Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
Представление о «многокруговости» произведения, о возможности различной глубины постижения бытия положено нами в основу классификации художественного конфликта в прозе Б.Екимова. Намечая типологию конфликта, мы руководствовались также следующим замечанием Ю.В.Манна: «Каждого изучающего природу художественного конфликта поневоле подстерегает опасность слишком широкого или
36 слишком узкого толкования
самого этого понятия: с одной
стороны, хорошо известны
Для того чтобы выделить «повторяющиеся
структурные моменты» в анализируемых
произведениях, мы рассматривали следующие
вопросы: кто является носителем
конфликта? Что становится причиной
его возникновения? Возможна ли развязка
и в чем она заключается? Одним
из направлений анализа явилось
определение структурных связей
каждого типа конфликта в художественном
произведении, и в первую очередь,
взаимосвязи закономерностей
Нам представляется возможным выделить три основных типа конфликта, характеризующих сюжетику прозы Б.Екимова.
§ 2. Социально-этический конфликт
2.1. Первый тип конфликта
широко представлен в ранних
произведениях писателя. Общим для
рассказов «Все для доченьки»,
«Девушка в красном пальто»,
«Веселый блондин Володя»
Общим для названных рассказов
является и то, что конфликт в
них получает внешнее выражение,
раскрывается через открытое противостояние
персонажей - у героя в каждом
случае находится свой «оппонент».
Переживаемое Володей Хомутовым
чувство тревоги и
Единство природы конфликта
в рассказах «Все для доченьки»,
«Девушка в красном пальто», «Веселый
блондин Володя» обусловило наличие
общих закономерностей в их сюжетостроении.
Прежде всего, названные произведения
отличаются развернутостью фабулы, детальностью
повествования: сюжетные события в
них подготавливаются исподволь, тщательно
мотивируются. Это, в частности, находит
выражение в наличии
38 заполняют день молодого
рабочего: обход цеха, починка неисправного
станка, мимолетный разговор с
приглянувшейся девушкой и т.п.
Сюжет ранних рассказов Б.Екимова отличается динамичным характером: действие в них развивается напряженно, стремительно, все сюжетные элементы четко выражены. Именно в событиях сюжета заключен его основной смысл, а их расположение подчинено усилению напряженности, нарастанию конфликта. Динамический характер сюжета проявляется и в определенном соотношении фабульных и внефабульных элементов - роль последних в ранних рассказах менее значительна, чем в произведениях 1980-90-х годов. В рассказе «Веселый блондин Володя» сугубо урбанистический «пейзаж» (асфальт, бетон, железо), на фоне которого разворачивается действие, казалось бы, не оставляет герою возможности соприкосновения с природным миром. И все же автор вводит в повествование выразительную пейзажную зарисовку: посланный с каким-то заданием на крышу, Володя наблюдает за восходом солнца, с замиранием сердца следит за исчезновением тонкой грани, отделяющей сумерки от наступления утра. «Буйное половодье» красок на мгновение заслоняет собою серый цвет. Казалось бы, пейзаж замедляет движение
39 -
сюжета, но он в данном случае
выполняет важную идейно-эстетическую
функцию. Умиротворение и внутренний
покой, разлитые в утреннем небе, заставляют
по контрасту острее почувствовать
неурядицу человеческих отношений,
переживания Володи. Вместе с тем
введение пейзажа придает внутреннюю
цельность характеру главного героя:
его восхищение внешней гармонией,
гармонией природы, напрямую соотносится
с его стремлением к
Динамичности сюжета способствует
и форма выражения кульминации;
нередко (и не только в ранних произведениях)
в тот момент, когда развитие конфликта
достигает своей наивысшей, кульминационной
точки, происходит смена форм повествования.
Формой выражения кульминации
В каждом произведении, повествующем
об испытании нравственной позиции
героя, в качестве важнейшего, центрального
в сюжете выступает событие, содержанием
которого является поступок героя (во
всех названных рассказах его
смысл сводится к противодействию
по отношению к несправедливому
решению руководителя). Не существует
строгой соотнесенности центрального
события с какой-либо определенной
стадией развития сюжета - оно может
выступать и как завязка («Веселый
блондин Володя»), и как кульминация
(«Все для доченьки», «Девушка в красном
пальто»), но отчетливо прослеживается
взаимосвязь этого события и
финала. Несмотря на то, что фабульная
развязка в каждом из рассмотренных
рассказов демонстрирует
40 Анализ ранних рассказов
Б. Екимова, сюжет которых
- развернутость фабулы, детальность повествования;
- динамичность сюжета, в котором внефабульные элементы занимают небольшой объем;
- наличие в качестве центрального такого события, содержанием которого является поступок героя;
- противоречие фабульной
развязки и нравственного
Сюжетная схема, сложившаяся в ранних рассказах Б.Екимова и соответствующая первому типу конфликта, в основных чертах реализуется и в его повестях «Частное расследование» (1983), «Донос» (1989). Конфликт возникает как следствие принципиального расхождения гражданской, этической позиции главного героя и позиции других персонажей. Сотрудник районной газеты Семен Лаптев считает делом чести вступиться за несправедливо оклеветанную женщину, с которой он лично даже не знаком («Частное расследование»). Начинающая журналистка Тамара пытается возвратить веру в справедливость маленькой девочке и ее семье («Донос»).
