Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
Авторская позиция по отношению
к герою раскрывается посредством
многообразных приемов, особая роль
среди которых принадлежит
163 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идейно-эстетическое своеобразие прозы Б.Екимова во многом обусловлено особенностями художественного конфликта, раскрываемого в сюжете рассказов и повестей. Анализ произведений писателя позволяет выделить три основных типа художественного конфликта, каждый из которых отличается особой структурой содержания и формирует определенный тип сюжета.
Содержание первого типа конфликта, который мы назвали социально-этическим, заключается в испытании и утверждении позиции героя, чьи нравственные и гражданские принципы приходят в столкновение с противоположными устремлениями персонажей или же с устоявшимся укладом жизни.
Уже в рассказах 1970-х годов, сюжет которых служит воплощением первого типа конфликта («Все для доченьки», «Девушка в красном пальто», «Веселый блондин Володя» и др.), сформировались особенности сюжетостроения, во многом сохраняющие свое значение в творчестве писателя и в последующие годы. Это развернутость фабулы и детальность повествования; динамичность сюжета, в котором внефабульным элементам отведена подчиненная роль; противоречие фабульной развязки и нравственного итога; сюжетообразующая роль события, содержанием которого является активное действие, поступок героя; включение в сюжет ситуации нравственного выбора.
В произведениях 1980-х — 90-х
годов содержание этого типа конфликта,
равно как и сюжетный рисунок,
заметно усложняются, приобретают
новые черты (рассказы «Тарасов», «Учительница
Маруся», «Живая душа», «Враг народа»,
«Набег» и др.; повести «Частное
расследование», «Донос», «Пиночет»). Развитие
художественного конфликта
164 разновидностей конфликта,
а также введения
Конфликт второго типа, психологический, представляет собой противоречие между привычными и новыми убеждениями героя. Переворот, совершающийся в сознании персонажа, и является сюжетообразующим событием (рассказы «Стенькин курган», «Эксперимент», повесть «Высшая мера»). Возникновение нового соотношения между фабульными и внефабульными элементами сюжета является отличительной чертой произведений этого типа. Несмотря на то, что в сюжете могут быть выделены все обязательные компоненты (завязка, кульминация, развязка), не в этих событиях заключается основной смысл. Решающее значение для раскрытия содержания произведения приобретают внефабульные элементы (как правило, это описания природы). Внутренняя динамика произведения в этом случае проявляется не в событийном движении, а в развитии характера.
Содержание конфликта второго типа является общим для рассказов и повестей, но его структура в повести усложняется: в сюжете произведения одновременно раскрываются внутреннее и внешнее противоречия. Соответственно, равнозначными в сюжете выступают описательные элементы и динамичная фабула.
В 1990-е годы в прозе Б.Екимова
формируется особый тип конфликта
- онтологический: его содержание заключается
в противопоставлении жизни и
смерти, краткости пребывания человека
на земле и вечности природного мира
(рассказы «Проездом», «Наш солдат»
и др., повесть «Наш старый дом»).
Важнр отметить, что сюжет произведений
этого типа заключает в себе не
возникновение и развитие противоречия,
а момент, либо процесс осознания
его героем. Наиболее адекватной раскрытию
данного типа конфликта становится
форма «свободного
Преобладание на разных этапах творчества того или иного типа художественного противоречия позволяет судить об изменении масштаба авторского мировидения. От изображения событий, происходящих с отдельным героем, - к осознанию им своего места в человеческой общности и далее - к осмыслению наиболее общих закономерностей человеческого бытия, — такова внутренняя динамика конфликта в творчестве Б.Екимова.
Анализ сюжетостроения произведений Б.Екимова позволил нам выделить два основных, полярных типа сюжетной организации:
1. Сюжет предстает как
система событий, организуется
посредством события, проходит
в своем развитии ряд
Соотношение «автор - повествователь» определяет особенности субъектной организации произведений Б.Екимова. Как известно, субъектные формы выражения авторского сознания могут содержать две формы оценки - прямую и косвенную. Для повествовательной манеры Б.Екимова в большей степени характерна вторая из этих форм, в связи с чем наибольшее распространение в прозе писателя получает форма повествования от третьего лица. Это дает возможность автору значительно расширить временные границы повествования. Широкое использование форм несобственно-прямой речи приводит к объединению точки зрения автора и повествователя, при этом внутренний мир героя и авторская позиция предельно сближаются.
Речь повествователя в произведениях Б.Екимова, как правило, включает в себя различные точки зрения — самого повествователя, главного героя и второстепенных персонажей, обобщенно-безличную. Каждый субъект, имеющий особую точку зрения на мир, одновременно предстает как форма выражения авторского сознания. Все точки зрения в своей совокупности подводят к пониманию авторской позиции, которая выражается не отдельным субъектом речи, а всей субъектной организацией произведения.
В произведениях Б.Екимова,
написанных преимущественно в 1990-е
годы, широко представлена форма повествования
от первого лица, которая отличается
большей степенью близости автора и
повествователя и, соответственно, большими
возможностями прямого
Характерной особенностью лирических
рассказов Б.Екимова является введение
прямого авторского слова, которое
нередко завершает
Лирическая повесть в
рассказах «Наш старый дом» отличается
наибольшей степенью близости автора
и повествователя, которая возникает
как результат особой композиционно-
Волгоградский писатель Б. П. Екимов ― один из лучших современных русских писателей
Открытие писателя Бориса Екимова состоялось в 1979 году после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, делающих жизнь человека исполненной глубокого смысла и достойной уважения. Главная тема его творчества - самоопределение человека, поиск своего места в жизни». (9, с. 202)
Рассказы Бориса Екимова
привлекают зрелостью мысли, серьёзной
значимостью поднимаемых
Неслучайно в 1998 году Борис Петрович Екимов стал лауреатом Государственной премии России, в 1994 – лауреатом премии имени И. Бунина. В 1996 году журнал «Новый мир» присудил ему премию «Лучшая проза 1996 года». Писатель стал абсолютным победителем международного литературного конкурса по прозе «Москва-Пенне» в 1996 году. В 2004 году ему были присуждены две литературные премии. Первая – за лучшую прозу журнала «Новый мир». Вторая, литературная премия «Лучший рассказ года» имени Юрия Казакова – за рассказ «Не надо плакать». В1998 году статья о нашем земляке была включена в биобиблиографический словарь «Русские писатели, ХХ век». В 80-90-е гг. Б. П. Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Волга», а также выходят отдельными книгами.
Скарлыгина Е. отмечает, что писатель ценит в людях из глубины идущую доброту, ласковость и мягкость характера, нравственное чувство, удерживающее от дурного поступка. Этими качествами наделены его любимые' герои, причем они не превращаются в некую декларируемую абстракцию, а обрастают живой плотью, проступают в конкретных делах. Мальчик спасает от гибели новорожденного теленка; сын, недавно похоронивший мать, каждую неделю приезжает в опустевший родительский дом, чтобы набрать старикам соседям, рядом с которыми вырос, чистой колодезной воды; внук дежурит по ночам у постели бабушки, пытаясь избавить ее от кошмаров - последствий тяжелых испытаний войны. Эти «малые дела», в которых проявляется душа, очень дороги писателю. (21, с.230)
АВ. Васильев находит своё слово для характеристики екимовского героя. Это слово – хозяин. Слово хозяин в устах Б. Екимова - высшая оценка человека и его отношения к окружающему. Она, эта оценка, исключительно многомерна и от рассказа к рассказу обогащается различными смысловыми оттенками, касаясь по существу всех сторон человеческой жизнедеятельности. Но главное в ней остается, однако, неизменным: хозяин значит живущий собственным трудом, величайший труженик. Это основной источник, питающий героев писателя уверенностью в жизни; им определяются и все другие людские качества: хозяин своим чувствам и своим словам - хозяин собственной судьбы - хозяин в семье, дома и на подворье – хозяин на общественной ниве – хозяин страны. (4, с.153)
И. Богатко видит в его прозе внимание ко всему живому миру и считает источником этого любовь к родине. Родина, родная земля - любовь писателя, и ее, эту любовь, он стремится передать, ее ищет в глубине души тех людей, о которых пишет. Эта любовь движет поступками, поведением многих персонажей екимовских рассказов. (3, с.293)
В журнале «Отчий край»
не раз печатались заметки наших
волгоградских литературных критиков
о творчестве Бориса Екимова. Несколько
работ посвятила ему И. В. Великанова.
Она считает, что поэтическое
изображение природы донского края
является важной и неотъемлемой частью
прозы Б. Екимова, во многом определяющей
её своеобразие. Красота природы
в различных ее проявлениях открыта
наблюдательному взгляду
В двухтомник Бориса Екимова «Избранное» (Волгоград, 1998) вошли лучшие произведения писателя, которые неоднократно издавались в России и за рубежом. Прочитанные в совокупности, они складываются в большое эпическое полотно современной российской жизни. За множеством ситуаций, внешне не связанных между собой, открывается единство авторского мироощущения, основанного на глубоком убеждении: главное в человеке - его душа, его человечность, способность к состраданию и сопереживанию, ведущая к установлению единства между людьми.
Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Эта черта екимовских героев по-новому высвечивает их характер, придает ему нравственную глубину. (6, с.211)
Журнал «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») № 8 – 2005 весь посвящен урокам по рассказам Бориса Екимова. Это подтверждает значимость и актуальность его произведений именно для молодого поколения.
Понимание счастья и смысла жизни героями рассказов Б.П. Екимова
Труд – средство, цель и смысл жизни екимовских героев.
Сельские труженики, всю жизнь работающие на земле и от земли кормящиеся, - вот главные герои многих рассказов Екимова. Вся горечь и радость их жизни – в труде. Отними у них право трудиться – они и людьми-то перестанут себя чувствовать. Кто же они? Старики, а в большей мере – старухи, которые трудятся всю свою жизнь, просто по-другому не могут. И сколько в них тепла, открытости, всеобъемлющей доброты…
А первым среди них был Холюша из рассказа «Холюшино подворье», который и открыл Екимова всей стране. Его подлинное имя - Варфоломей Максимович Вихлянцев. (Святого Сергия Радонежского тоже звали Варфоломеем).