Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
И –
еще об одном. На основе
Пушкинский
роман, как видно,
Лицо постнабоковской онегинистики с предельной яркостью явлено в работе Ю. Дружинникова, который подверг восьмую главу критике прямой и открытой, что, естественно, вызывает уважение к автору статьи, хотя и не порождает согласия с ним. В завершающей главе романа, по
*6*
словам Ю. Дружинникова, «ощущается насилие автора над материалом», имеет место «стилизация Татьяны», причина чего – решение поэта сделать героиню носительницей «конформной морали». К тому же творцу романа предъявляется упрек в «спешке» при работе нал восьмой главой. Далее читаем: Пушкин «сгибает характер Татьяны в дугу»; «мстительная» и «безнравственная» героиня романа в последнем эпизоде «рассчитывается с Онегиным от лица всех женщин; она признается Онегину в любви, «чтобы он продолжил добиваться ее более настойчиво» и добился бы своего. Комментарии, как говорится, излишни.
Мы убеждены,
что оригинальные гипотезы, смелые
и неожиданные ходы мысли
Назовем
и книгу о пушкинском романе
В.А. Кошелева, появившуюся в юбилейный
год. В ней тоже уделено
Спектр
истолкований пушкинского
Дело, по-видимому,
прежде всего в том, что
Впрочем,
не в одном только
*7*
первой половины XX в. Вот его методическое credo: «В нашем деле я смолоду отрицательно относился ко всякой произвольной психологистике и филосифистике <…> Все по-разному, но все одинаково безответственно «свое» навязываю автору <…> Я старался сказать о произведении только то, что оно само сказало». Актуальность этих суждений, на наш взгляд, неоспорима.
Но причины
процветания постнабоковской
Трактовки завершающей главы пушкинского романа в набоковском духе, при всем том, обладают некоторыми достоинствам. Они отнюдь не смогут не сбивать с толку обычных читателей, которые любят Пушкина, стремятся понять его полнее, глубже и при этом относятся к пушкинистам- профессионалам с уважением и доверием. Поосторожнее обращаться бы нам с высокими образцами художественной словесности! Ведь призыв (вернее, заповедь) «не навреди!» относится не к одним только медикам!
*8*
Глава №1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI веков.
(отрывок из книги)
<…> Монументальность пушкинского творчества, кажется, нигде не проявляется с такою силою, как в описании бала, куда являются Татьяна-Аспазия и Онегин, «Как Чацкий, с корабля на бал». Как художник одним взглядом охватывает гигантское полотно, незримо размещает фигуры и начинает уверенно накладывать краски, как Веронезе, Рембрандт или Врубель. Царственное величие и простота Татьяны, «обеспеченная прелесть» и «неприступность богини» покоряют всех. Хотя Пушкин и говорит о «цвете столицы» на балу у княгини Татьяны, он не называет имена зачинателей новой русской культуры, но отмечает лишь некоторые достопримечательности, курьезы и уникумы: чудаков, анекдотистов, светских балагуров, странных гостей, которые группируются вокруг Татьяны, «Сей величавой, сей небрежной Законодательницы зал». Это лишь контрастные мазки художника к центральной фигуре и к центральной строфе (16-й) всего романа, где он ставит Татьяну рядом с Ниной Воронской (графиней Завадовской), первой красавицей Петербурга. И не это поразило слегка опровинциалившегося Онегина в новой Татьяне, не Татьяна-Аспазия, законодательница зал. Но проследим за магическим пером Пушкина.
Тонкий ценитель женского очарования, Онегин потрясен. Чем, красотою и внешним? Все это было ему знакомо по богатому прошлому опыту жизни в блестящей серенной столице. Самообладание, сдержанность, царственная простота в обращении, отсутствие кокетства, спокойный взгляд проникновенных глаз, улыбка, ничего не обращающая, спокойное горение духа свободного.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.
Какой
незаурядный портрет женщины!
Эту незаурядность чувствует
и перед ней преклоняется
*9*
Так равнодушна, так смела...
...она
Сидит покойна и вольна.
А как же прежняя Татьяна? Она и здесь, перед ним, и нет ее. Ведь он оставил ее в глуши, и, казалось, навсегда. И все-таки это она перед ним, Татьяна, но другая, владеющая собою и как будто равнодушная. «И он ей сердце волновал!» А теперь она волнует его сердце загадкой своей нездешней красоты. Онегин испытывает разом такую бурю разнообразных и противоречивых чувств, мыслей, волнений и эмоций, которых хватило бы у него на всю жизнь, до этой роковой встречи и – после нее. Все, что было заложено в Татьяне, уездной деревенской барышне: богатство души, сила ума и чувства, - все это выявилось теперь в замужней Татьяне-княгине, получило законченный образ и очертания: в гармонии ума и сердца, гармонии ума и фантазии, где не ум находится на служении у фантазии, а фантазия находится на услужении ума и усиливает его. Трагическая антитеза вчерашнего и сегодняшнего, прошлого и настоящего, и между ними – целая пропасть. «Девчонка нежная», «смиренная девочка», «та девочка» и эта «царица зал»!
Современный Пушкину поэт и критик, друг его Катенин заметил, что переход от Татьяны, уездной девочки-барышни, к Татьяне – знатной даме, становится слишком неожиданным и необъяснимым. Пушкин признал справедливость этого замечания, но решился выпустить главу с описанием путешествия Онегина по России «по причинам, важным для него» (Пушкина), а не для публики, как он сам говорит в комментариях к роману. Пушкин не внял советам осторожной псевдоестественности и во имя ложно понятого натурализма не пожертвовал великое правдою своего поэтического прозрения. И мы благодарны ему за то, что он не побоялся чуда преображения Татьяны, что он сделал это чудо объектом поэзии. Читая эти вдохновенные строфы, не знаешь, чему удивляться, краскам художника или тональности пушкинских строф. Онегин сбит с толку, может быть в первый раз в своей жизни, этим зрелищем чуда.
«Ужели», - думает Евгений,-
«Ужель она? Но точно...Нет...
Как! Из глуши лесных селений...»
<…> Что же это за красота, неуловимая, но всеми видимая и сознаваемая? В образе Татьяны Пушкин показал, что он искал в своем творчестве красоту духа, Небесный идеал, воплощенный в женском образе. Чтобы найти источник этой красоты, нужно проследить за картиной духовного роста Татьяны, как она дана во 2-ой и 3-ей главах романа. Послушная девочка, любящая уединение пустынных комнат и аллей, избегающая шумного детского веселья и игр, превращается в томную, слегка сентиментальную девушку, жаждущую романтики. И в детстве, и в юности у Татьяны основное – это задумчивость, омрачающая ее юные годы, интенсивная работа мысли. Эту исключительность, эту искру уловил
*10*
Онегин, но этой искры оказалось недостаточно, чтобы согреть холодную душу Онегина, его «резкий охлажденный ум». Любовь Татьяны к природе, к русской зиме, к русской старине, к страшным рассказам няни, к книгам – не случайны, это - поиски ответа на вопросы пытливого ума. Татьяна нашла ответы на эти вопросы, но позже, при других условиях, тяжелою ценою, и не там, где искала их. И вдруг, как молния среди мрака бури, как горькое просветление:
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Да, Татьяне было суждено «совсем иное», не обычный широкий и торный путь, раскрытие женской души в любви, - путь, излюбленный всеми поэтами. <…> Глубоко затаенная любовь, тайна сердца, «Заветный клад и слез и счастья», творит свое очистительное, свое одухотворяющее дело. <…> Татьяна находит счастье и истину, но не вне, а внутри себя. И Новая Элоиза умирает в ней навсегда. Началось самое трудное – жить для других, сначала для матери, а потом для мужа. Три года такой жизни преобразили Татьяну. Чтобы оттеснить метаморфоз своей героини, Пушкин сравнивает ее, ставит рядом
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Нивы,
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.
Таким
образом, это сравнение с
В образе Татьяны
Пушкин сумел показать красоту
человека преображенного, человека,
победившего самого себя, свое
естество, человека просветленного,
и «верный» и «милый» идеал
поэта стал общим идеалом,
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков