Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

    Предлагаемая  авторами схема  дает представление  о том,  как один тип языковой  теории сменяется другим и  что при этом происходит в  языковедении. Но она лишена времени,  границы каждого периода  не обозначены хронологически и поэтому не имеют четких очертаний.

    Долгое  время существует традиционная периодизация,  представленная в классических учебниках по общему языкознанию.  Согласно этой периодизации,  в истории языкознания выделяются  три  этапа:  первый  -  древнейший или древний этап,  второй этап - XVIII век и  третий этап - XIX век.  Такая периодизация основана на четком выделении хронологических границ истории лингвистики. Но в ней отсутствует XX  век.

     Авторы  многих работ заканчивают рассмотрение  истории языкознания началом  двадцатого века, очевидно потому, что история  определяется  как "наука о  прошлом"  и  языкознание  двадцатого  века рассматривается в качестве  современного.

    В.И.  Кодухов (учебник «Общее языкознание») называет пять этапов (или периодов) в истории языкознания:

1-й период – от древности до языкознания XVIII века;

2-й период охватывает конец XVIII века и начало XIX века, характеризуется возникновением сравнительно-исторического языкознания и философии языка;

3-й период  охватывает середину XIX века и характеризуется появлением логического и психологического языкознания;

4-й период охватывает конец XIX века и начало XX века, характеризуется возникновением неограмматизма и социологии языка;

5-й период охватывает середину XX века и характеризуется дальнейшим развитием языкознания, называемого уже современным языкознанием. Появляется новое направление – структурализм.

    С  других позиций подошел к систематизации материала по истории лингвистики В.М. Алпатов («История лингвистических учений»), который отказался и от хронологической организации материала, и от проблемно-тематической. Автор, говоря о лингвистических традициях, акцентирует внимание на европейской традиции, придает большое значение описанию научной деятельности ведущих лингвистов.

    Авторы  книги «История науки о языке»  Л.Л. Нелюбин и Г.Т. Хухуни  подчинили свое описание особенностей  развития лингвистики с учетом  хронологии.

    Рядом  с периодизацией истории языкознания существуют  периодизации, связанные с историей развития сравнительно-исторического метода,  в которых выделены периоды с  учетом  вклада  ведущих лингвистов А. Шлейхера, В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра.

    Существуют  работы, в которых история языкознания описывается как совокупность историй отдельных лингвистических учений, например, Л.Г. Зубкова на материале ключевых лингвистических  концепций прослеживает историю  развития  лингвистической  мысли  до начала XX века (Зубкова Л.Г.  Общая теория языка в развитии,  Москва, 2002). Автор  посвятил первую главу анализу развития общей теории языка от античности до конца XVIII века, а в последующих главах рассказывает о том,  как трактовались основные проблемные вопросы - происхождение языка, языкознание как наука, система языка и некоторые другие - ведущими лингвистами мира (И.Г. Гердером,  А. Шлейхером, В. фон Гумбольдтом,  Г. Паулем, Ф. де Соссюром,  И.А. Бодуэном  де Куртенэ, А.А. Потебней). Такой параллелизм рассмотрения лингвистического наследия ведущих ученых позволяет четче определить сходства и различия во взглядах на основополагающие вопросы современной лингвистики. Но при таком изучении неизбежны повторы, возврат к уже рассмотренным вопросам.

     Итак, описание  истории накопления лингвистического знания может быть подано с четким учетом времени (Л.Л. Нелюбин и Г.Т. Хухуни, В.И. Кодухов), с учетом проблемно-тематической организации материала (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В.  Рождественский), с учетом развития лингвистических традиций и степени участия в их развитии отдельных личностей (В.М. Алпатов,  Л.Г. Зубкова). 

         В 70-е годы  XX века достаточно широкую известность получила теория «научной парадигмы», выдвинутая американским историком физики Томасом Куном. Изложена теория научной парадигмы в книге Т. Куна «Структура научных революций» (Чикаго, 1970). Т. Кун предлагает рассматривать историческое развитие  науки (любой, в том числе  и истории лингвистики) как смену научных парадигм. Под научной парадигмой Т. Кун понимает общепринятую концепцию, принятую и разделяемую большинством исследователей.

    Научная парадигма – общепринятый образец актуальной научной практики.

     Согласно концепции Т. Куна,  на ранней стадии развития науки господствовал разнобой  по поводу проблематики, границ, методов и основных  понятий, т.е. не  существовало общепринятой концепции или научной парадигмы. Этот промежуток времени в истории науки назван «предпарадигмальным». Затем вырисовываются некоторые проблемы, привлекающие внимание большинства исследователей. Эти проблемы становятся в центре внимания, задают общее направление и сплачивают исследователей в некое единое содружество. Т. Кун предполагает, что некоторое время  существует научная парадигма, подчиняющая в определенный промежуток времени все исследования. Но на смену господствующей парадигмы может прийти другая, поскольку новый набор фактов, новых методик исследования, совокупность новых идей может потеснить или вовсе сместить устаревшую.

     История  науки, согласно теории Куна, это – исторически мотивированный процесс смены научных парадигм.

     Итак, проблема  периодизации  истории лингвистики  может быть освещена с разных  точек зрения:  как совокупная  история  развития отдельных  лингвистических теорий,  как  история накопления разрозненных фактов о языке, как история формирования отдельных лингвистических школ и направлений, как совокупность историй научной деятельности ученых по изучению языка.

       Каждое  решение проблемы периодизации  истории языкознания имеет свои  положительные и отрицательные стороны. Идеальной периодизации нет, так как трудно совместить время и личность, школу и личность, направление и личность.

   Известны факты,  когда тот или иной ученый  отказывался от  своих прежних  взглядов и высказывал подчас  противоположную точку зрения. Известны факты, когда взгляды того или иного ученого были  несвоевременными  по отношению к хронологии учений. Известны факты возврата к устаревшей или исчезнувшей лингвистической теории. На протяжении всей истории  языкознания  одной  из  основных проблем была проблема связи языка с его носителем, с человеком.    

     Этапы в  развитии языкознания не зависят  от национальных границ, но протекают  в определенных национальных  рамках. Те или иные национальные  границы,  в  которых развивается  наука о языке, принято называть  лингвистическими традициями. Ученые выделяют в истории языкознания несколько очагов, или лингвистических традиций.  В истории цивилизации, как указывает В.М. Алпатов, были созданы три важнейшие традиции: китайская, индийская, и греко-латинская, которые сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до нашей эры. Исторически первой из традиций была индийская. Выделяются как более поздние арабская и японская традиции. В настоящее время греко-латинская (или греко-римская традиция) получила название европейская традиция.

 

Языкознание в древности

 

       Еще в древности люди пытались  дать ответы на такие  вопросы,  как:  что такое язык, для чего он существует, какие задачи выполняет и при помощи каких средств?  Наши предки высказывали свои мысли о языке в мифах, сказках, балладах, сагах, многие из которых окружены ореолом религии. Идея божественности Слова  присутствует  в религиях многих народов. На развитие языкознания,  как и многих других наук,  большое влияние оказала философия.  Известно, что философия - самая древняя  наука,  именно философия отвечает на вопросы о существовании мира, законов, по которым развивается окружающий мир, т.е. природа и человечество, а язык - одна из составных частей человеческого бытия.

    Языкознание  появилось и продолжительно развивалось  в  составе  целого комплекса  наук, называемого философией.

    Древнейший  этап в развитии языкознания  характеризуется значительным развитием   филологии  в  Древней   Греции, Древней Индии и в Древнем  Китае. История изучения вопроса доказывает, что древнейшие лингвистические традиции - античная, индийская и китайская развивались примерно одновременно,  но независимо друг от друга.

 

Языкознание в Древней Индии

 

     Самобытная  и  своеобразная  Древняя   Индия привлекает к себе внимание не только этнографов,  историков, востоковедов, но и историков языкознания.    Слова    известного    историка-лингвиста Н.А. Кондрашова, назвавшего Древнюю Индию "колыбелью языкознания", стали крылатыми,  присутствующими  во  всех учебниках по истории лингвистики, и справедливыми,  поскольку именно в Древней Индии впервые проявился интерес к изучению языка. Лингвистическая наука появилась как наука, объясняющая тексты старинных религиозных книг.

     В  каждом древнем обществе существовали определенные  правила поведения, которые должны соблюдаться всеми членами данного социального объединения.  Эти правила передавались  первоначально  из поколения в  поколение  устным путем в виде пословиц,  поговорок, сказок, мифов,  песен, баллад и т.п. У каждого народа сохранилось значительное количество подобных жанров нравоучительного характера. Предположительно, первые  старинные  религиозные тексты были составлены более 15 веков до нашей эры. Религиозные тексты в виде песнопений, сопровождавших религиозные обряды у древних индийцев, назывались ВЕДАМИ.

     ВЕДА - текст,  в котором собраны   правила,  регламентирующие поведение   людей в древнем индийском  обществе. Веды - тексты нравоучительного, поучительного, религиозного, исторического характера,  первоначально передавались священнослужителями из поколения в поколение устно. Создавались веды людьми,  принадлежащими определенной  социальной группе, - жрецами или брахманами.

     Брахман - жрец, священнослужитель, исповедовавший древнейшую религию рабовладельческого общества Древней Индии. Брахман - это человек, занимавший особое место в иерархической системе древнего индийского общества,  он должен был  владеть знаниями врачевателя, ветеринара, математика, звездочета, философа, синоптика,  строителя, агронома, историка и одновременно должен был быть учителем, передающим знания последующему поколению.

     Брахман  - автор текстов.  Чтобы тексты  легче было заучивать, они создавались   в  форме  стиха,  поскольку   ритмизованный текст быстрее и прочнее запоминается.  Стало быть,  брахманы должны были быть и поэтами. Древнейшей, дошедшей до наших дней, является "Ригведа", которая содержит 1028 отдельных стихотворных произведений.

     Письменную  форму веды получили в 6 веке  до н.э.  Язык вед получил название ведийского. Позднее ведийский язык стал составной частью санскрита.

       Санскрит - литературный,  канонизированный, нормативный,  доведенный до совершенства язык. 

        Санскритом  владело не все древнее индийское  общество, а лишь его небольшая наиболее образованная  часть -  брахманы,  которые совмещали в себе одновременно функции врача, педагога, предсказателя, астронома,   поэта, хранителя традиций.  Позднее санскрит  превратился в один из классических древних литературных языков. Некоторые элементы санскрита сохранились в современном языке хинди.

     Веды передавались  поколением другому поколению  устно. С течением времени устный  разговорный язык  менялся,  а   тексты  вед, созданные много  лет назад в ритмизованной  форме, оставались прежними. Наступал момент, когда язык религиозных песнопений стал малопонятным большей части населения,  участвующей в обряде. Появилась необходимость  переводить  тексты  вед  на современный язык, объяснять их, трактовать.

     Сейчас трудно  сказать,  когда начались грамматические исследования индийцев. Обычно называют приблизительную дату - V век до нашей эры.  Историки утверждают, что именно в пятом веке до нашей эры в Древней Индии появился разрыв между языком вед,  охраняемым брахманами от влияния разговорного языка, и формами живого разговорного языка.  С течением времени  формы  разговорного  языка  - пракриты - стали резко отличаться от своего собрата - санкрита.

     В V веке до нашей эры санскрит  перестал  быть  языком повседневной жизни,  превратился  в канонизированный классический литературный язык священных книг. Но следует заметить, что разрыв между языком  общения  и  языком вед наметился еще раньше,  о чем свидетельствует появление в IX-VIII веках до нашей эры первых  примитивных словарей,  в которых объяснялись слова вед. В V веке  до  нашей эры был составлен комментарий к тексту вед. Автор этого комментария - брахман Яска. И комментарий, и первые словари давали объяснение непонятных слов и мест в ведах, но они не были еще явлениями научного характера. Элементарные сведения о языке эпизодически,  т.е. отдельными явлениями, содержатся в самих текстах вед, в ведангах. (Веданги - памятники ведической литературы).

        Известны 4 веданги, в которых  дается объяснение и описание  санскрита:

Шикша – содержит сведения о фонетике, точнее – учит орфоэпии (правильному произношению);

Чханда - учит стихосложению, дает сведения о метрах стиха;

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"