |
1 2 3 4 5 6 7 |
только опираясь на собственный опыт можно понять что-то в жизни | ||||
24
Люди редко раздражают меня |
7 6 5 4 3 2 1 | люди часто раздражают меня | ||||
25 С моей точки зрения, я - | ||||||
еще не сформировался окончательно как личность | 1 2 3 4 5 6 7 | уже вполне самостоятельный человек | ||||
26 Чаще всего я | ||||||
одобряю
свои планы и поступки |
7 6 5 4 3 2 1 | недоволен своим поведением | ||||
27 Пожалуй, я могу сказать, | ||||||
что не чувствую себя счастливым | 1 2 3 4 5 6 7 | что живу с ощущением счастья | ||||
28 В сложных ситуациях надо | ||||||
искать новые, наилучшие решения | 7 6 5 4 3 2 1 | действовать уже
испытанными | ||||
29
Я понимаю людей, которые |
1 2 3 4 5 6 7 | я ценю критику в свой адрес, если она обоснована и справедлива | ||||
30 Обычно я | ||||||
если
берусь за дело, стараюсь его завершить |
7 6 5 4 3 2 1 | большинство дел не довожу до конца, «сгораю» на половине | ||||
31
Свои интересы, потребности |
7 6 5 4 3 2 1 | я вырос таким, каким меня воспитали | ||||
32 Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них | 1 2 3 4 5 6 7 | я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили | ||||
33
В целом меня устраивает то, какой я есть |
7 6 5 4 3 2 1 | я часто бываю недоволен собой | ||||
34 Если я откладываю дела, которые должен сделать | ||||||
я
чувствую угрызения совести |
1 2 3 4 5 6 7 | я не чувствую угрызений совести | ||||
35 При определении того, что хорошо, а что плохо, | ||||||
я
опираюсь только на свои представления |
7 6 5 4 3 2 1 | решающим для меня является мнение других людей | ||||
36
Мне бывает трудно отличить
любовь от простого |
1 2 3 4 5 6 7 |
я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения | ||||
37
Прошлое, настоящее и будущее представляются
мне как |
7 6 5 4 3 2 1 |
мое настоящее почти не связано с моим прошлым и будущим | ||||
38
При выборе жизненного пути
человек должен | ||||||
необходимостью, требованиями обстоятельств (потребностями семьи, заботой об экономическом благополучии) | 1 2 3 4 5 6 7 |
своими желаниями и стремлениями | ||||
39
Думаю, мои знания будут |
7 6 5 4 3 2 1 | тот опыт, который у меня есть, вряд ли пригодится в будущем | ||||
40
Я никогда не сплетничаю |
1 2 3 4 5 6 7 | иногда мне нравится сплетничать | ||||
41 Взрослая жизнь, хотя она связана с большей ответственностью, меня привлекает | 7 6 5 4 3 2 1 | очень скучаю по детству и боюсь будущего | ||||
42
Я стараюсь никогда не быть
«белой вороной» |
1 2 3 4 5 6 7 | я не боюсь оказаться «белой вороной» | ||||
43
Я думаю, что могу планировать |
7 6 5 4 3 2 1 | в жизни
очень многое зависит от судьбы,
поэтому строить планы | ||||
44
Думаю, что в основном, людям доверять
не стоит |
1 2 3 4 5 6 7 | людям можно доверять | ||||
45
Есть ситуации, в которых |
7 6 5 4 3 2 1 | человек должен оставаться честным во всем и всегда | ||||
46 В отношениях с другими людьми | ||||||
я
чувствую себя неуверенно |
1 2 3 4 5 6 7 | я чувствую себя уверенно | ||||
47
Мне интересны те перемены, |
7 6 5 4 3 2 1 |
не думаю, что
будущее может принести какие-то
существенные перемены, я жду его
как что-то неимоверно застывшее | ||||
48
Самокопание часто имеет |
1 2 3 4 5 6 7 | интерес к самому себе - важное качество человека | ||||
49 Творчество
должно прежде всего служить прогрессу
человечества |
1 2 3 4 5 6 7 | приносить человеку удовольствие | ||||
50
Как правило, в своих |
7 6 5 4 3 2 1 | часто не в моих силах изменить неблагоприятные обстоятельства |
Теперь подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенной ниже шкал. Знакомясь с описанием личностных качеств, характерных для культур разных типов, сопоставьте их со своими показателями по тесту. Сделайте выводы. Включенные в опросник пункты содержательно группируются в семь шкал:
1.
Временная перспектива.
2.
Локус контроля. Шкала измеряет
степень независимости
3. Работоспособность - шкала диагностирует характер отношения субъекта к выполняемой деятельности. Высокий балл означает понимание человеком важности выполняемой им деятельности, ответственность и настойчивость в работе, стремление доводить до конца начатое дело. Низкий балл по этой шкале является свидетельством пренебрежительного и легкомысленного отношения к своей работе или отсутствия способности к планомерной и целенаправленной деятельности (№№ 13, 30, 39).
4.
Креативность - характеризует выраженность
творческой направленности
5.
Самоотношение. Данная шкала
6.
Межличностная дистанция.
7.
Шкала лжи диагностирует
Локус контроля
Локус
контроля – понятие, субъективно
характеризующее место
Концепция модернизации, предложенная А.Инкелесом и Д.Смитом32, утверждает в качестве одного из психологических аспектов модернизационных изменений интернализацию локуса контроля. Иными словами, в модернизированном мире все большую по сравнению с традиционными обществами жизненную необходимость и ценность приобретают умение самостоятельно планировать свою жизнь, нести ответственность за постоянно совершаемые выборы в каких-то принципиальных вопросах. Здесь нет той жесткой регламентации образа жизни и поведения, которая характерна для традиционной культуры.
Исследователи традиционной культуры обских угров указывают на то, что человек часто возлагает ответственность за успешность промысла, здоровье и долголетие на духов-покровителей. И этот момент может, казалось бы, рассматриваться как подтверждение экстернальности локуса контроля представителей традиционной культуры. Однако созданная человеком концепция сверхъестественного – это способ осмысления мироздания. И для нас особенно важно отметить взаимосвязанность и взаимозависимость в этой концепции человека и мира духов. Как отмечает А.П.Зенько33, связь на уровне дух-душа закономерна, поскольку человек, хотя и противопоставляемый внешнему миру как сфере сверхъестественного, сам обладает сверхъестественной сущностью. В подтверждение этому тезису можно привести два факта. Во-первых, человек сам имел определенную власть, по крайней мере, над личными духами-покровителями. Он мог наказать или вообще «отправить на заслуженный отдых» духа, который «плохо справлялся со своими обязанностями», т.е. при условии почтительного отношения к нему не обеспечивал человеку желаемого благополучия. Во-вторых, существом одного порядка с духами воспринимался маленький ребенок до появления у него зубов.
Компетентность в межличностных отношениях
Одно из принципиальных отличий традиционной культуры от модернизированной заключается в преимущественной ориентации на связи и отношения в разных социальных группах. Для традиционной культуры наиболее значимы внутрисемейные отношения, в модернизированном обществе их место занимают внесемейные социальные связи.
Важно подчеркнуть, что в традиционной культуре хантов и манси социальный статус человека определялся, прежде всего, его опытом, а не некими формальными характеристиками. Этот фактор, помимо прочих, как указывают В.М.Кулемзин и Н.В.Лукина (1992), также вносит свой вклад в развитие дезадаптации детей в системе интернатского обучения. Дома взрослые относились к ребенку «как к равному, а в школе между ним и взрослым проводится резкая грань». «Дети леса и тундры острее, чем поселковые и городские, воспринимают социальное неравенство, ибо им почти не приходилось слышать в семье о зависимости от «начальства»»34.
Взаимоотношения родственников регулировались веками складывавшимися этическими установками. Главные из них – уважение старших и забота о младших.
Ориентация во времени
На первый взгляд создается впечатление, что, если модернизированная культура ориентирована преимущественно на будущее, на постоянные изменения, вносимые научно-техническим прогрессом, то традиционная культура хантов и манси основные ориентиры своего существования обнаруживает в прошлом.
Однако в некоторых отношениях традиционная культура оказывается более прогностичной, более внимательной к отдаленным последствиям человеческой деятельности, чем модернизированная. Это справедливо, например, для анализа отношения к природе, принятого в модернизированной и традиционной культуре. Если модернизированная культура стремится подчинить природу воле человека, то представители традиционной культуры стремятся жить в гармонии с ней, соответственно, сохраняя ее для потомков.
Описанное противоречие ориентаций во времени, характерных для традиционной культуры обских угров разрешается анализом особенностей восприятия времени как такового. Представления о времени различны в разных типах культур. Время может рассматриваться как вектор от прошлого через настоящее к будущему, что характерно для модернизированных западных культур. Но время может рассматриваться и как непрерывность повторяющихся циклов в природе и жизни человека35, и подобную концепцию времени мы встречаем и в традиционной культуре обских угров. При восприятии цикличности времени каждый момент рассматривается одновременно и как следствие и как предпосылка и прошлого и будущего. Отсюда – почтение к опыту предков и внимание к последствиям своей жизнедеятельности.
Информация о работе Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации