Литературный герой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературный герой.docx

— 752.45 Кб (Скачать файл)

Важную роль в раскрытии  характера - и в выражении авторской  позиции по отношению к герою — играют ситуация нравственного выбора, а также приемы психологического изображения.

Изучение произведений Б. Екимова, созданных в разные годы, выявление их идейно-художественного своеобразия позволяет выделить следующие периоды творческого пути писателя:

1. 1971 — 1978-е г.г. (рассказы  «Не уйти», «Все для доченьки», «Шурочкино племя», «Девушка в красном пальто», «Елка для матери», «Горький ветер земли», «Веселый блондин Володя» и др.; повесть «Короткое время бородатых»).

2. 1979 — 1980-ег.г. (рассказы  «Холюшино подворье», «Некому посидеть со старухой», «Тарасов», «За теплым хлебом», «Мальчик на велосипеде», «Живая душа», «Ночь исцеления», «Учительница Маруся», «Стенькин курган», «Эксперимент» и др.; повести «Частное расследование», «Донос», «Такая музыка», роман «Родительский дом»).

3. 1990-е г.г. (рассказы «Пресвятая  Дева-Богородица», «Проездом», «У гнезда», «Память лета», «Враг народа», «Набег», «Гнедой», «Наш солдат», «Фетисыч» и др.; повести «Крик в ночи», «Высшая мера», «Наш старый дом», «Пиночет»).

Предлагаемая периодизация отражает изменения, которые претерпела содержательная, сюжетно-композиционная и повествовательная структура произведений писателя на протяжении трех десятилетий.

 
 
Научная библиотека диссертаций и  авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/poetika-prozy-bp-ekimova#ixzz2H7Arm1Qk

 

Выдержки из работы:

Имя собственное порой  утрачивается человеком — так  происходит с героем рассказа «Телик» (1989). Прозвище возникает вследствие непомерного увлечения телевизионными передачами — Телик всегда хочет

156 быть «в курсе». Каждый  вечер в его доме работают  два телевизора, настроенные на  разные программы, — хозяин  же мечтает о третьем, переносном. Впрочем, автор замечает, что прозвище  это было необидным, звучало  хотя и «с усмешкой, но уважительно.  Мужик он был деловой, нравом  веселый, а что телевизор любил  да радио — какой в том  грех?» (130). В заглавии рассказа  автор отразил ту особенность  героя, ту «чудинку», которая  выделяет его среди других.

Заглавие произведения может  заключать в себе информацию о  наиболее важном и значительном в  жизни персонажа. Название рассказа «Сержант» (1974) содержит не просто указание на профессию: в нем обозначена самая  яркая часть жизни героя. Федор  любит вспоминать то время, когда  он служил сержантом милиции, носил  фуражку с лакированным козырьком  и пользовался уважением и  соседей, и начальства. Но все это  осталось в прошлом. И подобно  тому, как разительно отличается прежняя  и нынешняя жизнь Федора, резким диссонансом по отношению к заглавию звучит первое предложение рассказа: «У людей, работающих вместе с ним, не нашлось для него лучшего прозвища, чем Федя Плевок» (131).

Герой мучительно переживает свое незавидное положение: «тосковал  он по своей прежней, значительной жизни. Уставал от сегодняшней, полной презрительных  или сожалеющих насмешек, уставал  от своего маленького роста, от неказистой внешности, уставал от сознания, что  каждое его слово глупо и смешно лишь потому, что мал и смешон он сам...» (132). Чем больше неприятностей  обрушивается на Федора, тем более  завидной и счастливой представляется ему прошлая жизнь, о возврате которой он мечтает. Мечты героя  оказываются связанными не с будущим, а с прошлым. В этом нелепом, на первый взгляд, человеке привлекает его  страдающая и тоскующая душа. Заглавие рассказа заключает в себе авторское  сочувствие и «поддержку» героя, не презрение, а утверждение значимости каждой человеческой личности.

В.Тюпа отмечает тот факт, что при доминировании референтной  интенции «имя произведения» может  совпадать не только с именем собственным  или нарицательным его героя, но и с обозначением события или  обстоятельств основного действия (133). Как заметил В.Шукшин, «три вещи надо знать о человеке: как он родился, как женился, как умер...» (134). Постичь таинство смерти раньше времени человеку не дано; но отношение  к смерти, ее предчувствие и ожидание нередко становится предметом художественного  осмысления.

