Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 75\42.
Образовательная область предмета: филология.
Предмет: литература.
Реферат на тему:
«Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике
XX- начало XXI веков».
Исполнитель: Перминова Татьяна.
Руководитель: Свахина О.В.
Н-Тагил
2009 год.
Содержание:
1.Введение:
1. Цели и задачи........................
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу
Татьяны Лариной критиков XX-
1.1. Позов
А.С. «Метафизика Пушкина» (статья
из книги).....................
1.2. С.А. Мартьянова
«Татьяна Ларина в последней
главе романа «Евгений Онегин».
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин
в эпилоге романа».......................
1.4. К. Эмерсон «Татьяна».....................
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной
в романе «Евгений Онегин».......................
2.2. Милая мечтательница
и равнодушная княгиня.......................
2.3. Объяснение в любви
..............................
2.4. «Татьяны милый
идеал»........................
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в
понимании Татьяны Лариной.....
3.2. Русская
душа Татьяны Лариной..........
3.3. Вечный
образ русской женщины.........
3.4. «Послушная
влеченью чувства».............
5. Заключение....................
Список
литературы....................
* 1*
Введение:
Творчество А. С. Пушкина прошло через века и до сих пор занимает умы читателей. Много критиков говорили о пушкинской героини. Существует множество различных мнений, точек зрения об этом образе Татьяны Лариной. До сих пор продолжаются споры о правоте или вине Татьяны в последней главе, характере героини до встречи с Онегиным. Я считаю, что эта тема достаточно актуальна в наше время.
Целью
нашего реферата является
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть
исследовательские работы
- сравнить
мнения и исследования
- сделать
вывод: изменились или нет
2. Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI веков.
В.Е. Хализев.
«Я верен буду старине...»
«Евгений Онегин».
Глава 3. строфа XXVIII
«Классика, - сказано в одной из авторских работ нашего времени, это относительно стабильная расстановка величин, которая хоть и меняется, но лишь по краям, в ходе... игры центра и периферии». Да. Но сдвиги «по краям» (на периферии) порой оказываются весьма значительными. Ныне, к примеру, Достоевский заметно «потеснил» и Льва Толстого, и Гоголя, и даже в какой-то мере Пушкина. Свидетельства тому – и небывало широких поток литературоведческих и публицистических работ об авторе «Бесов», и обилие инсценировок прозы писателя, и монументальная скульптура при входе в Библиотеку им. Ленина.
Подобные
взлеты популярности случаются
и с литературными персонажами:
*2*
что в восьмой главе. Великое множество статей, разногласия их авторов, ожесточенные споры, поляризация оценок пушкинской героини... Сложный и многоплановый образ Татьяны при этом часто упрощается и схематизирует по законам мифа, тяготящего к гиперболе и синекдохе. Ныне бытуют два полярных друг другу мифа о пушкинской героине.
Первый
– это непомерное возвышение
замужней Татьяны над героем
романа и превращение её
Как известно,
одной крайности неминуемо
*3*
Тенденция мысли Набокова как комментатора пушкинского романа оказалась созвучной ряду литературоведов последнего десятилетия (как в нашей стране, так и за ее пределами). Возник феномен, который правомерно назвать постнабоковской онегинистикой. Подобного рода пушкинские штудии (надо отдать им справедливость) отмечены широкой эрудицией авторов и смелостью мысли. Высказываемые суждения аргументируются отсылками к многочисленным фактам жизни и творчества поэта. Вспоминается популярная песенка сталинских лет: «Кто ищет, тот всегда найдет». Но высказываемые мысли фатальным образом оказываются неадекватными творческой воле автора романа и его тексту как целому, что мы и постараемся показать.
Дань постнабоковской онегинистике в 1990-е годы отдал Ю.Н. Чумаков, один из лидеров современной науки о Пушкине в работах «Из прочтения восьмой главы «Евгения Онегина»» (1993, 1996) и «Евгений Онегин»: Интерпретация, поэтика, традиция» (1997). Ученый утверждает, что Татьяна восьмой главы прядет свое лицо под «апофатической маской», а потому «отчуждена от самой себя»; что «замужество и высший свет избранны ею ради защиты от Онегина, быть может, и ради торжества над ним». Текстовые подтверждения сказанному, естественно, отсутствуют, а то, что в пушкинском романе идет вразрез с утверждением, обходится молчанием. Например: «Меня с слезами заклинаний / Молила мать; для бедной Тани / Все были жребии равны...». Характеризую Татьяну-княгиню, Ю. Н. Чумаков, далее, пишет, что в ней сталкиваются не долг и любовь, а любовь и страх разрушения идеальной кристаллизации этой любви, а потому пушкиноведам следует войти в мир «аналитических вопросов» и преодолеть инерцию «непосредственно прагматического воздействия поэтического текста» Татьяны. Читателю «Евгения Онегина», стало быть, подобает проникнуть недоверием к собственному восприятию пушкинских строф – восприятию непосредственному и живому...
Завершение действия романа, как видно, интерпретируется Ю.Н. Чумаковым в «набоковском ключе». И, понятное дело, суждения Достоевского об укорененной пушкинской героини в национальной почве ученый саркастически называет «витийством». Говорится также, что герой и героиня романа претерпевают «свой élan vitale внутри социума, где до сих пор остаются неизжитыми патриархально-родовые комплексы с их реликтовой имперсональностью». О Пушкине ли это? Здесь Ю. Н. Чумаков невольно или сознательно – сказать трудно, вступает в спор... с самим собой, со своей замечательной статьей 1978г. (С.Г. Бочаров назвал ее «программной») «Поэтическое и универсальное в «Евгении Онегине»», где совершенно говорилось о «положительной отмеченности» (в пушкинском романе. – В.Х.) «старины» как знака «устойчивости и неизменности, то есть, в конечном счете, момента вечности». Утверждалось: «Приверженность «старине» характеризует с положительной стороны главных героев романа». Все это подтверждалось тщательным анализом текста.
*4*
Свою новую позицию, согласно которой в пушкинском романе патриархальный уклад с его будто бы «реликтовой импрессиональностью», Ю.Н. Чумаков (позволю себе сказать, отдавая дань не старине, а моде) обосновывает теоретически: чтобы избежать превращения классического текста в клише, «нужно пространство неопределенности, гипотез модальностей». И утверждает, что роман Пушкина ориентирован на «свободу выбора читателем различных «путей» сюжета и смысла». О границах же читательской свободы речи ведется. Предложенная здесь программа прочтения классики, на наш взгляд, чревата подменой разговора о произведении и о его авторе произвольным «додумываниями» и сюжетно-смысловыми «переворачиваниями». Иначе говоря, уйдя в пространство неопределенностей и модальностей без каких-либо «берегов», литературовед легко оказывается воспринимающим и постигающим произведение совсем не таким, каково оно есть, а таким, каким он создал бы его сам. Если бы только сумел. Спор с писателем-классиком, конечно же, правомерен (свидетельство тому – статьи о «Евгении Онегине» В.Г.Белинского), а иногда даже желателен. Но осуществлять его путем «приписывания» автору собственного взгляда на изображенное при игнорировании «неугодных» звеньев текста – это, на наш взгляд, занятие не вполне этически корректное, а в познавательном отношении малоперспективное.
Новые работы Ю.Н. Чумакова – далеко не единственное свидетельство интерпретационного произвола в прочтении восьмой главы «Евгения Онегина». Так, К. Эмерсон (США) утверждает, будто пушкинская героиня при своей последней встрече с Евгением (которая, по смелой гипотезе этого автора, состоялась лишь в сновидении Евгения) «смогла превратиться в беспощадного коршуна». Здесь об «антидостоинствах» замужней Татьяны сказано еще круче, чем у Набокова. Американская исследовательница представляет суровый упрек и повествователю, который, будучи «безнадежно влюблен в Татьяну», «утаивает всю информацию о ней и пускается в болтовню... когда мы ждем разумного объяснения ее поступков и мыслей». Стало быть, повествователь, а значит – и сам автор знают о Татьяне что-то не очень хорошее, но предпочитают об этом молчать. Придумать такое, заметим, способен далее не каждый.
Тенденциозность набоковского толка дала о себе знать и в обширном, филологически тщательно обоснованном, привлекающем обилием обсуждаемых культурно-художественных фактов труде А.Б. Пеньковского о «Маскараде» Лермонтова и «Евгении Онегине», где, в частности, рассмотрены пушкинские черновики, которые, утверждает автор книги, помогают высветить потаенные смысловые пласты романа. Однако в трактовке ученым восьмой главы налицо моменты весьма спорные. Обращаясь к строфам об уединившемся от суеты Евгении, А.Б. Пеньковский утверждает, будто герой романа с его менталитетом «никоим образом не мог погрузиться» в мысленное созерцание «мира народной поэзии, простоты и наивности». «Тайные преданья/ Сердечной старины» и
*5*
«длинной
сказки вздор живой» осознаются ученым
не как образы давно минувшего,
запредельного судьбе героя, а как
его воспоминание о собственной
молодости, об игре страстей в петербургскую
пору. Не менее парадоксально истолкован
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков