«Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;

Содержание

1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_literature.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

  Интеллектуальное  развитие Татьяны помогает ей  в Петербурге  понять и внутренне  отвергнуть «постылой жизни мишуру»,  сохранить свой высокий нравственный  облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Нам понятно, что Татьяна прячет свои чувства под маской светской дамы. И мы видим ее страдания. Она хочет бежать в деревню, к тому миру, что был так близок ей. Но героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого вышла. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своим

*27*

 

обязательствам  и идеалам.

  Надо  признать, что А.С. Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, «он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

 

2.2. Милая мечтательница и равнодушная  княгиня.

 

  Самым  задушевным произведением поэта  назвал Белинский роман Пушкина «Евгений Онегин». Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя.

  И, несомненно, образы главных героев романа  очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Герои романа стали для Пушкина почти родными.

  Наиболее  близок автору образ Татьяны,  которая по сути свое, является  идеалом русской женщины для  Пушкина. Именно такой представлял  он себе  истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и в то же время обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.

  Пушкин  в портрете Татьяны описывает  не ее внешность, а скорее  психологию: «дика, печальна, молчалива...». Это нетипичный образ, привлекающих не красотой, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает  разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью  ее румяной

Не привлекла  б она очей...

  Образ  этой короткой, задумчивой девушки  притягивая читателя и самого автора не красотой, но своей прелестью и необычностью.

  Во второй  главе романа мы встречаем  девушку, круг жизни которой  составляют природа, книги, деревенский  мир с рассказами и сказками  няни, с ее теплотой и сердечностью:

Задумчивость, ее подруга

От самых  колыбельных дней,

Теченье сельского  досуга

Мечтами украшала ей.

  Можно  заметить, что в тех строфах,  где речь идет о Татьяне,  обязательно присутствует описание  природы. Недаром Пушкин много  раз передает душевное состояние  Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой.

  Например, после суровой проповеди Онегина  «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва  рождающийся день». Прощание Тани  с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

*28*

 

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

  Весь  внутренний мир Тани созвучен  с природой, со всеми ее изменениями.  Такая близость является одним  из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня девушек, утешающая Татьяну, привязанность к няне, гадание – все это еще раз говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русская  душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

  Одиночество,  доверчивость и наивность позволяют  «мечтательнице нежной» придумать  Онегина. Девушка пишет Онегину  пылкое, страстное письмо и получает  в ответ суровую отповедь. Но, увидев, что герой ее мечтаний  вовсе не такой, каким она  себе его вообразила, она не приходит в отчаяние, а пытается понять Онегина.

  Холодность  Евгения не убивает Танину  любовь, «строгий разговор» в  саду лишь открыл Тане страдающего  Онегина. Поэтому, может быть, даже смерть Ленского не разрушила  то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве  жестоком

Сильнее страсть  ее горит,

И об Онегине  далеком

Ей сердце громче говорит.

  Онегин  уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его  дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев, как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще?

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полных лексикон?

Уж не пародия  ли он?

  Хотя  внутренний мир Евгения не  исчерпывается книгами, которые  он прочел, Таня этого не понимает  и, делая ошибочные выводы, разочаровывается  в любви и в своем герое. Теперь ей  предстоит скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.

  В восьмой  главе мы встречаем «равнодушную  княгиню», «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», благородства и изысканности.

  Однако  нельзя сказать, что теперь  она действительно «равнодушная»,

*29*

 

неспособная испытывать искренние чувства и  что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства  остались, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И «беспечная прелесть» Татьяны – маска, которую она носит с искусством,  не лишенным естественности.

  Свет  внес свои коррективы, но только  внешние, душа Татьяны осталась  прежней. В ней все еще живет  та доверчивая девочка, любящая  зиму, холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад».

  Порывистость  чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать  тот момент, когда смущенный, «неловкий»  Евгений остается с ней наедине.

  Но все-таки главное достоинство Татьяны – это душевное благородство как основная черта ее истинно русского характера. Татьяна обладает обостренным чувством долга и собственного достоинства. Именно поэтому она находит в себе силы подавить чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век  ему верна.

  Поэт  восхищался образом Татьяны, столь  искусно созданным им самим.  Он воплотил  в Татьяне идеал  настоящей русской женщины. Пушкин  видел жен многих декабристов,  которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот такими душевным благородством наделил он и свою героиню.

  Образ  Татьяны является самым глубоким  и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны  Лариной позволили Белинскому  назвать ее «гениальной натурой».

 

 

2.3. Объяснение в любви.

 

  Не будет  преувеличением сказать, что «Евгений  Онегин» - самое задушевное произведение  Пушкина, самое любимое дитя  его фантазии. Так, кстати, считал  В.Г. Белинский. «Здесь вся жизнь,  вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - писал он.

  И действительно,  поэт открывает нам душу, самого  себя не только в авторских  отступлениях, но и в характеристиках  своих  любимых героев, щедро  наделяя их сокровищами своих  мыслей и чувств. Порой они смотрят на мир его глазами, а иногда он – их.

  Онегин  – главный герой романа – «добрый приятель» автора, по признанию самого Пушкина, но между ними нет знака равенства, они похожи, но и только. Чему-то в Онегине Пушкин сочувствует, что-то отвергает.

  Другое дело – Татьяна, в любви которой поэт признается и с которой старается быть рядом в трудную для нее минуту: «... с тобою вместе слезы

*30*

 

лью». Более  того, для Пушкина, распрощавшегося  с юношеской романтикой и вольными и невольными путешествиями, идеал теперь «хозяйка... покой, да щей горшок, да сам большой».

  И муза  его перевоплощается в уездную  барышню, в которой мы без  труда узнаем Татьяну Ларину. Однообразную сельскую жизнь  с бесконечным для барышни  досугом Татьяна украшала своей  фантазией, чтением романов, а куклы и игры ее не привлекали.

И были детские  проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте  ночей

Пленяли больше сердце ей.

  Выросшая  под недреманным оком своей  няни, передавшей ей часть своего  мироощущения,

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и  карточным гаданьям,

И предсказаниям  луны.

  И это  не порок, считает Пушкин: «так  нас природа сотворила» - находясь  в страшном свои прелести, верить  приметам. Но не только это  ищет Татьяна в природе. Как  и автор, его героиня любит и понимает природу, по-настоящему близка к ней. Невидимыми нитями связано ее сознание с сельским неярким пейзажем. Кажется, она и сама такова – проста и непритязательна.

  Но нет.  «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая... страстная», - отмечал Белинский. Ее душа ждала, жаждала любви.

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

  Поэт, понимая,  что «Татьяна любит не шутя»,  что она не хладнокровная кокетка,  старается оправдать ее бесхитростное  поведение, доверчивость, «легкомыслие  страстей». Письмо Татьяны к Онегину свято для него, наполняет его «тайною тоскою», идущей от чистоты неразделенного чувства.

  Посланием  Тани был, тронут даже Онегин, но лишь на минуту. Объяснившись с печальной героиней, он, по ироничному замечанию автора, «очень мило поступил». Но это объяснение ничего не изменило, любовь Татьяны не угасла.

  Если  раньше девушка любила беззаветно, безотчетно, то после вещего сна,  именин, дуэли и гибели Ленского  она пыталась понять человека, которому отдала первое чувство:

Чудак печальный  и опасный,

Созданье  ада иль небес,

Сей ангел, сей  надменный бес,

Что ж он?

  Посещая  дом Онегина, читая его книги,  Татьяна начинает осознавать, что

*31*

 

целый мир  раньше был скрыт от нее, что человек  не укладывается в привычные жизненные схемы. Она не только разрешает загадку Онегина, она сама теперь, в новой своей жизни светской дамы, становится такой же загадкой:

Ей внятно все, Простая дева,

С мечтами, сердцем  прежних дней,

Теперь опять  воскресла в ней.

  Пышность  и мишуру света она готова отдать за те места, где она была счастлива когда-то. Любовь все еще живет в ней, но обман и ложь не в ее натуру. Пушкин и в это мгновение рядом с любимой им Татьяной.

  Вздох  сожаления героини – «а счастье  было так возможно, так близко!..»  - мог принадлежать и автору, и Онегину, и читателю, понимающим, что настоящая любовь не состоялась во времени и пространстве.

  Так сильно  обаяние пушкинской героини, что  мимо нее, за редким исключением,  равнодушно никто не проходил  Белинский, восхищаясь живостью  образа, ставил в заслугу Пушкину то, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

 

2.4. «Татьяны милый идеал»

 

  Пушкин, работая над романом «Евгений  Онегин», создавал не только  образ своего современника, не  только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев – сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через героев, Пушкин не мог не донести до читателя своего представления о женской красоте – красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более у поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. «Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России». Кажется, что Таня – живой, реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А.С. Пушкина, сохранились даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта Пушкина?

  Пушкин  выделяет Татьяну из представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих из них. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны, до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин.

Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков