Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
Интеллектуальное
развитие Татьяны помогает ей
в Петербурге понять и внутренне
отвергнуть «постылой жизни
*27*
обязательствам и идеалам.
Надо признать, что А.С. Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, «он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
2.2. Милая мечтательница и
Самым
задушевным произведением
И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Герои романа стали для Пушкина почти родными.
Наиболее
близок автору образ Татьяны,
которая по сути свое, является
идеалом русской женщины для
Пушкина. Именно такой
Пушкин в портрете Татьяны описывает не ее внешность, а скорее психологию: «дика, печальна, молчалива...». Это нетипичный образ, привлекающих не красотой, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей...
Образ этой короткой, задумчивой девушки притягивая читателя и самого автора не красотой, но своей прелестью и необычностью.
Во второй
главе романа мы встречаем
девушку, круг жизни которой
составляют природа, книги,
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Можно
заметить, что в тех строфах,
где речь идет о Татьяне,
обязательно присутствует
Например,
после суровой проповеди
*28*
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня девушек, утешающая Татьяну, привязанность к няне, гадание – все это еще раз говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
Одиночество,
доверчивость и наивность
Холодность
Евгения не убивает Танину
любовь, «строгий разговор» в
саду лишь открыл Тане
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Онегин
уехал, и, кажется,
Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полных лексикон?
Уж не пародия ли он?
Хотя
внутренний мир Евгения не
исчерпывается книгами,
В восьмой
главе мы встречаем «
Однако
нельзя сказать, что теперь
она действительно «
*29*
неспособная испытывать искренние чувства и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства остались, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И «беспечная прелесть» Татьяны – маска, которую она носит с искусством, не лишенным естественности.
Свет
внес свои коррективы, но только
внешние, душа Татьяны
Порывистость
чувств сменилась в ней
Но все-таки главное достоинство Татьяны – это душевное благородство как основная черта ее истинно русского характера. Татьяна обладает обостренным чувством долга и собственного достоинства. Именно поэтому она находит в себе силы подавить чувства и сказать Онегину:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Поэт
восхищался образом Татьяны,
Образ
Татьяны является самым
2.3. Объяснение в любви.
Не будет
преувеличением сказать, что «
И действительно, поэт открывает нам душу, самого себя не только в авторских отступлениях, но и в характеристиках своих любимых героев, щедро наделяя их сокровищами своих мыслей и чувств. Порой они смотрят на мир его глазами, а иногда он – их.
Онегин – главный герой романа – «добрый приятель» автора, по признанию самого Пушкина, но между ними нет знака равенства, они похожи, но и только. Чему-то в Онегине Пушкин сочувствует, что-то отвергает.
Другое дело – Татьяна, в любви которой поэт признается и с которой старается быть рядом в трудную для нее минуту: «... с тобою вместе слезы
*30*
лью». Более того, для Пушкина, распрощавшегося с юношеской романтикой и вольными и невольными путешествиями, идеал теперь «хозяйка... покой, да щей горшок, да сам большой».
И муза
его перевоплощается в уездную
барышню, в которой мы без
труда узнаем Татьяну Ларину.
Однообразную сельскую жизнь
с бесконечным для барышни
досугом Татьяна украшала
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Выросшая под недреманным оком своей няни, передавшей ей часть своего мироощущения,
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
И это не порок, считает Пушкин: «так нас природа сотворила» - находясь в страшном свои прелести, верить приметам. Но не только это ищет Татьяна в природе. Как и автор, его героиня любит и понимает природу, по-настоящему близка к ней. Невидимыми нитями связано ее сознание с сельским неярким пейзажем. Кажется, она и сама такова – проста и непритязательна.
Но нет.
«Татьяна – существо
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Поэт, понимая,
что «Татьяна любит не шутя»,
что она не хладнокровная
Посланием Тани был, тронут даже Онегин, но лишь на минуту. Объяснившись с печальной героиней, он, по ироничному замечанию автора, «очень мило поступил». Но это объяснение ничего не изменило, любовь Татьяны не угасла.
Если
раньше девушка любила
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
Посещая дом Онегина, читая его книги, Татьяна начинает осознавать, что
*31*
целый мир раньше был скрыт от нее, что человек не укладывается в привычные жизненные схемы. Она не только разрешает загадку Онегина, она сама теперь, в новой своей жизни светской дамы, становится такой же загадкой:
Ей внятно все, Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Пышность и мишуру света она готова отдать за те места, где она была счастлива когда-то. Любовь все еще живет в ней, но обман и ложь не в ее натуру. Пушкин и в это мгновение рядом с любимой им Татьяной.
Вздох
сожаления героини – «а
Так сильно
обаяние пушкинской героини,
2.4. «Татьяны милый идеал»
Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев – сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через героев, Пушкин не мог не донести до читателя своего представления о женской красоте – красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более у поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. «Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России». Кажется, что Таня – живой, реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А.С. Пушкина, сохранились даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта Пушкина?
Пушкин
выделяет Татьяну из
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков