Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:24, реферат
Что же собой представляют социокультурные изменения? Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» - описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность).
Но человек не только личность, но и член социума, и в этом качестве он нуждается в поддержке общества. Все это новый человек, конечно, может найти готовыми, идентифицировав себя с какими-то социальными образованиями, но более правильный путь – конституирование собственной социальной среды, создание собственных жизненных ресурсов. Иначе говоря, подобно современной корпорации новый человек должен стать менеджером самого себя, создать собственный мир и траекторию жизни, но, и это принципиально, с опорой на общие условия, на других и общество. Новый человек должен активно включаться в жизнь общества, в политическую жизнь, уметь влиять на других людей, достигать компромисса или консенсуса и так далее и т.п.
Базовыми
способностями нового человека, таким
образом, будут следующие: «способности
воображения, без них трудно помыслить
новые реальности и проживать их события;
способности к рефлексии, позволяющие
«останавливать» и артикулировать сложившиеся
формы жизни, а также перестраивать их;
целый спектр способностей, дающих возможность,
с одной стороны, учиться и переучиваться,
с другой – заниматься самообразованием;
креативные способности, необходимые
для практического воплощения новых идей
и представлений; спектр коммуникационных
способностей – понимание, общение, разрешение
конфликтов, достижение компромиссов,
осуществление совместной деятельности,
размежевание и другие; наконец, способности
к духовной навигации, включая самоопределение,
осознание своей обусловленности и ценности,
преодоление себя, идентификацию и разотождествление
с определенными субъектами, выстраивание
собственного сценария, сопровождение
его, разрешение экзистенциальных проблем
и другие» 56.
Итак, постмодернизация предполагает отказ от акцента на экономическую эффективность, бюрократические структуры власти и научный рационализм, которые были характерны для модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, где самостоятельности, многообразию и самовыражению личности предоставляется большой простор. Новое общественное устройство характеризуется невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации и формированием человека, обладающего критическим сознанием и стремлением реализовать свой творческий потенциал. Индивидуальное начинает преобладать над всеобщим, психология над идеологией, связи над политизацией, многообразие над одинаковостью57.
Но
главное, согласно мнению Р. Инглхарта,
постмодернизация меняет характер потребностей
и ценностных ориентиров человека.
Ценности в эпоху постмодерна
В работах Р. Инглхарта особое внимание уделяется изменениям ценностно-смысловой системы в процессе перехода от индустриального (модернизированного) к постиндустриальному (постмодернизированному) обществу. Его теория основана на результатах эмпирических исследований - Всемирного обзора ценностей, который проводится под его руководством уже 25 лет и ныне охватывает 75 стран, где проживает 85% населения Земли.
В
подходе Р.Инглхарта ценности культур
располагаются по двум осям: ценности
выживания/ценности самовыражения и традиционные/секулярно-
Каким же образом новая ценностная система приходит на смену предыдущей? С тем, чтобы разобраться в механизмах проиходящих изменений, вспомним «пирамиду потребностей» А.Маслоу (раздел «Личность») и логику «продвижения» индивида по «ступеням» развития мотивационной сферы. Напомним, что согласно теории человеческой мотивации А.Маслоу, потребности могут быть отнесены к одному из двух больших классов: к «дефицитарным» (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности), или «бытийным» (потребности уважения, познавательные, эстетические потребности, потребности в самоактуализации). Развитие мотивационной сферы личности в сторону преобладания потребностей более высокого порядка – «бытийных» - возможно лишь при условии относительной удовлетворенности потребностей более низких уровней, связанных с жизнеобеспечением. С точки зрения Инглхарта, на уровне социокультурной общности эта логика развития сохраняется.
Объяснение радикального изменения ценностей в современном обществе Инглхарт основывает на двух гипотезах, условно названных им гипотезой недостатка и гипотезой социализации. Гипотеза недостатка выводится из предположения о том, что ценности индивида отражают его социально-экономическое окружение. Люди склонны придавать большее значение тем потребностям, в которых они испытывают недостаток, если же базовые потребности удовлетворены, основанные на них ценности теряют свое былое значение и уступают место другим. Следуя этой гипотезе можно ожидать, что изменение экономических условий будет немедленно приводить к изменениям в ценностных приоритетах. Изменение характера производства, основанного на технологическом прогрессе, позволяет современному человеку удовлетворять материальные потребности достаточно просто и быстро, а по мере их удовлетворения само по себе материальное благополучие утрачивает свою значимость, а на первый план выходят такие проблемы, как «необходимость сочетать безопасность и свободу, справедливость и ответственность» (Хикс).