Среди произведений В.Шукшина  и Б.Екимова есть два рассказа почти со сходными названиями, в  которых обозначено центральное  событие сюжета, - «Как умирал старик» (В.Шукшин) и «Как дед Петро умирал» (Б.Екимов). В обоих произведениях  речь идет о последних неделях  и днях жизни старых людей. Общим для героев этих рассказов является то, что они заранее предвидят скорую смерть. В рассказе В.Шукшина старик, чувствуя, как подступает «какая-то особенная слабость — такая тоска под сердцем, так нехорошо, хоть плачь» (135), понимает - это смерть. У Б.Екимова читаем: «Смерть свою он почуял где-то месяца за два. В апреле заговорил о ней, в июне помер...» (И, 433). Герои не испытывают страха перед смертью, принимают ее неизбежность. После слов - «помираю вить я» - старик думает: «Зимой хлопотно помирать-то» (136). В глазах деда Петра нет «ни печали, ни страха, лишь какое-то изумление» (II, 435). Далее автор поясняет: «Он, видно, не боль чувствовал, а какое-то недоумение: век жил и все умел, а теперь ни сказать, ни пошевелиться. И этой слабости своей он стыдился. Всю жизнь крепкий мужик - и вот...» (II, 436).

«Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающей  путь человека, народно в своей  основе. Философичность содержания многих рассказов обусловлена стремлением  автора «сопрягать» истины человеческого  бытия с неизбежностью завершения его круговорота, видеть начала и  концы жизни человека в одной-единственной

158 судьбе, которая включена  в неостановимое движение времени» (137), — пишет В.Апухтина о рассказах  В.Шукшина, но эти слова могут  быть с полным основанием отнесены  и к произведениям Б.Екимова.

В рассказах «Как умирал старик»  и «Как дед Петро умирал» отсутствует  описание ухода из жизни — оно  заменено кратким сообщением о смерти как о свершившемся факте. Совершенно очевидно, что писателей в большей  степени интересует то, что предшествует этому моменту. Смысл названия углубляется: не просто «как помирал», а что чувствовал, о чем думал перед этим. Мысли  старика из рассказа В.Шукшина —  о детях, которым он передает последний  наказ, и о жене. Екимовский герой  также думает о близких, более  того, свою заботу проявляет в конкретных житейских делах: пересиливая слабость, заготавливает дрова и уголь  на три года вперед, тщательно перебирает забор. Рассказ Б.Екимова завершается  авторскими словами: «А вот как мы свою смерть будем встречать, если почуем ее? Как встретим... А? Серьезный вопрос» (II, 436). За этими словами скрывается авторское убеждение в том, что  для человека важно прожить жизнь  достойно и так же достойно уйти из нее.

Как отмечает В.Тюпа, в случае доминирования креативной интенции «заглавие приобретает оценочный  оттенок, его авторская интерпретационность  оказывается достаточно явной» (138). Сразу отметим, что для Б.Екимова  такой тип заглавий — несущий  в себе отчетливо выраженную авторскую  оценочность — характерен в меньшей  степени (рассказы «Казенный человек», «Чужой», «Милостыня», «Живая душа», «Наш солдат»). В рассказе «Наш солдат», авторский  взгляд, авторская оценка устанавливаются  не сразу - в произведении отражена динамика этого изменения. Заглавие в этом случае утверждает именно итоговую, обобщающую мысль автора. Небольшая  доля названий такого типа в прозе  Б.Екимова свидетельствует, на наш  взгляд, о свойственном ему тяготении  к иным, не прямым, а косвенным  формам выражения авторской позиции.

Наконец, третий тип заглавия возникает в случае доминирования  рецептивной интенции, что, по мнению В.Тюпы, указывает на «адресованность  заглавия воспринимающему сознанию; такое имя проблематизирует произведение, оно ищет адекватной читательской интерпретации» (139). У Б.Екимова заглавия, содержащие установку на читательскую активность, представлены достаточно широко (повести  «Донос», «Высшая мера», «Пиночет»; рассказы «Набег», «Враг народа», «Дальние родственники», «Продажа» и другие). При этом смысл заглавия после  прочтения произведения значительно  углубляется, а нередко и полностью  переосмысливается по сравнению  с первоначальным восприятием именно благодаря активности «воспринимающего сознания».

Название одной из повестей Б.Екимова - «Пиночет» (1998) — изначально скрывает в себе полемический оттенок. До чтения произведения его заглавие вызывает ассоциации с жестоким чилийским  диктатором — впоследствии же оказывается, что таким прозвищем наделен  главный герой повести, председатель колхоза Корытин.

Уступая предсмертной просьбе  отца, Корытин дает обещание возглавить колхоз, ради чего оставляет более  высокую должность в городе. С  первых же шагов столкнувшись с проблемами села (всеобщая разруха, бесхозяйственность и безответственность), герой решительно препятствует этому. В ответ он получает непонимание и неприкрытую ненависть. В сюжет повести включен эпизод, в котором описана встреча  председателя с матерью доярки, уличенной  в воровстве. Мольбы пьяной женщины сменяются проклятиями, в бессильной злобе она выкрикивает в лицо Корытину обидные слова: «Пиночет! Пиночет проклятый!! Пиночетина!! Чтоб тебя!..» (140).

Развязка конфликта в  повести отсутствует: автор не показывает, чем закончится это незримое противостояние. Однако симпатии автора, несомненно, на стороне Корытина и людей, подобных ему. Поэтому заглавие повести отражает, с одной стороны, оценку героя  некоторыми из

160 окружающих его людей,  с другой - несогласие автора с  ней, побуждает задуматься о  непростых проблемах жизни современной  деревни.

На подобного рода связь  заглавия с текстом произведения, требующую читательской активности, на необходимость соотнесения одного с другим обращает внимание М.Семанова в книге «Чехов — художник». Анализируя поэтику чеховских заглавий, она  пишет: «В интонации чеховских заглавий, то эпически констатирующей («В цирульне», «Жалобная книга» и др.), то открыто  эмоциональной, экспрессивной ("Упразднили!», «Ах, зубы!», «Кто виноват?», «Говорить  или молчать?»), выражается отношение  писателя к изображаемому. Автор  рассчитывает на то, что читатель соотнесет  заглавие с текстом рассказа и  уловит авторскую насмешку, иронию, авторское мягкое или резкое осуждение, обнаружит за видимым сущее» (141).

В отдельных случаях заглавие произведения у Б.Екимова — в  результате переосмысления - вызывает у читателя негативную оценку персонажей. В названии рассказа «Дальние родственники»  заключается указание не только на степень родства и тем более  не на географическую удаленность москвички  Мариши и ее престарелой тетушки. Автору важно подчеркнуть всю  степень душевной «отдаленности» племянницы, в суматохе дней забывающей оказывать  самые элементарные знаки внимания близкому человеку.

Итак, заглавие, рассмотренное  в контексте всего произведения, позволяет глубже раскрыть особенности  его содержания, поскольку является одной из важнейших форм выражения  авторской позиции.

Субъектная организация  произведения является важным средством  выражения авторского сознания. Форма  повествования от третьего лица выражает позицию автора, стоящего «над всем художественным миром произведения» (А.В.Огнев), господствующего в нем. Вместе с тем авторская точка  зрения не является единственной в  произведении: речь

повествователя включает в себя различные точки зрения, совокупность которых и позволяет  раскрыть авторский замысел во всей его полноте.

Форма повествования от первого  лица особенно характерна для лирических жанров (рассказ-пейзаж, повесть в  рассказах), которые отличаются повышенной субъективированностью повествования. Прямое авторское слово звучит в  отступлениях обобщенно-философского характера, в описаниях природы. В то же время «я» повествователя оказывается многогранным, приобретая то эпический, то лирический характер или же выступая как прямое авторское  слово. Лирические произведения характеризуются  большей степенью близости автора и  повествователя.

В произведениях Б.Екимова  значительную роль играет пейзаж, выступающий  как одна из важнейших форм выражения  авторского сознания. Его функции  в произведении достаточно многообразны. Картины природы, введенные в  повествование, могут выступать  как одно из основных средств в  выражении главной идеи произведения, способствовать раскрытию его нравственно-философского смысла. Пейзаж может усиливать общее  эмоциональное звучание, основное настроение в рассказе. Нередко пейзаж выступает  как средство авторской оценки героя, позволяет раскрыть его психологическое  состояние.

Прозе Б.Екимова в большей  степени свойственны косвенные  формы выражения авторской позиции, в связи с чем возрастает роль сюжетно-композиционных средств (в  системе форм выражения авторского сознания). Большую смысловую нагрузку несут, в частности, антитеза и такое  явление, как сюжетная рифма. Широкое  использование художественной детали (детали-подробности и детали-символа) служит более глубокому раскрытию  авторских идей.

В художественной системе  произведений Б.Екимова и событийное, и описательное начала играют существенную роль в художественной системе произведений Б.Екимова. Их соотношение гибко  и изменчиво и в

162 каждом конкретном случае  зависит от решаемых автором  задач. В произведениях с социально-психологической  проблематикой воплощение авторской  концепции приводит к доминированию  событийного начала — изменение  позиции героя проявляется через  его действия, поступки. Стремление  автора к философскому осмыслению  жизни во всем многообразии  ее проявлений, мысль о безусловной  ценности и богатстве природного  мира обусловливает ведущую роль  описательности в художественной  системе произведения. Оба полюса - сюжетный и описательный - оказываются  в равной степени важны, каждый  из них по-своему служит выражению  авторского сознания.

Информация о работе Литературный герой