Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
Культура Древней Индии.
достигли высокого мастерства,
особенно в изображении образов
небольших форм (статуэтки, гравюры
); их удивительным достижением была
система водопровода и
Культура Древнего Китая
Уже в эпоху Шан была
открыта идеографическая
Культура Древней Греции
Мифология стала значительным
элементом греческой культуры, на
основе которого позднее развивались
литература, философия, наука. Основу литературного
образования составляли произведения
Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших
приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения
Гомера "Илиада" и "Одиссея",
возникла лирика, одним из первых лир.
поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос
творила Сапфо, творчество кот. было
вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются
постройки из камня. Гл. образом это
храмы. В процессе формирования гр.
ар-ры возникают 3 основных направления:
дорическое(применяли в
46. Феномен Античной культуры
3.1.1. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.
То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.
К началу ХХ в. в научной
литературе сложилось мнение, что
под античной культурой следует
понимать культуру древних греков и
римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических
рамках эпохи Античности остаётся открытым.
Некоторые исследователи
Для греческой культуры:
1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).
2. Классика (V-IV вв. до н.э.).
3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).
4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).
Для римской культуры:
1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).
2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).
3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).
3.1.2. Происхождение греков и римлян.
Небезынтересен вопрос о
том, “кто такие греки и римляне,
какова их древнейшая история?”. Ответить
на него с высокой степенью достоверности
очень сложно. Греки и римляне
(точнее италики) - народы арийского
происхождения, которые на очень
раннем этапе откололись от других
ариев и пошли собственным
путём. Вначале совместно, а затем
самостоятельно. Начиная примерно с
ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы,
ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились
с севера Балканского полуострова
на юг и близлежащие острова. Позже
других это сделали дорийцы - наиболее
воинственное греческое племя. Ощущая
стеснённость в территории, греки
колонизировали едва ли не всё побережье
Средиземного моря. Они основали поселения
даже в Крыму. То, что называют Древней
Грецией - понятие условное (скорее
культурное, чем политическое), ибо
греки не представляли собой единого
целого. Это был конгломерат огромного
числа небольших городов-
Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племён. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют мифы и другие источники. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава, которая впоследствии не сумела устоять под натиском варваров, а также в силу внутренних противоречий расколлась на две части, а затем Западную римскую империю завоевали германские племена.
3.1.4. Причины культурного взлёта
Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.
Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлёт? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.
Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;
во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;
в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;
в-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;
в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;
в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;
в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;
в-восьмых, отсутствие деспотии,
преимущественно
в-девятых, светский характер
древнегреческой религии; отсутствие
профессионального жречества
в-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного нача по отношению к остальному;
и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.
Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны.
47. Культура европейского средневековья.
Эпоха Средневековья — более чем тысячелетний пе- риод становления и развития культуры человеческо- го общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в За- падной Европе феодализма.
История свидетельствует,
что развитие человечества во всех
регионах происходит от архаического
состояния еди- нения с природой
в родовом обществе в направлении
созда- ния современного индустриального
и постиндустриального
Восточные цивилизации базировались преимуществен- но на государственной собственности на основные средства производства, обусловившей невозможность выделения индивида из родоплеменной общности, позднее соседской, территориальной общины, а также полную зависимость всех проживающих на определенной территории от цен- тральной государственной власти. Античность же породи- ла частную собственность и относительную независимость
производителей как основу индивидуальной самостоятель- ности личности и становления договорных отношений в об- ществе.
Крушение античной цивилизации,
произошедшее вслед- ствие исчерпания
внутренних ресурсов развития античного
рабства и империализма и под
ударами варварских племен (взятие
Рима готами в 41О г., вандалами в 455
г., наконец, гер- манским наемником
Одоакром в 476 г.), знаменовало конец
Западной Римской империи, а вместе
с нею всего предыду- щего этапа
культурно-исторического