Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ  ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

Предмет изучения в истории языкознания

 

     Язык - удивительнейшее явление на Земле.  Язык объединяет  и разъединяет людей,  дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее.  Без языка невозможна ни одна наука.

    Понятие «язык»  является одним из самых сложных  для того, чтобы дать ему определение.  Для сравнения можно привести  словарные статьи из разных словарей:

       Язык – совокупность всех слов  народа и верное их сочетанье  для передачи мыслей своих (В.И. Даль).

      Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить  средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

     Язык – исторически сложившаяся  система звуковых, словарных и  грамматических средств, объективирующая  работу мышления и являющаяся  орудием общения, обмена мыслями  и взаимного понимания людей  в обществе (С.И. Ожегов).

    Если  раскрыть  переводоведческий словарь Л.Л. Нелюбина, то на страницах 259-260 можно найти  17 толкований понятия «язык».

    Наукой  о языке и обо всех, связанных  с ним явлениях, считается языкознание. 

    Языкознание (или языковедение,  или общее языкознание, или лингвистика) предметом своего изучения имеет язык и все связанные с ним явления. Как научная дисциплина - языкознание  - включает в себя в качестве составных общее языкознание, частное языкознание (полонистика, германистика,  русистика), прикладное языкознание (терминоведение, лексикография, машинный перевод), историю языкознания.

     История языкознания (или теория лингвистических учений, или история лингвистических учений, или история лингвистики, или история науки о языке)  своей задачей считает изучение и развитие научных взглядов на язык,  его функции, его структуру, методы его изучения.  История языкознания дает сведения о том,  как  менялись у  людей научные представления о языке и его месте в жизни общества.

         История лингвистики – это история накопления знаний о языке вообще и отдельных языках, это история развития лингвистической теории и совершенствования методики лингвистического анализа.

     Важное  место в истории языкознания  занимает  деятельность философов,  лингвистов,  литературоведов,  историков, психологов и представителей других специальностей по научному осмыслению исторических фактов.

    Языковедение  развивалось на протяжении тысячелетий:  все основные направления   современной  лингвистики   опираются на те или иные  теоретические лингвистические традиции.

 

Связь  истории языкознания с другими науками

 

     Так же,  как и языкознание в целом,  история языкознания связана  со всеми известными в настоящее  время науками, поскольку без  языка нет науки.  В первую  очередь,  теснейшая связь истории  языкознания обнаруживается с общим языкознанием, так как до недавнего времени история языкознания изучалась как его составная часть.

    История языкознания,  пользуясь законами философии, формулами математики,  знаниями  из физики,  антропологии,  археологии и многих других наук, выстраивает ряд событий, повлиявших на развитие языкознания. И сама история языкознания дает возможность использовать свои  знания и исторические сведения не только близким наукам - литературоведению и общему  языкознанию, но и бионике, космонавтике и многим другим.

    Языкознание как наука тесно связано с другими науками,  связь взаимная, т.к. языковед использует знания других наук, а изучение других наук не возможно без языка.

     Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) дает знания методов познания  и преобразования предмета изучения.

      Социология (наука о закономерностях развития и функционирования общества) помогает изучению билингвизма, дает сведения по  проблемам функционирования  господствующего языка (русский в России, английский в Индии, французский в Африке).

     История (комплекс наук, изучающих прошлое человечества) дает языкознанию исторические сведения, необходимые при изучении, например, таких тем, как язык летописей,  происхождение языка и письменности, помогает объяснить причины заимствования.

      Этнография (наука, изучающая состав,  расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их культуру, особенности быта и т.д.) помогает языкознанию при изучении текстов берестяных грамот, при изучении символических рисунков на коврах (пончо,  афганские ковры,  рисунки на керамической посуде), дает сведения о времени существования языка и  о его распространении.

       Археология (изучающая историческое прошлое по памятникам материальной культуры,  ведущая раскопки) предоставляет языкознанию материалы для определения древности того или иного языка и о распространении языков (надписи на древних амфорах, наскальные рисунки древних людей, особенности построек древних людей).

       Математика предлагает свои способы изучения и математические приемы описания лингвистических средств.

      Статистика предлагает методы статистического анализа языковых средств (подсчеты помогают создавать обобщения).

      Физика (наука, изучающая физические свойства  предметов и явлений) предоставляет языкознанию методы,  приемы  и средства при описании звуков.

        Акустика - раздел, существующий как в составе естественной науки - физики, так и в составе гуманитарной науки - фонетики.

        Анатомия - дает сведения о строении речевого аппарата,  создающего человеческие звуки.

       Психология, изучающая связь мышления  и языка,  соотношение мышления и речи, предоставляя сведения о процессах, происходящих в коре головного мозга, помогает языкознанию решить некоторые вопросы создания речи.  Нарушения в психике человека ведут к нарушениям в речи и,  наоборот,  нарушения связности речи свидетельствуют о заболеваниях головного мозга. На стыке психологии и лингвистики  развивается уже ставшее самостоятельной наукой направление – психолингвистика.

         О связи медицины с языкознанием можно говорить очень много. Так,  с языкознанием тесно связаны такие разделы медицины, как психиатрия,  логопедия,  дефектология, педиатрия. Связь взаимная: по качеству произношения звуков и связности речи медики определяют   место заболевания, его    свойство и степень, а медицинские знания помогают лингвистам глубже проникнуть в  тайны создания речи.

       Антропология, как биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас, помогает  языкознанию  в изучении вымерших языков. Антропология дает сведения о миграции людей,  а значит  -  о распространении языков, их диалектов, о причинах изменений в языке, о причинах взаимодействия языков.

        Герменевтика (истолковательное искусство) как наука о тексте и текстах, изучающая  методы расшифровки древних текстов, поставляет  языкознанию  сведения  о  состоянии языков в древности.

 

Вопрос о  периодизации истории лингвистики

 

      Любая историческая наука, изучая  ту или иную разновидность  человеческой деятельности в  прошлом, предполагает такое ее  изучение, при котором прослеживаются  последовательные пути формирования  человеческих знаний. История языкознания  прошла  длинный путь своего развития во времени, насчитывающий более двадцати пяти  веков,  если  учесть, что мы  сейчас живем уже в двадцать первом веке,  а начальные попытки описания языка относятся к пятому веку до нашей эры.

    Начало  языкознания тесно связано с творчеством народа, с его мифологией, с фольклором.

    Мифология - понимание происхождения природы, человека и общества как итогов действий разных одушевленных существ, наделенных сверхчеловеческой, магической, чудесной силой, их борьбы друг с другом, вызванной различными желаниями и интересами. Мифология формирует практическую мораль. Фольклор -  устное народное творчество.

       Следует отметить, что языкознание  развивалось неравномерно. На развитие  лингвистики влияют многие факторы, в числе которых уровень  цивилизации, взаимоотношения  государств (военные отношения государств приводят к захвату территорий, к порабощению народов;  в результате освободительных войн происходит   отделение народов и образование самостоятельных государств), распределение функций  национальных  и  литературных языков, появление и развитие различных наук, уровень образования, авторитет того или иного направления или личности ученого и многие другие явления.

     Большую  роль в развитии лингвистики  сыграла религия. На различных этапах всемирной истории религия то способствовала развитию наук, то сдерживала их развитие.

     Изучение  языкознания  во  всем  его  объеме возможно лишь при определенных  условиях разбиения всей его  истории на некоторые отрезки,  позволяющие  достойно  оценить состояние науки лингвистики того или иного периода, сравнить с современным или более древним, выделить в нем наиболее главное, существенное. Выделение отрезков в истории языкознания (этапов,  периодов, подпериодов) и в настоящее время является проблемой, не имеет однозначного решения,  так как связано с некоторыми трудностями ответа на  вопрос,  что считать основанием для установления границ: время, наличие лингвистического направления, школы, главенствование той или иной языковедческой традиции или что-то иное?

    Разными  историками языкознания предлагаются  периодизации, каждая из которых  имеет свой базовый,  отправной  признак распределения массы  накопленного знания по определенным  периодам. Можно привести несколько  показательных примеров, какими разными представлены периодизации истории языкознания в современных учебниках.

    Так,  согласно работам Ю.А. Левицкого  и Н.В. Боронниковой, самая   общая периодизация науки о  языке представляет собой деление  на два основных периода, или этапа: грамматическое искусство и грамматическую науку.

    Грамматическое искусство – возникает в античных традициях и представляет собой всестороннее описание языковой системы. В основе грамматического искусства лежит понятие правильности, или нормативности. Задача грамматического искусства состоит в описании образцовых языковых явлений и в обучении правильному (или нормативному) употреблению языка.  Грамматическое искусство имеет предписывающий (или прескрептивный) характер. Грамматическое искусство представлено в античных и средневековых грамматических учениях.

    Грамматическая наука стремится объяснить законы построения и функционирования языка. Грамматическая наука стремится описать не то, что и как должно быть в языке, а то, что и как есть на самом деле. У грамматической науки характер описательный, или дескриптивный. Начинается грамматическая наука с универсальной грамматики.

    Иначе  подходят авторы  книги "Очерки  по истории лингвистики"  Т.А.  Амирова, Б.А. Ольховиков и Ю.В.  Рождественский, предлагающие периодизацию истории языкознания, основанную  на  различии типов языковой теории и появлении нового типа  языковой теории. В названной книге выделяются:    

    1. Теория именования в античной философии языка, устанавливающая правила именования и возникающая в рамках философской систематики.

    Теория  именования пытается решить два  вопроса: вопрос о правильности  имени, обозначающего ту или  иную реалию; и вопрос об отношениях, существующих между именем и  предметом. Теория именования  не содержит специализированного знания о языке, поэтому она не входит в корпус языкознания. Но ее рассмотрение важно для понимания становления предмета языкознания и ряда особенностей его развития, прослеживаемых историей языкознания.

    2. Античные грамматические традиции, представленные античными и средневековыми грамматиками Запада и Востока. На данном  этапе возникает грамматическая теория,  дающая систематику языка прежде всего через установление лингвистических отношений между именами (и отчасти другими единицами языка) и формулирующая правила обращения с языком.

    3. Универсальная грамматика, вскрывающая общность систем языков и открывающая собой языкознание нового времени (первый  этап научного языкознания).

    4. Сравнительное языкознание, которое включает в себя три области:    сравнительно-историческое  языкознание,  занимающееся исследованием генетических  языковых  общностей; сравнительно-типологическое языкознание,  занимающееся изучением типов языковой структуры независимо от культурно-исторической  принадлежности языков; теоретическое языкознание, формирующее философию языка внутри лингвистики и дающее начало теории общего  языкознания, занимающегося общелингвистической систематикой на базе описательных и сравнительных исследований.

    5. Системное языкознание, формулирующее в своем разделе философии языка концепции психолингвистики и социолингвистики.

    6. Структурная лингвистика,  которая исследует внутреннюю организацию языка, устанавливает отношения между языком и другими знаковыми системами;  формулирует теорию лингвистических методов и методик, дает основания для лингвистического моделирования.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"