В названных повестях обращает на себя внимание совпадение отдельных фабульных деталей: действие обоих произведений происходит в небольшом районном городке; главные герои — журналисты, в силу свой профессии оказывающиеся в «эпицентре» конфликта и т.п. Однако более важным является то сходство характеров, которым автор наделяет своих героев. И опытный сотрудник газеты Семен Лаптев, и делающая первые шаги в журналистике Тамара отличаются принципиальностью, четкостью нравственных убеждений, готовностью поставить интересы доверившихся им людей выше личных, «карьерных» соображений.
РОССИЙСКАЯ . УОСУДАРСТВЕННАЯ
41 БИБЛИОТЕКА
Как и в ранних рассказах, фабула в повестях играет немаловажную роль, складывается из множества событий, движущих сюжет к развязке. В то же время, по сравнению с рассказами, значительно возрастает роль внефабульных элементов. В «Частном расследовании» таковыми являются воспоминания Лаптева о фронтовых событиях. Эти эпизоды, замедляющие движение фабулы, приобретают особое значение для развития сюжета. Введение их в повествование позволяет автору глубже раскрыть характер героя, исследовать внутренние мотивы поступков. Лаптев мысленно возвращается к давним событиям, стремясь найти подтверждение собственной правоте. Примечательно, что он не видит в своем поведении (ни на войне, ни сегодня) ничего геройского, необычного - эта мысль возникает в его сознании неоднократно: «Смелость? Нет, у Лаптева ее не было...», «Он просто не хотел, чтобы в нем видели труса» (15). Развитие сюжета убеждает в обратном: поступки Лаптева продиктованы именно внутренней силой, мужеством. Эпизоды фронтовых воспоминаний образуют смысловую параллель к событиям, составляющим основу сюжета, придают им иной масштаб и глубину. Благодаря введению внефабульных эпизодов становится более емким, сюжетное время повести. С одной стороны, оно включает воспоминания героя о прошлом, с другой - воссоздает интенсивный процесс его душевных переживаний.
В обоих произведениях конфликт исчерпывается полностью: цель, которую ставят перед собой герои, ими достигнута. Семену Лаптеву удается установить истину, снять подозрения с невинного человека; молодая журналистка поступает в соответствии со своими представлениями о справедливости. Но характер развязки в повестях обнаруживает существенное различие. В «Частном расследовании» развязка конфликта закономерна, вполне соответствует внутренней логике развития сюжета. Семен Лаптев остается честным перед самим собой, перед сыном, перед своей совестью — это и есть тот нравственный итог, к которому автор подводит героя. В то же время в фабульной развязке
42 сообщается о предстоящем
увольнении Лаптева с работы.
В повести «Донос» событие,
представляющее развязку
а) использования в рамках одного произведения двух или даже трех разновидностей конфликта;
б) введения микроконфликта (16).
Одновременно с усложнением конфликта происходит обогащение сюжетно-композиционной структуры рассказа. Отмеченные ранее динамичность сюжета, развернутость фабулы следует считать постоянными признаками произведений данной группы. В то же время композиция сюжета зрелых произведений писателя претерпевает определенные изменения.
Эволюция сюжетики екимовских повестей, как будет показано далее, происходит несколько иным путем - не только за счет усложнения внутренней структуры конфликта, но и за счет использования других его типов.
Произведения, в которых внешний конфликт был бы главным или единственным, в творчестве Б.Екимова немногочисленны (это большей
43 частью ранние, написанные
в первой половине 1970-х годов
рассказы); гораздо чаще сюжет
строится на развитии двух
или даже трех разновидностей
конфликта. Усложнение
В последнее десятилетие портрету посвящено немало работ в различных областях знаний (литературоведения, лингвистики, риторики, культурологии, психологии, живописи, криминалистики и др.)', что прежде всего связано с повышенным интересом к изучению человеческой личности, поскольку портрет всецело обращен к человеку и своим содержанием, и назначением. В нем встречаются и сопрягаются между собой не только художественные, эстетические проблемы, но и проблемы человека, восприятия личности, постижения идеала. Рисование портрета означает осмысление и постижение правды о человеке: это «движение в глубь человека, в невидимые глазу состояния человеческой души, в его внутреннюю, духовную красоту»2.
При созерцании портрета (как живописного, так и литературного) в качестве субъекта (воспринимающего) и объекта (воспринимаемого) выступает человек, что особым образом влияет на восприятие портрета, поскольку это не только познание портретируемого и творческой индивидуальности художника, но и самопознание.