Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
В своей
семье она была одинока.
*32*
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Встретив
Онегина, в котором она
Образ
Татьяны на протяжении всего
романа возрастает в своем
значении. Попав в высшее
В обществе,
«где воспитанием немудрено
Невольно, милые мои,
Меня стесняет сожаленье;
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.
Татьяна
красивая и внешне, и внутренне,
у нее проницательный ум, потому
что, став светской дамой, она
быстро дала оценку
Татьяна
– то решительная русская
*33*
Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей – Тургенев, Чернышевский, Некрасов – в своих произведениях старили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого это Наташа Ростова, для Лермонтова – Вера из «Героя нашего времени», у Пушкина это Татьяна Ларина.
В
нашей современной
*34*
Глава № 3. Вечный образ Татьяны Лариной (сочинения).
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной.
Не раз, перечитывая «Евгения Онегина», я как-то не обращал внимания на одну очень важную для Пушкина тему – сопоставления счастья и долга. Мне это казалось само собой разумеющимися и поэтому не столь интересными. А ведь Пушкин очень глубоко разрабатывает эту тему.
Мать Татьяны любила одного человека, а оказалось вынужденной выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже «с супругом чуть не развелась», но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Неужели, задаемся мы вопросом, действительно «привычка свыше нам дана: замена счастию она»?
Ведь
Татьяну постигла та же участь,
что и мать. Выйдя замуж за
нелюбимого человека, она со временем
обрела покой («... она сидит
покойна и вольна»), но не обрела
счастья: по-прежнему любит
И тут
возникают у меня недоуменные
вопросы. Почему же не
А все
дело в том, что Татьяна выше
собственного счастья ставит
долг перед мужем, боится
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Это высочайшая мораль по понятиям самой Татьяны. Она не эгоистична. Она говорит Онегину, что раньше «лучше, кажется, была». Но это не так. Духовная красота Татьяны не увяла, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой. Только нравственный человек может предпочесть исполнение долга собственному счастью.
Татьяна
с годам стала духовно богаче.
Едва ли это приносит ей
счастье. Ее сестра Ольга не
очень-то задумывается над
И вот
что странно. Мы не осуждаем
Ольгу за ее образ жизни,
за ее легкомыслие и
*35*
3.2. Русская душа Татьяны Лариной.
Время в своем необратимом течении уносит все в историю. Но остается искусство. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят на нас глаза их современниц. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и неосуществимые мечты, надежды...
И как важно, что остался Пушкин! Осталась с ним его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в галерее женских образов русской литературы девятнадцатого века.
Собственно,
кто был у нас в литературе
до Татьяны? Людмила из «Руслан
Все эти героини, обладающие, несомненно, массой индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А Татьяна сделала это.
Чем же интересен образ Татьяны?
Прежде
всего – своими глубокими
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
В этом
признании из финального
Не случайно М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» обращает внимание на треугольник – Пушкин, Татьяна , няня Пушкина. Арина Родионовна всю свою жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской
*36*
женщины. Она, скорее всего, стала прототипом няни Татьяны. Сама же Татьяна Ларина, придуманная поэтом, стала любимой героиней, олицетворением его Музы.
Только
влюбленностью поэта можно
Любимая женщина – всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, беседует по ночам с няней. Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А кругом – русская природа, мир деревни, столь милый сердцу самого Пушкина. И юное девичье сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и запахи родных мест. Все в Татьяне ново, даже имя:
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его «урок» в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, то есть «русская душою».
Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счете, именно это объясняет развязку романа. Счастливая Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила – все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное.
Вот почему она искренни с Онегиным. Она чувствует в нем родственную душу. Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом не призналась бы.
Думается,
пушкинская героиня во многом
повлияла на героинь Тургенева,
*37*
И среди
нас гораздо больше
3. 3. Вечный образ русской женщины.
Есть
книги, которые перечитывают
Гениальные
художественные произведения обладают
способностью изменяться
Пушкин
сопровождает нас всю жизнь.
Он входит в наше сознание
с самого раннего детства
Но меня пленяет страсть вдохновения, восторженное поэтическое чувство, пронизывающее сточки романа – истинно русские люди.
Одной
из тех, кого воссоздал талант
великого поэта, является
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков