Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:24, реферат
Что же собой представляют социокультурные изменения? Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» - описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность).
Впрочем,
с момента своего появления по
настоящее время
Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики.
В конце 1950-х, а особенно начиная с середины 1960-х гг., стала нарастать критика ранних теорий модернизации, которая постепенно подорвала большинство «классических» положений. В фокусе критики оказалась именно базовая для ранних подходов к модернизации дихотомия «традиция – современность», неисторичность и западноцентричность этой модели7, неспособность существующей теории объяснить разнообразие переходных обществ, присущей им внутренней динамики, а также возможности самостоятельного развития современных политических и экономических структур. В результате, появились многочисленные «национальные» модернизационные проекты, ориентированные на учет культурной специфики той или иной социальной общности. Однако на деле отказаться от «западоцентризма» оказалось не так легко, и в большинстве такого рода «национальных проектов» подчеркивается возможность их реализации только на основе достижения определенного уровня усвоения западного опыта.
Интересна
в данном контексте теория модернизации
голландского ученого Э. Де Вре, который
для объяснения механизма влияния модернизированных
западных обществ на традиционные восточные
использовал метафору «механического
первотолчка» и заимствовал из химии такие
понятия как «катализаторы» и «ингибиторы»8.
Роль «первотолчка» в процессе модернизации
в его модели выполняли передовые страны
Запада на традиционный Восток. Традиционное
восточное общество обладает факторами,
как ускоряющими это воздействие («катализаторы»),
так и замедляющими («ингибиторы»). Структура
«первотолчка» состоит из пяти взаимодействующих
сил: 1) экономических, 2) технологических,
3) духовных, 4) социокультурных, 5) политических.
«Катализаторы» и «ингибиторы» в концепции
Де Вре распределяются по парам (табл.)
Таблица
«Катализаторы» и «ингибиторы» модернизации
в концепции Э. Де Вре9
Катализаторы | Ингибиторы |
Ожидание вознаграждения | Отвращение к риску |
Напряженность отношений между поколениями | Преемственность поколений |
Недовольство существующими порядками | Почитание традиций |
Организованное массовое движение | Порицание индивидуальных устремлений, противоречащих общественным |
Любопытство | Ксенофобия |
Проанализируйте
в соответствии с
приведенной таблицей
социокультурные
реалии российского
общества, оцените
его «модернизационный
потенциал».
К
началу 1970-х гг. стало очевидно, что
модернизационные процессы не распространяются
беспрепятственно - многочисленные эмпирические
данные свидетельствовали о неудачах
модернизационных тенденций. Негативные
последствия уничтожения
Комплексные исследования процесса модернизации в нашей стране продемонстрировали существование серьезных проблем адаптации представителей традиционных культур к условиям меняющегося мира. Дезадаптированность проявляется в комплексе взаимосвязанных проблем:
- ухудшение здоровья населения. Это касается, в частности, такого фактора как «неадекватность стиля жизни» («life-style incongruity»). Убедительно показано10, что «неадекватность стиля жизни» сочетается с повышенным артериальным давлением, а в ряде случаев – и с депрессией. Невозможность или нежелание человека внутренне перестроиться, чтобы принять «современную» систему ценностей и соответствовать ей, может негативно сказаться на его физическом и психологическом благополучии11;
-
неблагоприятные изменения
-
длительная экономическая,
-
обострение межкультурных
Познакомьтесь с приведенными в конце параграфа выдержками из статьи П.Бергера, посвященной критике «современности». Найдите в Вашем опыте подтверждения (или опровергните) существования тех «дилемм», порожденных современностью, которые анализирует автор. Выразите Ваше мнение о целях и идеалах социокультурных изменений в современной России и мире.
Критики указывали на ошибочность прямого противопоставления традиции и современности и приводили примеры преимуществ традиционных социокультурных систем в некоторых областях (С. Хантингтон, З. Бауман, Дж.Гасфилд).
Произошедший существенный сдвиг исходной однолинейной неоэволюционистской теории модернизации к полюсу релятивизма породил и новую терминологию, ориентированную, скорее на подчеркивание различий, на не поиск сходных аспектов модернизационных преобразований. Так, оформились термины «контрмодернизация» (означающий альтернативный вариант модернизации по незападному образцу) и «антимодернизация» (открытое противодействие модернизации) (А.Турен), «сверхмодернизация» (стратегия, обусловленная стремлением к достижению превосходства над цивилизацией-лидером) (Холмогоров). П. Штомпка, рассматривая теорию модернизации, предлагает понятие «ложной модернизации» по отношению к посткоммунистическим странам, под которой подразумевает несогласованное, дисгармоничное, внутренне противоречивое сочетание трех элементов: 1) современных черт в отдельных областях общественной жизни; 2) традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях и 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.
