Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

 

 

41. Место и роль науки в культурном процессе.

Культурная функция науки.

Культурная, образовательная  функция заключается главным  образом  в  том,

что  наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором   культурного

развития людей и образования. Ей  достижения  идеи  и  рекомендации  заметно

воздействуют   на  весь   учебно-воспитательный  процесс,    на   содержание

программ  планов,  учебников,  на  технологию,  формы  и  методы   обучения.

Безусловно,  ведущая роль здесь  принадлежит  педагогической  науке.  Данная

функция науки  осуществляется  через  культурную  деятельность  и  политику,

систему  образования  и  средств   массовой   информации,   просветительскую

деятельность ученых и  др. Не забудем и того, что наука  является  культурным

феноменом,   самым   имеет    соответствующую    направленность,    занимает

исключительно важное место  в сфере духовного производства.

Культурная функция науки  не сводима только к результативному  исходу, т.е.

к тому, что результаты научной  деятельности составляют  также  и  совокупный

потенциал культуры  как  таковой.  Культурная  функция  науки  сильна  своей

процессуальностью. Она предполагает прежде  всего  формирование  человека  в

качестве субъекта деятельности  и  познания.  Само  индивидуальное  познание

совершается исключительно  в окультуренных,  социальных  формах,  принятых  и

существующих  в  культуре.  Индивид  застает  уже  готовыми   («априори»   в

терминологии И. Канта) средства и  способы  познания,  приобщаясь  к  ним  в

процессе социализации. Исторически  человеческое  сообщество  той  или  иной

эпохи  всегда  располагало  и   общими   языковыми   средствами,   и   общим

инструментарием, и специальными  понятиями  и  процедурами  —  своеобразными

«очками», при  помощи  которых  прочитывалась  действительность,  «призмой»,

сквозь которую она  разглядывалась. Научное знание, глубоко  проникая  в  быт,

составляя существенную основу формирования сознания и  мировоззрения  людей,

превратилось  в  неотъемлемый  компонент   социальной   среды,   в   которой

происходит становление  и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может  развиваться  вне

освоения знаний, ставших  общественным достоянием и хранящихся  в  социальной

памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую  и  ценностную

наполненность.  Открываются  новые   возможности   этоса   науки:   проблема

интеллектуальной и социальной ответственности,  морального  и  нравственного

выбора, личностные аспекты  принятия решений, проблемы нравственного  климата

в научном сообществе и  коллективе.

 

 

 

42. Проблема "Восток-Запад", "Север-Юг" в культурологии.

 

— условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии  мировой культуры. 3. и В. — парная категория, выражающая дихотомию поляризованного  целого всемирной культуры, поэтому  она одновременно характеризует  и амбивалентное единство культуры человечества (в пределе складывающееся из 3. и В.), и разделенность на принципиально  отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности. 3. и В. взаимно полагают друг друга и в то же время взаимоисключают; они воплощают собой дополнительность и антиномичность полярных начал; диалектику единства и множественности культуры как сложного целого. 3. и В. невозможно представить без заданной или  хотя бы подразумеваемой противоположности: если опр. культурный текст характеризуется  как Запад (или его органич. часть), то в качестве его эпистемологич. контекста всегда выступает Восток (и наоборот).

Проблема соотношения 3. и  В. усложняется, если учесть истор. изменчивость культурно-смысловых границ между  тем и другим. Сев. Африка в эллинистич. период представляла собой несомненную  часть Запада — преемника античной культуры и колыбели христианства (родина бл. Августина), однако после завоевания арабами стала неотъемлемой частью мусульманского Востока. Присоединение  к России Закавказья превратило эти  сугубо вост. по менталитету и культуре территории в европеизируемый Запад. Можно сказать, что истор. динамика культур 3. и В. никак не затрагивает  содержания 3. и В. как элементов  объединяющей их смысловой конструкции: условная “система координат” мировой  культуры, ее феноменология остаются неизменными при бесконечной  изменчивости и текучести охватываемых ею конкр. феноменальных форм. Это  означает, что дихотомия “З. —  В.” является необходимым компонентом  любой культурной рефлексии и  культурологич. знания как такового, ограждающим человеческое познание от неправомерной унификации разл., не сводимых друг к другу культур  в единую всемирную культуру, равно  как и от соблазна представить  все конкр. культуры автономными  и несовместимыми друг с другом единичными феноменами.

Наряду с проблемой  «Восток—Запад» в последнее время  все большую важность приобретает  проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь  понимается социокультурный мир  народов субтропического пояса  — африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же севернее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура. Географические границы  между Севером и Югом трудно четко  определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и противопоставляется  главным образом миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает  в образе жизни аборигенов тихоокеанских  островов и «черной Африки».

 

Однако «возврат к детству» в жизни общества, как и в  жизни индивида, может воскресить утраченную с годами свежесть чувств и радость бытия. Подобное в какой-то мере происходит в западном обществе. Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмоционально обогатило искусство Севера, в  особенности музыку и танец (джаз, рэгги, диско, рэп, брейк-данс). Искусство  Юга наложило свой отпечаток на творчество выдающихся европейских художников конца XIX — начала XX века (Гоген, Матисс, Пикассо, Дали и др.). Эхо африканской  культуры можно заметить и в области  философии (например, в концепции  «уважения к жизни» европейского мыслителя XX века А. Швейцера). Благодаря  негритянским спортсменам стали  живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища — футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика.

 

Таким образом, культура Юга  уже сейчас оказывает заметное воздействие  на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Севером  и Югом несомненно будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных  миров.

 

 

43. Типология  культур: "специфические", "локальные", "срединные" культуры.

Специфические и срединные  культуры

Для рассмотрения проблемы «культура  и общество» представляется важным рассмотрение некоторых типологических проблем характеризующих социальное бытие. Так, устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации в  обществе обусловливает единство и  целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ту срединную культуру (ядро культуры) общества в целом, которая снимает напряженность оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. Именно в рамках срединной культуры формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени. В ее рамках снимаются крайности ценностных ориентации: аскетизм — гедонизм, по-корность - воля, свое - чужое, священное - бесовское, народное — антинародное, пролетарское - буржуазное и т.д., а также складывается устойчивый образ жизни, обеспечивающий умеренное благосостояние для широких слоев населения, доступные цели и средства реализации этих целей.

Существуют разные типы срединных  культур, специфичные для той  или иной цивилизации, а позднее  для национальных общностей. В классических цивилизациях Востока срединная  культура формируется в рамках религиозной  системы, дающей место самым широким  слоям верующих. В индустриальном обществе такая культура создается  на основе единства хозяйственной системы  и рынка, которые и порождают  средний класс.

Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в  российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного  начала, которым обычно выступала  религия, способствовало сохранению антиномичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в  обществе. Постоянно ощущаемая необходимость  вызревания срединной культуры прерывается  столкновением противостоящих принципов  и начал.

Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности — физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.

Любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически  однородном обществе. Эта специфичность  означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется  по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая маргинальная культура. Это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, отличная от доминирующей в 4 6 обществе (срединной) культуры. Такая культура возникает в связи с резким изменением образа, условий жизни. Причинами возникновения маргинальной культуры являются:1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто  они, какова их культура. Они оказываются  между, например, традиционной и современной  культурами, между различными исповеданиями  и т.д.*

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура. Субкультура — культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее носителей. Существование субкультур объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Культуры детей и взрослых, тинейджеров и пенсионеров достаточно резко различаются: разные возрастные категории людей практикуют специфичные жизненные стили, поклоняются различным кумирам, неодинаково проводят свой досуг.

вслед за появлением понятия  о культуре вообще появилось, во-первых, понятие об отдельных культурах, во-вторых, понятие о человеческой культуре в целом как совокупности всех этих отдельных культур. Значительно  позднее эти отдельные конкретные культуры получили название локальных  культур.

 

 

 

44. Особенности становления архаической культуры.

В архаический период (VIII-VI вв.) проходила великая колонизация  – освоение греками побережья  Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в  частности астрономия и геометрия,  появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры  и скульптуры формируется греческое  искусство.

 

         В  период архаики происходит становление  античного полиса – города-государства,  специфического типа политического  устройства. Давшего жизнь всем  последующим демократиям мира. Древние  греки создали принципиально  новый тип цивилизации – рыночную  экономику, основанную на честном,  добросовестном труде, высокой  культуре демократического руководства  и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в  истории не было.

 

         Афиняне  строили свою цивилизацию, планомерно  соединяя государственную и частную  собственность. Именно от греков  пришло к нам понятие «ЭКОНОМИКА»,  означавшее у них заведование  домашним хозяйством.

 

         Засушливый  и некогда пустынный горный  край, пришедший в эпоху варварства  к пределу экологического истощения,  талантливый народ за несколько  веков превратил  в цветущую  землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством.  Доведенная почти до совершенства  интенсивная система хозяйствования  позволили грекам составить конкуренцию  традиционным аграрным регионам  – развитым центрам восточной  цивилизации.

 

 

 

45. Культура Древних  цивилизаций.\

 

Египет

 

Эта древняя земледельческая  цивилизация начала формироваться  в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое  царство. Ранний Е. - это было время  образования рабовладельческого строя  и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом  строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить  свое влияние на соседние народы. В  к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности  самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего  мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м.  расцветала ар-ра храмов. В  Др. Е. все специальные знания концентрировались  в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для  управления массами накопленные  на протяжении времен данные астрономических  наблюдений, открыв периодичность солнечных  затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета  в арифметике. Древ. египтяне владели  также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как  письменности способствовало развитию таких жанров словесности как  мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и  даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная  драма и светский театр.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"