Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:42, контрольная работа
1. Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотические аспекты культуры
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная культура. Время и постоянство в системе культуры.
Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.
Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.
Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.
Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отводится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.
Сегодняшний тип рыночной и тем, более социально ориентированной экономики оценивается уже с других позиций — как более «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно — поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.
Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов — залог развития всего социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.
Правовая культура
Необходимым условием существования человека в обществе является право. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Традиционно право определяется как система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством. Но, чтобы разобраться в специфике права и правовой культуры, нужно выявить особое место правовой культуры среди других форм человеческой деятельности. Так как, правое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей и учений, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Ближе всего правое сознание стоит к сознанию политическому и нравственному, поэтому только рассмотрение общих и специфических признаков каждой из этих общественных форм поможет выявить особенности правовой культуры.
Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или косвенно, связано с проблемой власти. Неразрывная связь отношений права с политическим сознанием проистекает как раз из того факта, что они несут на себе сильнейший отпечаток влияния государственности (центрального инструмента политики). Государственный аппарат стремится упорядочить отношения права, чтобы приспособить их к собственным нуждам. Правотворческая деятельность является монополией государства и в этом качестве получает выражение в правовой культуре.
Право тесно связано с развитием демократии, требующей четких принципов государственного управления и широкого участия граждан. С другой стороны, правовое сознание прочно связано с нравственным (моральным) сознанием. Нормы права так же, как и принципы морали, имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и изначальное, что составляет культуру межличностных отношений.
Отметим следующие признаки правовой культуры. Во-первых, равенство; в границах права люди, несмотря на свою неповторимость и особенность, взаимодействуют как равные друг другу. Общественные субъекты вступают в отношения права лишь какой-то одной своей (но присущей всем) социальной ипостастью. Поэтому правовая культура соизмеряется одной социальной мерой по отношению к различным общественным субъектам. Во-вторых, исконно правообразующим признаком, наряду с равенством, является свобода. Право распространяется только на свободных граждан, причем свобода означает нечто большее, чем только возможность для каждого участника отношений права выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Бытие свободы в области права исключает самоуправство и своеволие; скорее, право выступает как форма, норма и мера свободы. Если хочешь быть свободным, ты должен соотносить свою свободу с признанием свободы других. Именно так возникает правовое отношение. В-третьих, еще один специфический признак права - справедливость как эквивалентность и сбалансированность прав и обязанностей, находящихся в правовых отношениях общественных субъектов. Причем справедливость как признак права может существенно отличаться от социальной и моральной справедливости
Экологическая культура.
Слово «культура» изначально восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры.
Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной - наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.
Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.
Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, указывает, например, С. Н. Артановский, становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».
Проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.
Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры - это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.
Художественная культура
Художественная культура - исторически детерминированная система конкретно-чувственного, образного познания мира, закрепления его в художественных ценностях, накапливаемых в виде художественных произведений. Она включает в себя целую систему искусств, а также специализированные инструменты культуры, в которых осуществляется трансляция художественных ценностей.
Предполагает художественное представление не реального, но как бы возможного, удовлетворяющего чувству прекрасного (по крайней меру, у творца художественного произведения). Художественная культура основана на образах.
Для художественной культуры важно собирание и хранение ценностей, благодаря которым и с помощью которых осваивается опыт предыдущих поколений. Особую значимость такое освоение приобретает для людей. Основным видом деятельности, которых становится не только ознакомление с уже созданными другими поколениями ценностями, сколько создание новых произведений искусства, которые могут стать новыми культурными ценностями. Носителей этих способностей и навыков деятельности называют художниками.
Искусство – это готовые произведении, а художественная культура – воплощение в них знания, ценности, нормы, образы и процесс открытия человеком для себя этих ценностей, придание конкретного функционального характера.
Художественная культура постоянно изменяется, критерии оценки художественной выразительности существуют в различных видах искусств. Поэтому периодически происходит смена стилей, которые представляют собой совокупность принципов и критериев, связанных с построением художественной формы и упорядочивающих многообразие творческих проявлений.
Нравственная культура
общества - это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих,
выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали. Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; культуру поведения и общения;
культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура
соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни
общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности:
злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и
совести, другим антиморальным явлениям.
Нравственная культура - это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.
Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.
Пространство и время
Являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответами на вопросы «где» и «когда». Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин получил широкое признание в философии для определения духовного и исторического измерения природы и общества; в психологии для понимания процесса становления и развития человека.