Следуя
этой гипотезе можно ожидать, что
изменение экономических
Итак,
постиндустриальное общество характеризуется
не только изменением характера производства,
но и, в первую очередь, трансформацией
потребностей и ценностных ориентиров
человека. Исследователи отмечают,
что та философия гедонизма, которая
была характерна для общества 1960-х, к 1980-90-м
гг. претерпела существенные изменения.
Сегодня успех ассоциируется не с обладанием
вещами, а с качеством жизни. При этом гедонистическая
этика 1960-х с ее активным сопротивлением
пуританству и отчуждению труда, и безоглядным
погружением в массовую культуру – «эротически-психопатическую»
- сменяется умеренными идеалами, осуждением
«потребительской всеядности», неприятием
урбанизированной и стандартизированной
жизни58. Само по себе материальное
благополучие утрачивает свою значимость,
а на первый план выходят такие проблемы,
как «необходимость сочетать безопасность
и свободу, справедливость и ответственность»59.
Удовлетворение индивидуальных потребностей
сопровождается возникновением новых
ценностей – сердечности, доверительности,
искренности, обаяния личности, т.е. ценностей
«индивидуалистически-
Этот процесс индивидуализации личности проявляет себя в стремлении человека быть самим собой, выступать в качестве «оператора», имеющего возможность свободного выбора и комбинаций, быть отличным от других индивидов и поведением, и вкусами, освободиться от предписываемых обществом ролей и социальных правил, «нести ответственность за свою жизнь и оптимальным образом распоряжаться своим эстетическим, эмоциональным, физическим, чувственным и т.д. опытом»60, т.е. быть самостоятельной личностью. В подобных обстоятельствах потребление превращается в «элемент производства»61, человек становится более свободным – в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в страсти к развлечениям и увеличению свободного времени, в одежде, танцах, даже в способах лечения, цель которых – освобождение своего «Я», а его отношение к самому себе и другим людям влияет – наряду с информацией и знанием – на экономический прогресс.
Вместе
с тем, говоря о формировании персонализированного
субъекта и демассифицированной
культуры, необходимо подчеркнуть отсутствие
непосредственной зависимости между
уровнем материального
А.В.Андреенкова63
опираясь на концепцию Инглхарта, провела
исследование ценностей россиян. Преобладающее
большинство опрошенных по России привержены
скорее материалистическим ценностям.
21% из них может быть назван «чистыми материалистами»,
в то время как к «чистым постматериалистам»
может быть отнесен только 0,1% респондентов.
Подобный результат можно было ожидать
в стране, где не удовлетворены основные
потребности людей в физической и психологической
безопасности, а страну в целом раздирают
политические конфликты и постоянно обостряющиеся
экономические кризисы. Россия является
наиболее «материалистичной» страной
среди всех европейских государств. Наиболее
близкой к России по индексу материалистических/
Канадский социолог Скотт Фланаган в серии статей, посвященных критике теории Ингельхарта, высказал предположение о существовании не одной, а двух ценностных плоскостей в общественном сознании — плоскости материализма/нематериализма и плоскости авторитаризма/либертаризма. Он выдвинул также идею, что изменение ценностей вдоль авторитарной/либертарнои плоскости более важно в современных условиях. Результаты его исследований показали, что изменение ценностей, причиной которого является смена одного поколения другим, происходит только в плоскости авторитарных/либертарных ценностей [2].
Нрвежский
ученый Одборн Кнутсен обнаружил, что
ценностная плоскость материализм/
Результаты эмпирических исследований отечественных ученых резкое отличие ценностной системы россиян от западноевропейских лишь в плоскости ценностей экономической безопасности или идеологии «зеленых» (сильная, практически полная приверженность россиян ценностям экономической безопасности), тогда как по индексу авторитарных/либертарных ценностей Россия находится в середине между Данией и Швецией и демонстрирует достаточно высокую степень выраженности либертарных ценностей.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что достаточно низкий индекс материализма/постматериализма в России по сравнению с другими странами объясняется почти полным отсутствием плоскости ценностей экономической безопасности/идеологии «зеленых». В условиях серьезной экономической нестабильности и, в течение продолжительного времени, отрицательного экономического роста российской экономики ценности экономической безопасности имеют превалирующее влияние в обществе.
Из
гипотезы об удовлетворении потребностей
вытекают две основные модели распределения
материалистических/
Информация о работе Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации