Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
В рассказах прямо присутствуют
каждодневные кошмары сегодняшней
России. Лучший хуторской рыбак Чикомасов
(рассказ «Чикомасов») соблазнился
«пирамидальной» афёрой и заразил
сыновей, родных, односельчан. Теперь,
когда банки с красивыми «
И не в том только дело,
что жена из рассказа о котёнке
успевает крикнуть ( и ты кричишь
вместе с ней): «Не-ет..Не поедешь! Нет!»,-
а у душанбинских беженок хватило
души (и денег) на выкуп. Могло выйти
иначе. Екимов знает, что люди- разные.
И что по-разному один и тот
же человек себя может повести, знает.
Никакой «народнической»
А если? Кто виноват будет?
Те, кто резал? Обезумивший отец?
Михалыч, обранивший слово? Те, с чьих
привлекательных слов начинаются гражданские
и национально-освободительные
Есть за что ненавидеть сегодняшний мир и мстить тем, кто сделал его ненавистным. Без апологий возмездию мы не умеем. С плотоядным (и патологически легкомыслием) азартом живописует, к примеру, «справедливое воздаяние» Евгений Богданов. Это сравнение Екимова с Богдановым в данном случае нужно для того, чтобы понять образы героев рассказов Екимова. В финале его «Разборки» (ж-л «Москва» № 3-1996год) исстрадавшийся герой, бывший афганец, заливает дерьмом пирующую новую знать и улетает на верной «Яве». «…Таким его и запомним- распятым на руле стремительно летящего мотоцикла». Фильмец что надо- «настоящая Америка». Как и вся повесть, чётко дублирующая образцы клятого масскульта.
В отличие от Богданова
Екимов (вместе с виноватым Михалычем)
страшится мести осиротевшего отца.
Знает, что она безумна. Уберегает
от безумия (и / то есть мести) своего осиротевшего
героя Азольский. Уберегает, как
помним, мечтой о чуде «второго рождения»,
созвучия которой слышатся и в
тоске по увезённым пасынкам («Продажа»).
Это инстинкт сохранения рода- рода
человеческого. Инстинкт любви, не отделимый
от приятия этого- грешного- мира, от
веры. Потому, не забывая о страшном
(что никогда у Екимова не становится
«страшилкой»), разделяя с писателем
его тревогу, печалясь о тех людях,
что стали екимовскими
Сквозное чтение Екимова предполагает естественные и радостные паузы между рассказами. Обычно такие интервалы нужны для «продыха», для хоть временного высвобождения из-под давящей власти писателя (к примеру, Фолкнера или Платонова, или- если о современниках- Дмитрия Бакина). Не то у Екимова: писатель совсем не давит, а отложив рассказ, ты словно не оставляешь. Не хочется спешить- хочется остаться в этом доме, оглядеться, обжиться.
При завидной работоспособности Екимов творит всякую свою вещь самодостаточной. При верности донскому краю, писатель не поддался типичному соблазну «йокнапатофизации», конструирования «эпоса в рассказах»: ни сквозных героев, ни общей мифологии, ни акцентированных мотивных перекличек. Его сборники- это не «выстроенные книги», а именно сборники самодостаточных рассказов, ритмично выходящих из-под пера прозаика, верного жанровому императиву: рассказчик не может довольствоваться одиноким шедевром.
Мне приходилось отмечать,
сколь чужд нашему писательскому
сословию ( важные исключения кроме
Екимова- Людмила Петрушевская, Фазиль
Искандер, Асар Эппель) этот самый жанровый
имперетив. Оппоненты сделали вывод:
«заушает» рассказы. Если на то пошло,
то в отношении дискуссии согласен
с М.Л. Гаспаровым: сперва появились
два слова- русское и иностранное-
для обозначения одного жанра, а
потом пошла теоретико-
А если без теорий, то проблему рассказа (романа, элегии, трагикомедии и басни) не решить ни порицанием злокознённых критиков, что не туда смотрят, ни астрологическими выкладками о предпочтительности того или иного жанра в конце, начале и середине столетия, тысячелетия или эона. Никто её не решит. Кроме писателей. Таких, как Екимов, который чисто делает чистое дело, не хуже других зная о нынешних бедах, но сердцем чувствуя и каждым рассказом утверждая: конец века- это не конец света.»
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ЕКИМОВА
Борис Екимов родился в
Калечевском районе Волгоградской
области. Всё детство и юность
провёл в деревне, да и по сей день
этот отрезок земли остаётся его
родиной и отрадой для сердца.
В течении первых десяти лет писательской
деятельности Екимов опубликовал несколько
десятков рассказов, и среди них
вдруг резко выделился и
Одно из значений слова
«золотой»- превосходный, то есть такой,
лучше которого не бывает. И оказалось,
что новое заглавие «Холюшино
подворье» как нельзя ярче и лучше
высветил цель, к которой постоянно
устремлён Екимов, ради которой и
ведёт он свой непростой поиск, постигая
внутреннюю природу человека, помыслами
и делами которого управляет не только
личный интерес, но и нечто куда более
жизнестойкое и жизненно необходимое.
А именно: нравственная потребность
в труде. «Богатырям певцы нужны
под стать»,- писал критик о героях
Екимова и действительно, истоки
своих образов Екимов берёт ещё
из тех времён, когда у земли
были настоящие «золтые» хозяева. Именно
они имели всё, но они это и
заработали натруженными руками. Холюша-
это и есть тот самый «пришелец»
из прошлого, потому-то он и выделяется
так сильно на фоне своих односельчан.
Именно таким людям («кулакам») всегда
была свойственна потребность в
труде. Это во многом благодаря ей
человек чувствует себя хозяином
своего положения- именно хозяином, а
не рабом и жертвой обстоятельств!
Определив, в чем заключается
тематическое своеобразие прозы
Б.Екимова, сделаем необходимое уточнение:
с какой позиции писатель осмысливает
явления современной
«Жить для себя» - вот что страшно для Екимова. С достатком ли, без достатка, но «жизнь для себя» означает отъединение от других, сперва дальних, затем ближних и, наконец, от себя самого, от того человеческого, что было в тебе или могло быть» (6). Единственным критерием оценки поступков героев, безошибочным камертоном их поведения, согласно авторскому пониманию, является совесть. При этом екимовские персонажи сдержанны и немногословны, «они не размышляют о том, что нравственно, а что безнравственно. Нравственность проявляется в их поступках, практических действиях» (7).
Знаменательно, что социальная
проблематика в произведениях Б.Екимова
не является самодовлеющей. Это не означает,
что автор обходит стороной злободневные
вопросы реальной жизни, сглаживает
острые углы, приукрашивает
34 понятны заботы современного
труженика (в частности жителя
села), об этом свидетельствуют
многочисленные детали, устойчивые
мотивы повествования (
Последнее десятилетие (1990-е
годы) отмечено повышенным вниманием
Б.Екимова к философским
1.2. Как уже отмечалось,
сюжет служит воплощением
Названные виды отражения
мира предполагают разный уровень обобщений.
Ю.Г. Кудрявцев называет это «многокруговостью»
произведения, в котором «первый
круг - это проблематика сего дня, второй
- проблематика временного, третий - вечного.
Художник может изображать быт. Но в
его произведениях можно