Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен анимация.docx

— 374.94 Кб (Скачать файл)

Определяющей стороной игры как таковой является содержание, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые группы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по определенным основаниям:

  • по времени проведения игры — сезонные (зимние, весенние, летние, осенние);
  • по продолжительности — длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;
  • по месту проведения — настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, праздничные, эстрадные;

В системе классификации модельно-социальных форм различают игры состязательного, театрального, поэтического, дипломатичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.

  • по составу участников (по полу и возрасту) — для дошкольников и младших школьников, для студентов, для девочек и мальчиков, для мужчин и женщин, молодежные;
  • по числу участников — одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;
  • по степени регулирования и управления — плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (организованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтанные);
  • по наличию аксессуаров — игры без предметов и с предмета 
    ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

Физические игры, построенные на движении, можно подразделить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллектуальные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие возрастную специфику — для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек — команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников — семейные, индивидуальные, групповые, а также по тематике — музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической работы как с детским, так и со  взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут переплетаться друг с другом:

• игровые оболочки, когда игра используется как некоторое обрамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

 • игра-переживание — более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно придумать множество игровых пространств — необитаемый остров, фантастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, применив театральные и сценические атрибуты);

  • игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с применением самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сюжетных статусов ролей);
  • деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить несложный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

• психологическая акция — игровая среда, создаваемая в пространстве коллектива на определенное время, особенностью которой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз которых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психологических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, подбор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть волшебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшебства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ большое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются костюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весенние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

  • подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);
  • атрибутивные (с различными предметами — игрушками, мячами, веревками, обручами, палками);
  • традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);
  • драматические (предполагают наличие художественного образа, действия, диалога, движения);
  • спортивные (соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей);
  • .орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями, основным жанром которых является хоровод);
  • производственные или деловые (изображение различных эпизодов производственной деятельности и времяпровождения  — охота, рыбалка, обслуживание);
  • бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, 
    музыкального и танцевального сопровождения, придающего характер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

• интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их классификация может быть основана на трех основных уровнях:

  • содержательном (политические, военные, спортивные, экономические и т.п.);
  • демографическом (по составу и числу участников — детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);
  • психолого-педагогическом (по принципу доминирующих способностей — интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную палитру возможностей проявления в различных сферах жизни и культуры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особенности которых связаны с народным календарем и были рассмотрены ранее).

58. Традиционные и народные  формы игр.

Интересной формой игровой деятельности в структуре анимационных программ могут быть различные формы традиционного и инновационного характера. Элементы инноватики могут быть привнесены и в существующие традиционные и народные формы игры.

Посиделки — народная форма досуга молодежи, включающая в себя элементы игры, основанные на принципах игровой этики, культуры общения, воспитанности, открытости участников.

Театр — представление, в котором участник пребывает в воображаемом мире, особенностью которого является зрительская аудитория, которой и представляется данная игра.

Фольклор — художественное искусство, создаваемое народным творчеством, включая такие виды, как поэзия, музыка, театр, Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, и отличающееся глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого общения и т. п.

Игровая деятельность способствует развитию определенных качеств личности. Так, развитию логического мышления способствуют интеллектуальные игры, которые расширяют эрудицию, кругозор, развивают логику мышления, речь, тренируют память, приучают работать со словарем. К интеллектуальным играм относятся: настольные игры — шахматы, шашки, рэндзю, морской бой, нарды, домино, индивидуальные игры — эрудит, кроссворды, чайнворды, анаграммы, метаграммы, палиндромы, стихотворные загадки и т.п.

К разряду головоломок относятся:

  • кроссворд — игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляя нужные слова (перечисление слов). Отличается формой рисунка, принципом подбора слов, тематикой, способом разгадывания. Встречаются кроссворды, содержащие в себе более 25 тыс. слов;
  • чайнворд — тип кроссворда, отличающийся определенной тематикой, разнообразием формы и методами разгадывания, в котором слова располагаются друг за другом, образуя цепочку, в которой конец предыдущего слова служит началом последующего;
  • кроссчайнворд — основан на сочетании технологий кроссворда 
    и чайнворда, состоит из набора цепочек, в которых первые буквы 
    одних слов являются последними других, допуская пересечение слов;
  • шарада — игра, в которой необходимо отгадать слово, разбитое на части и слоги, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть которого может быть зашифрована стихотворными рифмами;
  • арифмограф (криптограмма) — задача на отгадывание слов или текстов, где буквы закодированы цифрами, числами;
  • наборщик — составление коротких слов из букв длинного слова;
  • анаграмма — составление новых слов из букв какого-либо слова;
  • палиндром — составление фраз, слов, стихотворений, которые одинаково читаются в обе стороны (слова: наган, шалаш, казак; фраза: Аргентина манит негра; шутка: удавы рвали лавры в аду);
  • метаграмма — слова, полученные при последовательной замене одной буквы на другую (коза — барс);
  • рифма — поэтическая игра, основанная на подборе рифмованного слова на основе заданного (турист — альпинист, артист и т.п.);
  • буриме — стихотворная головоломка, в которой стихи шуточного характера сочиняются на заданные рифмы, не связанные по смыслу и фиксируемые в конце строк (автобус — глобус, студенты — дивиденты, лукошко — картошка, селедка — находка, 
    туристы — артисты и т.п.);
  • синонимы — слова, близкие по значению с данными;
  • антонимы — слова, противоположные по значению;

• омографы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные ударения и разные смысловые значения (замок — замок);

  • омофоны — слова одинакового произношения, но разного написания (пруд — прут, гриб — грипп);
  • омонимы — слова-близнецы, одинаково звучащие, но разные по смыслу (молния — застежка и явление природы, месяц — календарный и небесное светило и т.п.);
  • каламбур — игра слов, используемая по звуковому сходству для достижения комического эффекта;
  • гетерограммы — суперкаламбуры, в которых концы строк отличаются расстановкой пробелов между словами (пока лечили — покалечили);
  • монорим — стихотворение, все строки которого имеют одну рифму;
  • тавтограмма — стихотворение или рассказ, все слова которого начинаются с одной и той же буквы;
  • липограммы — тексты, в которых умышленно не используется одна или несколько букв;
  • акростих — стихотворная игра-загадка, разгадкой которой является слово или фраза, составленная из первых букв всех строк стихотворения;
  • месостих — стихотворение, в котором загаданное слово зашифровано в середине стиха;
  • телестих — стихотворение, в котором загаданное слово получается из последних букв всех строк.

Существует множество игр развивающего характера:

  • развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, резко отличающихся по внешнему виду, необходимого для театрализации, на соотнесение животного, игрушек, изображений, формулируемые по 
    типу фразирования: «Чего не хватает?»;
  • развитию слухового восприятия способствуют игры на слуховое опознание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;
  • развитию тактильного (осязательного) восприятия способствует обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентифицируя предметы и вещи по заданному признаку в зависимости от способа обследования;
  • развитию внимания способствуют игры различительного характера на основании заданного признака различия, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию на картинах и т.п.);

•развитию памяти способствуют игры, в задании которых определен поиск недостающих предметов или элементов, повторение определенных движений за аниматором и т.п.;

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"