Под влиянием все усиливающейся критики социокультурных изменений по «западному образцу» ко второй половине 1980-х гг. складывается концепция «модернизации в обход модернити» - модернизации, при которой традиционная национальная культура не приносится в жертву западной системе ценностей и смыслов (А.Абдель-Малек, А.Турен, Ш.Эйзенштадт). Однако, как отмечал А. Турен, реальный ход модернизации, а в особенности, опыт взаимодействия «традиционных» и «модернизированных» общностей, хотя и опроверг единственность пути либерально-рационалистического универсализма, не утвердил однако и абсолютного приоритета партикуляризма. Традиция и современность стали рассматриваться как системы не только сосуществующие, но и взаимопроникающие и взаимоприспосабливающиеся. Элементы традиционных культур продолжают сохраняться и в условиях перехода к современности, лишь с течением времени начиная не просто вытесняться и видоизменяться под ее влиянием. В результате, на смену универсализму пришла не «вера в особый путь» для каждой страны, а синтез универсализма и партикуляризма. Поиски такого синтеза становятся главной проблемой стратегии развития многих стран, поскольку нарушение равновесия между современностью и традиционностью ведет к неудаче преобразований и острым социальным конфликтам.
В процессе развития теории модернизации помимо понятий «традиционное общество» и «современное общество», стало использоваться понятие так называемых «переходных систем» между традиционным обществом и современным как вполне самостоятельных, жизнеспособных и находящихся в развитии. Именно вопрос о характере этого перехода, остававшийся без ответа в рамках «классической» теории модернизации, на сегодняшний день, в первую очередь, представляет интерес, как в теоретическом, так и в прикладном отношении. Относительно процесса модернизации особенно актуален в этой связи анализ социокультурных форм, представляющих собой переходные этапы между обществами «традиционными» и «современными». Именно с такими формами исследователи и практики имеют дело на сегодняшний день, когда «чистых» традиционных культур не осталось.
Переходные общества
В
настоящее время традиционных обществ
в «чистом» виде не осталось. Большинство
немодернизированных культур, особенно
если их представители проживают
в составе поликультурного
С точки зрения О.Д. Фаис16, представителей «посттрадиционного» или переходного общества отличает ряд новых обретенных черт:
-
«открытость» новым способам
взаимодействия с людьми и
освоению новых
-
рост независимости от власти
родителей, локального
- отход от пассивного фатализма при встрече с новыми нетрадиционными явлениями;
- стремление к достижению более высокого профессионального и образовательного статуса;
- способность планировать дела и реализовывать действия, «вписывая» их в точные отрезки времени;
-
возрастание интереса к
Проблемность переходных обществ как таковых (независимо от того, к чему и от чего они переходят) связана с неодновременностью преобразований, затрагивающих различные сферы культуры и социальной организации. Так, модернизационные изменения не ограничиваются преобразованиями социальных институтов. Преобразования с необходимостью вторгаются в сферу ценностно-смысловых ориентаций, социальных норм, привычек, образцов поведения. Но, если на институциональном уровне действующие механизмы являются достаточно гибкими и относительно легко могут быть подвергнуты перестройке, поскольку связаны с рациональным контролем над социокультурными процессами, то ценностно-нормативный уровень с трудом и далеко не полностью поддается осознанию, соответствующие ему механизмы являются более жесткими и консервативными. Однако о завершении модернизационного перехода можно говорить, лишь когда перестройка обоих уровней регуляции полностью завершена. На сегодняшний день целый ряд социокультурных общностей оказался не в состоянии привести ценностно-нормативную систему в соответствие с модернизированными социально-экономическими институтами.
Таким
образом, основной чертой переходного
состояния может считаться
Одним
из широко исследуемых проблем
Личность: новое – хорошо забытое старое? Типы личности в традиционной и модернизированной культуре
Коснемся еще одного следствия модернизации традиционных обществ - изменения обобщенной модели личности, которое может рассматриваться как один из аспектов трансформаций ценностно-смысловой сферы. Влияние на человека процессов современности формируют в нем такие личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества. Некоторые авторы пытались выделить «личностный синдром», «современный менталитет» (Р.Белла) или модель «современного человека» (А. Инкелес). Классическое исследование по данному вопросу было проведено в 70-х гг. под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития. Сравнительное изучение шести стран – Аргентины, Чили, Индии, Израиля, Нигерии и Пакистана – позволили построить аналитическую модель современной личности. Были выявлены следующие качества:
- открытость экспериментам, инновациям и изменениям, готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма;
-
восприятие времени как
Информация о работе Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации