Литературный герой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературный герой.docx

— 752.45 Кб (Скачать файл)

Представление о «многокруговости»  произведения, о возможности различной  глубины постижения бытия положено нами в основу классификации художественного  конфликта в прозе Б.Екимова. Намечая  типологию конфликта, мы руководствовались  также следующим замечанием Ю.В.Манна: «Каждого изучающего природу художественного  конфликта поневоле подстерегает опасность  слишком широкого или

36 слишком узкого толкования  самого этого понятия: с одной  стороны, хорошо известны попытки  свести художественный конфликт  к точной расстановке персонифицированных  сил... С другой стороны, известны  попытки растворить конфликт  в индивидуальной неисчерпаемости  взаимоотношений данного круга  персонажей, причем такая бесконечность  — дурная бесконечность —  делает совершенно излишним само  понятие «конфликта» как родовой  категории». Во избежание этой  реально существующей опасности,  Ю.В.Манн предлагает искать «особый  путь, заключающийся в описании  повторяющихся структурных моментов  в пределах одного, а затем  и ряда произведений» (14).

Для того чтобы выделить «повторяющиеся структурные моменты» в анализируемых  произведениях, мы рассматривали следующие  вопросы: кто является носителем  конфликта? Что становится причиной его возникновения? Возможна ли развязка и в чем она заключается? Одним  из направлений анализа явилось  определение структурных связей каждого типа конфликта в художественном произведении, и в первую очередь, взаимосвязи закономерностей сюжетостроения и природы художественно значимого  противоречия.

Нам представляется возможным  выделить три основных типа конфликта, характеризующих сюжетику прозы  Б.Екимова.

§ 2. Социально-этический конфликт

2.1. Первый тип конфликта  широко представлен в ранних  произведениях писателя. Общим для  рассказов «Все для доченьки»,  «Девушка в красном пальто»,  «Веселый блондин Володя» является  и время создания (1970-е годы), и  место действия — крупный завод,  и, соответственно, социальный статус  главного героя — рабочего  завода. Схематически развитие конфликта  в этих рассказах может быть  представлено следующим образом:  герой замечает некое нарушение  организации труда, приводящее  к ущемлению прав или даже37 представляющее угрозу безопасности  человека. Его собственная позиция,  принципиальная, основанная на чувстве  ответственности, не позволяет  ему оставаться безучастным. Герой  стремится исправить положение.  При этом он, что вполне предсказуемо, испытывает активное сопротивление  окружающих, но совершает поступок, результатом которого становится  утверждение его активной гражданской  позиции. Таким образом, для  возникновения конфликта данного  типа необходим герой, наделенный  обостренным чувством ответственности,  позиция которого вступает в  противоречие со стремлениями  окружающих людей. Это противоречие  раскрывается в сюжете, смысл  которого заключается в испытании  убеждений героя на прочность.

Общим для названных рассказов  является и то, что конфликт в  них получает внешнее выражение, раскрывается через открытое противостояние персонажей - у героя в каждом случае находится свой «оппонент». Переживаемое Володей Хомутовым  чувство тревоги и ответственности  за жизнь другого человека наталкивается  на равнодушие и формализм руководителей  цеха («Девушка в красном пальто»). Молодой рабочий («Веселый блондин  Володя») отстаивает чувство собственного достоинства и свое понимание  рабочего долга в спорах со старшим  мастером. Внимательное, заботливое отношение  к людям старейший работник завода, Петрович, противопоставляет равнодушию отдельных руководителей («Все для  доченьки»).

Единство природы конфликта  в рассказах «Все для доченьки», «Девушка в красном пальто», «Веселый блондин Володя» обусловило наличие  общих закономерностей в их сюжетостроении. Прежде всего, названные произведения отличаются развернутостью фабулы, детальностью повествования: сюжетные события в  них подготавливаются исподволь, тщательно  мотивируются. Это, в частности, находит  выражение в наличии пространной, обстоятельной экспозиции. Рассказ  «Веселый блондин Володя» начинается с описания тех событий, которые

38 заполняют день молодого  рабочего: обход цеха, починка неисправного  станка, мимолетный разговор с  приглянувшейся девушкой и т.п.  Все эти мелкие происшествия  становятся объектом внимания  со стороны автора, фиксируются  едва ли не с протокольной  точностью. Подчеркивая повседневность, обыденность происходящего (с  этой целью в экспозиции используется  форма настоящего времени —  как выражение повторяемости,  многократности описываемых действий), автор в развернутой экспозиции  не только воссоздает ту обстановку, в которой действует его герой,  но и подготавливает завязку  конфликта. На фоне множества  фабульных событий, из описания  которых складывается картина  обычного дня, каких было и  будет в жизни Володи множество,  первым, знаменующим завязку конфликта,  становится то событие, которое  нарушает обычный порядок вещей.  Мастер Панов в очередной раз  злоупотребляет своим положением, но Володя впервые открыто  протестует против этого.

Сюжет ранних рассказов Б.Екимова  отличается динамичным характером: действие в них развивается напряженно, стремительно, все сюжетные элементы четко выражены. Именно в событиях сюжета заключен его основной смысл, а их расположение подчинено усилению напряженности, нарастанию конфликта. Динамический характер сюжета проявляется  и в определенном соотношении  фабульных и внефабульных элементов - роль последних в ранних рассказах  менее значительна, чем в произведениях 1980-90-х годов. В рассказе «Веселый блондин Володя» сугубо урбанистический  «пейзаж» (асфальт, бетон, железо), на фоне которого разворачивается действие, казалось бы, не оставляет герою  возможности соприкосновения с  природным миром. И все же автор  вводит в повествование выразительную  пейзажную зарисовку: посланный  с каким-то заданием на крышу, Володя наблюдает за восходом солнца, с  замиранием сердца следит за исчезновением  тонкой грани, отделяющей сумерки от наступления утра. «Буйное половодье» красок на мгновение заслоняет собою  серый цвет. Казалось бы, пейзаж замедляет  движение

39 -

сюжета, но он в данном случае выполняет важную идейно-эстетическую функцию. Умиротворение и внутренний покой, разлитые в утреннем небе, заставляют по контрасту острее почувствовать  неурядицу человеческих отношений, переживания Володи. Вместе с тем  введение пейзажа придает внутреннюю цельность характеру главного героя: его восхищение внешней гармонией, гармонией природы, напрямую соотносится  с его стремлением к справедливости и ясности в отношениях с окружающими  людьми.

Динамичности сюжета способствует и форма выражения кульминации; нередко (и не только в ранних произведениях) в тот момент, когда развитие конфликта  достигает своей наивысшей, кульминационной  точки, происходит смена форм повествования. Формой выражения кульминации становится диалог, что, во-первых, драматизирует  действие, а во-вторых, приводит к  предельной концентрации времени —  время действия и время повествования  совпадает.

В каждом произведении, повествующем об испытании нравственной позиции  героя, в качестве важнейшего, центрального в сюжете выступает событие, содержанием  которого является поступок героя (во всех названных рассказах его  смысл сводится к противодействию  по отношению к несправедливому  решению руководителя). Не существует строгой соотнесенности центрального события с какой-либо определенной стадией развития сюжета - оно может  выступать и как завязка («Веселый блондин Володя»), и как кульминация («Все для доченьки», «Девушка в красном  пальто»), но отчетливо прослеживается взаимосвязь этого события и  финала. Несмотря на то, что фабульная  развязка в каждом из рассмотренных  рассказов демонстрирует торжество  не героя, а его «оппонентов», финал  обладает определенностью нравственного  итога. Герой терпит поражение в  этом, конкретном случае, но развитие сюжета не оставляет сомнений в твердости, незыблемости его позиции.

40 Анализ ранних рассказов  Б. Екимова, сюжет которых служит  воплощением первого из выделенных  нами типов конфликта, позволил  выявить особенности их сюжетостроения, во многом сохраняющие свое  значение и в последующем творчестве  писателя. Это:

- развернутость фабулы, детальность  повествования;

- динамичность сюжета, в  котором внефабульные элементы  занимают небольшой объем;

- наличие в качестве  центрального такого события,  содержанием которого является  поступок героя;

- противоречие фабульной  развязки и нравственного итога  рассказа.

Сюжетная схема, сложившаяся  в ранних рассказах Б.Екимова  и соответствующая первому типу конфликта, в основных чертах реализуется  и в его повестях «Частное расследование» (1983), «Донос» (1989). Конфликт возникает  как следствие принципиального  расхождения гражданской, этической  позиции главного героя и позиции  других персонажей. Сотрудник районной газеты Семен Лаптев считает делом  чести вступиться за несправедливо  оклеветанную женщину, с которой  он лично даже не знаком («Частное расследование»). Начинающая журналистка Тамара пытается возвратить веру в справедливость маленькой  девочке и ее семье («Донос»).

В названных повестях обращает на себя внимание совпадение отдельных  фабульных деталей: действие обоих  произведений происходит в небольшом  районном городке; главные герои  — журналисты, в силу свой профессии  оказывающиеся в «эпицентре»  конфликта и т.п. Однако более  важным является то сходство характеров, которым автор наделяет своих  героев. И опытный сотрудник газеты Семен Лаптев, и делающая первые шаги в журналистике Тамара отличаются принципиальностью, четкостью нравственных убеждений, готовностью поставить  интересы доверившихся им людей выше личных, «карьерных» соображений.

РОССИЙСКАЯ . УОСУДАРСТВЕННАЯ

41 БИБЛИОТЕКА

Как и в ранних рассказах, фабула в повестях играет немаловажную роль, складывается из множества событий, движущих сюжет к развязке. В то же время, по сравнению с рассказами, значительно возрастает роль внефабульных элементов. В «Частном расследовании» таковыми являются воспоминания Лаптева  о фронтовых событиях. Эти эпизоды, замедляющие движение фабулы, приобретают особое значение для развития сюжета. Введение их в повествование позволяет автору глубже раскрыть характер героя, исследовать внутренние мотивы поступков. Лаптев мысленно возвращается к давним событиям, стремясь найти подтверждение собственной правоте. Примечательно, что он не видит в своем поведении (ни на войне, ни сегодня) ничего геройского, необычного - эта мысль возникает в его сознании неоднократно: «Смелость? Нет, у Лаптева ее не было...», «Он просто не хотел, чтобы в нем видели труса» (15). Развитие сюжета убеждает в обратном: поступки Лаптева продиктованы именно внутренней силой, мужеством. Эпизоды фронтовых воспоминаний образуют смысловую параллель к событиям, составляющим основу сюжета, придают им иной масштаб и глубину. Благодаря введению внефабульных эпизодов становится более емким, сюжетное время повести. С одной стороны, оно включает воспоминания героя о прошлом, с другой - воссоздает интенсивный процесс его душевных переживаний.

В обоих произведениях  конфликт исчерпывается полностью: цель, которую ставят перед собой  герои, ими достигнута. Семену Лаптеву  удается установить истину, снять  подозрения с невинного человека; молодая журналистка поступает  в соответствии со своими представлениями  о справедливости. Но характер развязки в повестях обнаруживает существенное различие. В «Частном расследовании» развязка конфликта закономерна, вполне соответствует внутренней логике развития сюжета. Семен Лаптев остается честным  перед самим собой, перед сыном, перед своей совестью — это  и есть тот нравственный итог, к  которому автор подводит героя. В  то же время в фабульной развязке

42 сообщается о предстоящем  увольнении Лаптева с работы. В повести «Донос» событие,  представляющее развязку конфликта  (наказание одного из районных  руководителей), не является результатом  внутреннего развития характеров  и сюжетной ситуации, а происходит  вследствие воздействия внешних  обстоятельств (вмешательство прославленного  героя гражданской войны). Поэтому,  очевидно, развязка воспринимается  как «чудесное» исключение, которое  служит подтверждением общего  правила.2.2. Первый тип конфликта  в творчестве Б.Екимова представлен  наиболее широко - как в его  ранних произведениях, так и  в написанных в последующие  годы. Схема конфликта, равно как  и сюжетный рисунок, в рассказах  1980-х и 1990-х годов эволюционируют, приобретают новые черты, выявлению  которых и будет посвящен дальнейший  анализ. Предварительно отметим,  что развитие самого конфликта  происходит по пути его усложнения, являющегося результатом:

а) использования в рамках одного произведения двух или даже трех разновидностей конфликта;

б) введения микроконфликта (16).

Одновременно с усложнением  конфликта происходит обогащение сюжетно-композиционной структуры рассказа. Отмеченные ранее  динамичность сюжета, развернутость  фабулы следует считать постоянными  признаками произведений данной группы. В то же время композиция сюжета зрелых произведений писателя претерпевает определенные изменения.

Эволюция сюжетики екимовских повестей, как будет показано далее, происходит несколько иным путем - не только за счет усложнения внутренней структуры конфликта, но и за счет использования других его типов.

Произведения, в которых  внешний конфликт был бы главным  или единственным, в творчестве Б.Екимова  немногочисленны (это большей

43 частью ранние, написанные  в первой половине 1970-х годов  рассказы); гораздо чаще сюжет  строится на развитии двух  или даже трех разновидностей  конфликта. Усложнение структуры  художественного противоречия ведет  к изменению не только сюжетной  пластики, но и структуры повествования  в целом. В этом отношении  для прозы Б.Екимова показателен  рассказ «Тарасов» (1982), в котором  главной задачей автора явилось  раскрытие характера героя во  всей его цельности, многомерности,  глубине. Как отмечалось, тема  труда и тема деревни уже  на раннем этапе определились  как центральные в творчестве  Б.Екимова. В образе Гаврилы  Тарасова писателю удалось воплотить  свои представления о человеке  труда, сосредоточив в характере  героя лучшие свойства, присущие  жителю современной деревни: неуемную  страсть к труду, чувство ответственности,  душевную щедрость и доброту.

 

 

 

 

 

 

В последнее десятилетие  портрету посвящено немало работ  в различных областях знаний (литературоведения, лингвистики, риторики, культурологии, психологии, живописи, криминалистики и др.)', что прежде всего связано с повышенным интересом к изучению человеческой личности, поскольку портрет всецело обращен к человеку и своим содержанием, и назначением. В нем встречаются и сопрягаются между собой не только художественные, эстетические проблемы, но и проблемы человека, восприятия личности, постижения идеала. Рисование портрета означает осмысление и постижение правды о человеке: это «движение в глубь человека, в невидимые глазу состояния человеческой души, в его внутреннюю, духовную красоту»2.

При созерцании портрета (как живописного, так и литературного) в качестве субъекта (воспринимающего) и объекта (воспринимаемого) выступает человек, что особым образом влияет на восприятие портрета, поскольку это не только познание портретируемого и творческой индивидуальности художника, но и самопознание.

Информация о работе Литературный герой